Здавалка
Главная | Обратная связь

Крестово-купольные храмы Греции 9-12в.



Основная типология афинских храмов – это тот же храм на 4х свободно стоящих опорах (колонках, столбиках), но стилистика отличается от константинопольской. Для афинских храмов важна пластика, декоративный цвет, пластика декорации. Здесь, например, нет слепых ниш и пилястр, в отличие от Константинополя. Зато очень важны зубчатые фризы. Вообще крестово-купольные храмы на 4х опорах средне византийского периода небольшие. Относительно большого размера были храмы на тромпах. Греческий иконостас – это всегда внизу мраморные плиты внизу, вверху антаблемент, в середине большие иконы. В Константинополе все выстроено решительно из кирпича-плинфы с перемазкой из цемяночного раствора, в Греции же совсем другая кладка – крупные квадры камня с цемянкой, весь объем источен зубчатыми фризами, кирпичом-плинфой могли обводиться окна или другие тонкие элементы.

Кафаликон – главная церковь монастыря; кафедрал – главное церковное сооружение города.

Церковь Апостолов в Афинах на Агоре, ¼ 11в (1020е). Греческий крест в основе, план похож на цветок, но к западу приставлен прямоугольный нартекс (там 3 купола). Апсиды полукруглые внутри, снаружи они выходят острыми углами. Небольшой, изящный. Особенность: между полукружиями «лепестков» есть еще небольшие полукружия – апсидионы (2 восточных являются жертвенником и диаконником, снаружи выходят углом). Есть остатки атриума.

Церковь святых Федоров, Афины, сер11в. С южной стороны есть колокольня (похожа на звонницу). Стены очень мощные, отношения пропорциональны. Все более весомое и грузное, стена становится крепостью. Очень любили такой прием: на фасаде одно окно (двух створчатое), но они подражают трех створчатости – делают зубчатым фризом как бы обводку еще двух боковых окон по бокам от главного. Апсиды граненые. Одно окно, полуциркульное завершение, посередине обязательно колонка (чем-то окно становится похоже на шлем гладиатора). От колонок и полуарок меняется ощущение: они могут быть тонкими и длинными, а могут быть приземистыми и мощными. Барабаны очень прихотливые. Арки на колоннах, сами колонны утапливают в ниши для особой живописной светотеневой игры. Есть «куфические надписи» - это фриз с орнаментом, который подражает арабской вязи. Интерьер предельно заслонен, так как храм в действии.

Капникарея в Афинах (Церковь), к 11в.Крестово-купольных храм на 4х свободно стоящих колоннах (разные капители). Купол – это балдахин, стоящий на ножках (очень похоже на киворий). Рукава креста выделены, треугольные завершения. К храму приставлен экзонартекс (он 3х частный, по бокам на углах еще треугольниками чуть выделяются навершия над входами). Барабан высокий, обязателен зубчатый фриз. В основном двух частные окна, но есть и просто полуциркульные. Апсид 3, все 3х гранные. Храм сильно осел вниз. Церковь Богородичная, над входом современная мозаика Богородицы с младенцем. Все углы понижены. У экзонартекса трех частное фронтонное завершение, которое закрывает своды (они крестовые, но вспарушенные, поэтому уподобляются куполу), открытые проходы заложили. Украшены бегущей арочной линией. Вся архитектура 6в – это распахнутая архитектура. Не было преграды между внешним миром и интерьером, теперь совсем не так, внутреннее пространство обособляется. В церкви сильны аскетичные настроения, поэтому в архитектуре есть чувство защищенности от суеты мира, отгороженности; строгость и скромность. Храм очень замкнут, но к нему приставлен гостеприимный экзонартекс (чем больше аркад, тем больше желания войти). С северной стороны более поздний придел, у него тоже есть купол, поэтому куполов всего два.

Малая митрополия в Афинах, 2п 12в. Большая митрополия (главный храм города) стоит рядом, она византийская, но перестроена в 19в. Не известно посвящение, очень маленький (высота до купола – 3 человеческих роста). Состоит из мраморных плит (полностью мраморный), для украшения стен (они все резные), в него вставили со всех сторон плиты из разных старых сооружений (большие всего из саркофагов). Есть и специально созданные для этого храма плиты. На 4х опорах – это не колонки, а тоненькие столбики. Для такого храма достаточно высокий барабан. Растет аскетизация, утолщение стены, уменьшение окон, с другой стороны, этот храм похож на игрушку, вырастает декоративность. Все три грани апсид тоже утыканы старыми рельефами. Все время две темы: мирная райская и параллельно, представления о страшном суде (все кусаются). Например, одна плита: ранне христианская, там очень большой крест в рост человека (с двумя перекладинами), к кресту подходит голый человек. Есть еще что-то вроде древа жизни: там сосуд, из которого бьется вода, к нему подходят по два мифологических существа. Сейчас мы видим внутри открытую кладку, раньше все было облицовано мрамором. Рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами, опираются прямо на стены. Внутри тоже очень тонкая резьба рельефов, почти кружевная, отмечает главные места (круг купола, входы и так далее).

Панагея тон Халкеон, после 1028г, Фессалоники. Первый храм после завоевания Византией (Василием 2, до того, Болгарское царство). Крестово-купольный храм типа вписанного креста (на 4х свободных опорах). Он большой, целиком из кирпича. Есть греческие приметы (зубчатые фризы). План довольно прост: нартекс (у него свои два купола), под купольная часть, три нефа, в центре свободно стоят 4 колонки. Купол довольно высокий, там даже два яруса окон, подчеркнуты перспективно сокращающимися арками. Цилиндрические своды в рукавах, понижены угловые компартименты (крестовые своды). На юге во втором столбе с запада (переход от нартекса к наосу), в том столбе есть внутри лестница. Позакомарное завершение. На самом деле это экзонартекс, он мощно артикулирован (как Мерелейон в Константинополе). Откровенно и сильно показаны пластика и тектоника. В нижнем этаже огромная дверь, по сторонам две глубокие, перспективно сокращающиеся ниши. Наверху на подчеркнутом «постаменте» большие тройные арки, они тоже перспективно уходят вглубь. Между арками гроздьями собираются подчеркнутые полуколонны. Здесь снова появляются константинопольские глухие ниши. Три апсиды, центральная сильно возвышается, трехгранная. В куполах нартекса попеременно чередуются ниши с окнами с глухими нишами.

Мербака, 12в, Фессалоники,таких провинциальных церквей очень много. По типологии, плану и инженерной конструкции все то же. Купол опирается на 4 ноги, теперь, это мощные столбы. Стены утолщаются, окон меньше, кладка грубеет и становится мощнее. Такие постройки очень пейзажные. Есть некий приоритет материального.

Элис (селение) в Гастуни, 12в.Интересно тройное окно, этот элемент очень распространен, но пропорции уже другие. Внутри арки изначально было тройное окно и колонки, потом его растесали и вырезали колонки, но боковыми зубчиками подчеркнули ложную обводку. Света мало.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.