Здавалка
Главная | Обратная связь

Классическое направление в монументальной живописи 6-7в.



В поисках стиля, к 7в обозначилась тенденция, опирающаяся на античные традиция, прием она в большей мере их продолжает, чем видоизменяет. У таких памятников классическое совершенство, поэтому многие думают, что они являются ранними созданиями Константинопольских мастерских, что не совсем верно, так как в самом городе памятников этого периода сохранилось очень мало. В то же время, есть много храмов аскетического стиля, построенных в провинциях по заказу императора художниками из столицы (монастырь Св. Екатерины на Синае).

Санти Косма э Дамиано в Риме, 526-530г. Очень большая апсида, с 6в дошла она и триумфальная арка. Христос стоит на возвышении, как бы шаг вперед делает и рукой всех обводит, Петр и Павел подводят Косму и Домиана, еще есть папа (правда поздний) и святой Федор (рядом с ним изображена птица-феникс). Внизу к центру сходятся овечки. У образов активная энергетика. Мастер, скорее всего, был римлянином, так как очень плотные складки, римский тип лица, мозаика – почти статуарная пластика. Внизу (где овечки) посередине изображена она овечка с нимбом, стоит на холме, из которого вытекают 4 реки. На триумфальной арке поклонение агнцу (на престоле овечка, по стоонам 4 ангела и символы евангелистов, ниже 24 апокалиптических старца). Композиция не закончена, так как при перестройке что-то меняли в стенах и частично их разрушили, была потеряна часть мозаик.

Церковь Успения в Никее (не сохранилась). Там есть изображения небесных сил (это ангелы, особенно Дюнамис). Великолепное исполнение, глубокая одухотворенность, нет прямолинейной стилизации или упрощения. Ангелы стоят по сторонам от Престола уготованного со знаменами и державами в руках. Ученый догматизм символики сочетается с артистизмом художественного воплощения, с индивидуальностью образов. Дюнамис: нежный овал, живые движения глаз, приоткрытый дышащий рот – чувственная привлекательность, есть печать внутреннего озарения и восторга. Античные приемы красочной лепки и пластической рельефности формы живут рядом с оптической алогичностью построения, при которой конструктивная логика отсутствует, форма как бы дематериализована. Нет жестких контуров.

Базилика Санта Мария Антиква. Первая римская базилика, посвященная Богородице (еще одна великая богородичная церковь – это Санта Мария Маджоре). Расположена прямо на римском форуме, превращена в церковь из языческого здания. Перестроив и увеличив какое-то здание, получили церковь (где-то около 4в). Здесь все стены, как винегрет. Слои художественной деятельности разных Пап, которые выступали как заказчики (до 8в кучу всего рисовали). Около 8в она стала разрушаться, в 9в она уже не служила, и ее засыпал культурный слой, в 19в ее отрыли. Так как это римское здание, ориентировано на юг. На стенах полипсест – по старым слоям делали новые (фрески). Там есть фреска, ее называют Прекрасный Ангел (из композиции Благовещения 7в, относится к правлению папы Иоанна 7, 705-707г), одухотворенный облик, сияющее выражение, совершенная скульптурная пластика, мягкая сочная живопись. Хотя проглядывается и римская основа (есть некая грузность форм). Там еще есть Благовещение 6в. И еще куча композиций. В западной части беглое, свободное изображение апостола Андрея, живой вдохновенный взор. Архангел Гавриил из Благовещения (на столбе). При папе Иоанне 7 тоже. Многоцветие, переливы, просвечивание тонов. Свечение. Хотя сделан он могучим. Здесь виден и чистый классический стиль, и классический стиль, соединенный с местными традициями

Санта Мария ди Кастельсеприо близ Милана, к7в. В 14в в ходе войны родов все разрушено. Фрески выполнены византийцами. Все сохранившиеся фрески в конхе апсиды. Апсида стеной отделена от наоса, фрески над окном апсиды. Центр – Пантократор. Испытание водою обличения. Благовещение: сон Иосифа. У ангела многоцветное, но пастельное одеяние. Рождество Христово. Путь в Вифлеем. Сцены без деления на отдельные композиции. Живопись крайне близка к античной. Фигуры стройные, позы гибкие, жесты естественные. В лицах восторг. Светлый скользящий рисунок (трепетность). Тональные переливы, сочные и широкие мазки.
Базилика Сант Аньезе в Риме. Рядом Санта Костанца Ротонда, из церкви можно спуститься в катакомбы. Мозаика 7в осталась только в конхе. В конхе, в большом золотом своде три фигуры: святая Аньеза, по бокам от нее два персонажа (донатор с моделью храма в руках и еще кто-то). «Рим начинает дичать», мозаики намного грубее. Так как это 7в, уже нет овечек, которые шли с двух сторон (из двух святых городов Иерусалима и Вифлеема). Контур здесь четче, его больше, черты лика не за счет пластики, а за счет линии. Это нарисовано (или даже раскрашено), ровные кубики смальты обеспечивают гладкую и одноцветную гамму. Скорее всего, это не классическая традиция.

Баптистерий св Винанция (642-649г) Лотеранской базилики в Риме, 315 и 432-440г, 17в. В прямоугольном зале тоже сделана апсида (над престолом приделан классицистический киворий). В апсиде и на стенах справа и слева мозаики – фигуры святых, еще они есть в нижней части алтаря. В конхе наверху Христос (поясной) и два архангела. Чуть ниже идет строчный ряд: посередине расположена Богородица-Оранта, по бокам от нее Петр и Павел, дальше идут другие святые, в руках у них – подношения на небеса. Над алтарем еще немного продолжается стена, там 4 знака евангелистов. Здесь тоже есть некая грубость, изображения выразительны, но не техничны. Здесь используются уже найденные приемы (архиепископская капелла в Равенне – там нашли такой прием, что делали челку непонятно какую, но обязательно ее должна была окантовывать ровная линия).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.