Здавалка
Главная | Обратная связь

Архитектура Константинополя 9-12в.



Это средневизантийский период, начинается он с торжества иконопочитателей в 843г, а кончается национальной трагедией – разгромом Константинополе крестоносцами в 1204г. Это время полного оформления всех принципов «византинизма», наивысшей духовной насыщенности стиля, широкой экспансии. Внутри периода выделяют два больших этапа: Македонский (867-1056г) и Комниновский (1057-1204г), хотя там правили Дуки, Комнины, Ангелы. В Константинополе в сер9-сер11 доминирует (единственно существует) крестово-купольный храм на 4х колонках (на 4х свободно стоящих опорах), это особый вариант храма типа вписанного креста (от ранних крестово-купольных храмов отличается конструктивными особенностями и выразительностью). Сугубо столичен по происхождению, слишком рафинирован для окраин. Из пространства исчезают тяжелые подкупольные опоры и какие-либо стены, тонкие колонки поддерживают купол как балдахин (интерьер прозрачен и ясен). Хор либо нет, либо только над нартексом. Снаружи ясность и стройность членений, изысканность, стремление к дематериализации (множество различных проемов), розов-белая кладка (кирпич на растворе, иногда камень, ритмичные ряды). Огромные 3х частные окна – юстиниановская традиция (стена будто совсем бестелесна). Период еще называют Македонским ренессансом – большая любовь к классическому прошлому.

Северная церковь монастыря Константина Липса (Фенари Иса джами), 908г.Самый ранний храм типа «зал с куполом», в 13в пристроили Южную церковь. Рукава выделены (цилиндрические своды), барабан вытянут, нет кругового обхода, план прямоугольный, в углах маленькие 2эт капеллы, крестовые своды (и в нартексе). 3 апсиды(граненые снаружи), перед алтарем пространство расширено (своеобразная вима), в жертвеннике и диаконнике странные своды (крестовый свод, будто лепестковый, перед ним еще небольшое пространство и тоже крестовый свод), единое пространство, смешанная кладка, хоры над нартексом. Снаружи над 2яр что-то вроде кронштейнов: Брунов – было 5 нефов; Миго – внешние мраморные балкончики вели на 2эт капелл и храм был 5 купольный (еще над капеллами), современная исследовательница копает, говорит, что что-то было, но это не полноправные нефы.

Бодрум Джами (Мирелейон), ок920г. Храм 2х этажный (использует рельеф местности). Нижний храм – это усыпальница династии Лакапинов (Роман Лакапин), очень изящна, на 4х колонках с крестовым сводом (верхний на 4х столбиках). Архитектура крупная, но меньше архитектуры 6в. Крупная плинфа чередуется с цемянкой. Крупные окна. Характерна пластичность объема и формы и светоносность. Угловые компартименты перекрыты крестовыми сводами. Только здесь и рукава креста тоже перекрыты крестовыми сводами. Трех частный алтарь. Более сложный барабан, он игривый, профилированный, есть дуги, по верху идет лента, высокий, 8 окон, между ними треугольные контрфорсы. Крест выделен и снаружи, компартименты понижены. Получается объемная лестница. Каждый рукав креста – это трехчастная картина. В три яруса расположены окна: верхний – цельное окно (по примеру 6в окно делится тонкими колонками на три части). Лента четко, но деликатно разделяет уровни на всем объеме церкви. Скорее всего, храм был чем-то покрыт. Константинополь во все времена сохраняет зальность, прозрачность, тонкость стен и обилие окон, в то время как в других районах растер замкнутость объема. Внутри тоже есть деление стен на три яруса горизонтальными резными мраморными лентами. Вроде, свободно вписанный крест. Ко всем стенам как контрфорсы приставлены мощные, пластически активные полуколонны.

Эски Имарет Джами, 2п 11в. Не знаем греческого названия. Крупный храм. Был руиной, сейчас отделан. Рукава креста повышены, нартекс завершается закомарой. Три апсиды становятся многограннее, в центральной 5 граней, всюду слепые ниши. Барабан повышен. Кирпичная плинфа на цемяночном растворе, плюс добавлен камень (полосатость). У стены есть композиция. Завершается рукав закомарой, фасад разделен тремя ярусами окон. Окна большие, но их профили незначительны, значит стена тонкая. По кайме всех объемов идет декоративный резной фриз. Рукава креста – равноконечные цилиндрические своды. Купол тыквообразный (делится на хребты, которые покрывались орнаментом, и на «лотки», которые были золотыми). Когда появился крестово-купольный храм, ушла обходная галерея, второй этаж остался только с западной стороны в виде хор или эмпор. Боковой алтарь: завершение напоминает лодку или корабль. Идет крестовый свод, от него три полуконхи, с востока он как уже нормальный алтарь. Все это объединено одной ползучей аркой, кажется, что 4х листник.

Церковь святого Федора (Килисе Джами или Молла Гирани Джами), ок1100г. На 4 колонках. Апсида многогранная, большие окна, наверху ниши. Кладка византийская полосатая. Повышены рукава креста, большое окно завершается закомарным полукружием. Алтарь выше и декоративнее: окна, между ними колонны, линия бегунка (или еще чего то) соединяет все воедино). Приставлен экзонартекс 14в, у него есть свои купола. Есть и старый нартекс, он между эксзонартексом и храмом. В куполах мозаики, но турки их замазали.

Календрхане Джами, 12в (кажется, что это храм Христа Всевидящего), 12в. Полосатая кладка, очень большой купол (диаметр расширен). В стену входил константинопольский акведук. Все в окнах, в боковой (южной) стене в три этажа большие окна. Перекрытия позакомарные. С его хронологией все не понятно. Раньше был поздне античный или ранне христианский храм, осталось что-то от старой кладки. Раньше: храм выстроили в 9в (после иконоборчества), потом к 11, потом н12, теперь к12. Особая типология («зал с куполом» или компактно вписанный крест). Столб образуется выступом стен, он и является опорой для купола. Внутри этих опор маленькие капеллы. На алтарных столбах (они тоже часть стены) есть ниши (прямоугольные, плоские, высокие). Туда были вставлены большие ниши. Это были иконы Богоматери и Христа.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.