Здавалка
Главная | Обратная связь

Мозаики Равенны, Фессалоники, Синая и Кипра 6-7в.



В живописи кристаллизуется специфический византийский образ (это прослеживается уже в Арианском баптистерии и епископской капелле, к5в). В его основе западный и восточный опыт, который привел к созданию спиритуалистического мировоззрения. В поисках стиля обозначаются две тенденции: создание одухотворенного образа с помощью старых классических средств (видоизменяя их) и замена классического языка другим, строгим, далеким от античности. Обе тенденции существовали в 6-7в, но, как правило, в 6в преобладал второй тип, а в 7в первый (классический). В декорации идут по пути упрощения и систематизации, излишне повествовательные (соответственно, менее символические) сцены заменяются самыми значительными евангельскими сценами. Получилось, что декорация храма – сжатая, символически наполненная формула. Важнее не исторический, а догматический смысл. 6в – наибольшее могущество империи, искусство торжественное и импозантное (есть суровые отрешенные образы), 7в – утрата многих территорий (арабы), образы светлее и мягче.

Сан Аполинаре Нуово в Равенне, ок500г. Базилика с кампаниллой, с запада портик, который как бы продолжает линию боковых нефов. Колоннады (средней длины), на стенах ряды святых: с правой стороны мужчины – идут ко Христу, с левой – святые жены – идут к Богородице. Христос и Богородица встречают мучеников у алтаря. Мужчины выходят из Дворца Теодориха (столица ост готов). В клеристории апостолы и пророки, выше, над окнами, узкий ряд. Там изображены различные евангельские события. С другой стороны, где женщины (на их же уровне) изображен равенский порт. Между арками в медальонах изображения – все это позднее. У алтаря, с правой стороны (юг) Христос на троне в окружении 4х архангелов. Христос в пурпурных одеяниях (сейчас потемнел), архангелы в белых. С левой стороны Богородица на троне с младенцем на руках, по бокам 4 архангела. Тоже пурпурные одеяния с золотыми вставками. Святой Мартий идет первым и одет он в темные одежды (все остальные в светлые), у всех мужчин венцы славы в руках. Византия не любила изображать страдания (в отличие от Запада), лучше венец славы после подвига. Каждый святой фланкирован пальмами (это как перегородочки между фигурами). Нет элемента человеческого общения. К Богоматери перед святыми женами подходят (почти подбегают) три волхва, впереди них звезда. Здесь как раз строгий тип, усиливается стилизация художественного языка.

Сан Витале в Равенне, 546-548, первый известный храм, где ярко выражена изобразительная программа. Она вся посвящена литургическому действу. В просбитерии вспарушеный крестовый свод. В медальоне агнец, от него расходятся 4 луча, в каждом отсеке архангел, который поддерживает медальон с агнцем (всего 4). На своде райское пространство – поэтому там между фигурами кущи. На северной и южной стенах сцены Ветхого Завета (прообразы новозаветной жертвы). В левом люнете Гостеприимство и жертвоприношение Авраама (как Бог принес в жертву своего сына, так Авраам готов был принести своего). В правом люнете престол, где Мельхиседек и Авель (несет овцу и сам как овца) приносят жертву Богу. Фигур меньше, они укрупняются (каждый образ способен выразить всю полноту представлений о духовном мире). Общий характер строже, программнее. В алтаре, молодой Христос на небесах (золотой фон), восседает на мандорле славы (здесь круглый шар), по сторонам Михаил и Гавриил и еще две фигуры: по правую руку от Христа (где Михаил) стоит Виталий, по левую – Эклесий держит модель храма в руках (подписан, без нимба, то есть человеческий портрет). Кладка ровная, почти зеркальная, образы спокойные. Над люнетами с Авраамом, Авелем и Мельхиседеком небольшие композиции, где 2 ангела несут крест в медальоне (по сторонам там пророки, Иеремея и Моисей на Синае, Исайя и продолжение Моисея 9неопалимая купина). Ангелы с крестом и Моисей, снимающий обувь перед купиной – распространенные сюжеты. То есть в пространстве алтаря происходит литургия, а на стенах ее предшественники. На уровне окон (в апсиде) расположены две исторические композиции: слева Юстиниан со свитой идет в Софию и несет дары, справа Феодоров со свитой также идет в храм. Люди расположены в алтаре – это дерзко. У персонажей одежды расчерчены по вертикали, подчеркивают ее и нейтрализуют объем. Юстиниан мягколицым, скорее слабовольный. Феодора была очень известной женщиной, несет в Софию дар, служка открывает перед ней дверь-штору, справа евнух, слева две женщины (жена и дочь Елезарио – полководца, который стоит рядом с Юстинианом), потом свита богатых и знатных дам. На кромке платья Феодоры изображены волхвы. Художественный язык здесь уже чисто византийский. Лики пластичные и плотные, портретные, восточные (огромные застывшие глаза). Сами фигуры плоские, как будто не имеют веса, ноги друг на друге (подчеркивает полную невесомость). Восточная подпружная арка (всего 8, эта ведет в просбитерий). Фигуры в медальонах – в основе римский портрет. В центре Христос, по сторонам Петр и Павел (только они поменяны местами), потом остальные апостолы. В нижних медальонах избранные святые, особенно почитавшиеся в Северной Италии (например, Протасий и Гервасий). Христос – переделан, в 19в поновлен. Обе части лица сделали в 19в, но одну чуть раньше, другую чуть позже, поэтому есть разница (сохранили старый стиль, тип, иконографию). Все медальоны внизу завершаются сплетенными дельфинами и водными отростками.

Сант Аполлинаре ин Классе, Равенна, 532-549г. Ранние мозаики в алтаре. Колонная базилика, стропильные перекрытия. Символическая и весьма замысловатая программа, для ее понимания нужно знание. Апсида выпуклая, там между окнами особо почитаемые святые. По склонам триумфальной арки, как по холмам вверх к Христу в медальоне идут 12 овечек. По сторонам от Христа 4 символа евангелистов. Крайние углы арки заняты пальмами. Алтарь: в нижней части конхи изображен Аполлинарий в позе аранта, к нему тоже идут овечки. В верхней части конхи Преображение (Христос заменен крестом в медальоне), по сторонам пророки Моисей и Илья (поясные среди облаков), золотой фон. По сторонам от креста, на земле три овечки (Петр, Иоанн и Иаков) – то есть, композиция выражена символические. Деревья, камни, травы ровными горизонтальными линиями. В средокрестие креста расположен медальон с Христом. Моисей молодой, лик римского типа, но стилизован по-восточному: тяжелый подбородок, округлый овал лица, огромные глаза, подчеркнутые брови. Здесь есть благостность, хотя сама типология такого лица предполагает какую-то сосредоточенность. Илья изображен старцем.

Монастырь святой Екатерины на Синае, 548-565г. Заложен при Юстиниане, никогда его не грабили. Все уникально сохранилось. Монастырь окружен большой стеной. Сохранилась старая колонная базилика римского типа, так как это действующая церковь, навешана куча всего. В конхе Преображение (отсюда традиционная иконография), вверху (по сторонам от сдвоенного окна) два сюжета с Моисеем: слева он снимает сандалии перед неопалимой купиной, справа он получает скрижали закона. На верху триумфальной арки в медальоне агнец, к нему летят два ангела, в пазухах в медальоне Иоанн Креститель и Богородица (нестандартное расположение). По сути, это деисус. Вокруг конхи апсиды в медальонах изображения святых (то есть лента по горизонтали в апсиде и часть внутренней стороны триумфальной арки), мучеников. Кладка – просто бисерный набор, переливчатая, прозрачная, много оттенков (в Равенне все крупно, здесь утонченно). Черты смягчены, образы разнообразнее и индивидуальнее.

Базилика святого Дмитрия в Фессалониках, 5в, мозаики 2/4 7в. Одна из 2х церквей 7в, в которой суровый стиль, а не классический. В 5в пожар, поновили к 7в(второй раз горела в 1919г). у алтаря большие 4гранные столбы (правый, западная грань – Сергий (патриций, богатые одежды); северная грань – Дмитрий с донаторами; левый столб, восточная грань – Вакх). Основные установки те же, что и в строгом стиле: фигуры как в 6в обрисованы тонкой линией (легкость, распластанность), симметричные черты, отрешенное выражение, расширенный взгляд, но выглядит все это изящнее. Фигуры как бы каннелированны, у пожилых донаторов больше характерного в ликах (передали человеческую природу), на левом столбе еще есть Дмитрий с детьми. Дети отличаются только размерами, такой же тип лица (неподвижность и симметрия, отрешенный взгляд). Большое количество оттенков, смальта не жестка и ленейна, а довольно свободна

Церковь Панагия Ангелоктиста на Кипре, 7 и 12в. В 7в церковь не была купольной, ее перестроили. Посвящена Богоматери Ангелоподобной. От 7в осталась апсида, небольшая, приземистая. Мозаикам в конхе как будто тесно. Там Богородица с младенцем, по бокам два архангела-стража. В руках у них сферы. Здесь (как часто делают на Кипре) используют не только золото, но и серебро, что дает некоторое другое, драгоценное мерцание. В образах отрешенность, они неэмоциональны, так как была установка на то, что все эмоциональное – это человекоподобное (мирское). Характерно окантовывание серебром золотых нимбов. Так как ангелы в движении, у них усложнен контур силуэта, другая образная характеристика – полная отрешенность. Фигура Гавриила очень напоминает античную скульптуру.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.