Здавалка
Главная | Обратная связь

Монументальная живопись Македонского периода.



Македонский период – сер9-сер11в – период после иконоборчества (один из подпериодов средневизантийского искусства). В это время складывается система росписи крестово-купольного храма, которая связывается с именем патриарха Фотия. Время 1п 10в, правление Константина Багрянородного, принято называть Македонским Ренессансом (мозаик к это время нет, только рукописи), после него стиль несколько меняется. Ориентировочно до 1030х идет поиск одухотворенной выразительности образов и применение ряда новых художественных приемов.

София Константинопольская. К 9в относится Богородица на троне с младенцем в апсиде. Свободно сидит, мягкие ткани, широкие обволакивающие одежды. В виме по сторонам от Богоматери на склонах архангелы Михаил и Гавриил.

Люнет над царским входом в нартексе. Коленопреклоненный Лев 6 перед Христом на троне, с 2х сторон в медальонах Богородица и архангел Гавриил (покровитель Софии и династии). У Христа уже более правильные пропорции. Широкие одеяния, подобен монументу. На коленях раскрытая книга, там написано: «Я есть свет миру». Это торжественное, императивное искусство, обладающее классическим языком, но при этом очень величавое. Кладка резкая цветная, много крупных частей, много зеленых теней, в этом есть что-то нарочито контрастное. Это искусство не стремится к тонкости (как у Богородицы), ищут большую выразительность и экспрессивный толк. Галерея, там портреты императоров. На северной портрет Александра (хотя он мало царствовал), парадные одежды (а тогда они одевались так, что у всех глаза ослепляло). В южном вестибюле (перед нартексом) известная мозаика в люнете, перед дверью в нартекс. Это Богородица с младенцем Христом на троне-табурете. По сторонам от нее два императора подносят ей свои дары. Константин подносит модель Константинополя, Юстиниан – модель Софии. Эта мозаика 2п 10в (но это скорее ¾, после середины 10в). Так как в 1п 10в мозаик нет, есть только рукописи. В фигурах императоров некий дисбаланс, они стоят на кончике. Роскошные царские одежды совершенно нейтрализуют объемы (из-за разных богатых узоров). У Богородицы что-то случилось со смальтой, так как пожух синий цвет. Есть новые элементы: например, от глаза отходит морщинка, которая соединяется с морщинкой от носа в острой форме, цель – интенсифицировать выразительность. В классическую правильность вторгаются опыты. Южная галерея (ю-в угол), Константин Мономах и Зоя, 40е 11в, по сторонам от Христа на троне. Зоя была женой Романа, его изображение сбили и заменили Константином (Романа сверг Михаил 4). Усилились черты линейной обрисовки, подчеркнута строгая направленность, Мономах слева, держит мешок с деньгами, Зоя свиток. растет стилизация линейных приемов.

София в Фесалониках, к9в. Сохранился купол, там Вознесение (поддерживают 2 ангела), дальше апостолы (по центру Мария с 2 ангелами), в простенках, скорее всего пророки (но не дошли). Фигура Христа странная, огромная голова, а конечности будто приплюснуты. Золотые ризы сильно расчерчены линиями. У ангелов очень вытянутые пропорции. Лик имеет выраженную восточность, простовато, но мощно (все черты укрупнены). Во всех изображениях Богородицы нарисован платочек вокруг туловища под грудью. Все стоят на каких-то кристаллических каменных породах. Различные позы, разделяют пальмы, в одежде какое-то мерцание (сеть тонких линий разной формы и направленности).

Церковь Панагеи тон Халкеон в Фессалониках, ок1028г, фрески. Это одновременно и последний этап пути, и первый опыт рождающегося искусства. Образы духовно приподняты, огромные глаза (окружены крупными тенями), взгляды живые и вдохновенные. Сильным оказался прием преувеличенной выразительности глаз, основная система художественных средств традиционна: свободные и мягкие одеяния, широкие разнообразные складки, лица, шеи, руки чрезвычайно объемны, живопись сочная, жестких очертаний нет, в моделировке лица нет схематичности.

В 1030х-1040х самые грандиозные ансамбли, идеология монашеского типа, «аскетический» стиль. Раньше эти тенденции были единичными, теперь программные. Высокая концентрация духовного содержания, другой тип (отрешенный, неподвижный, сосредоточенный), другой художественный язык (условный и символический). Строгое (часто суровое) искусство, часто сложно для восприятия. Пропорции тяжелые (крупные головы, короткие шеи, толстые пальцы, большие ступни), нет легкости, драпировки образуют чеканную схему (геометрические, каркас фигуры), каркас световой, тк моделировка тканей пробелами. Лица похожие, ширококостные, симметричные, глаза крупные, черные зрачки ровно посередине (остановившийся взгляд). Рисунок геометричен, единый черный контур.

Осиос Лукас в Фокиде, 30-40г 11в. Интенсивность цвета, контрастов, физиогномических типов. Фигуры крупные, мощные, все выглядит ярким, одеяния так проникнуты светом, что кажутся белыми. Ткань как материя вторична по отношению к свету, мало полутонов, преобладают густые цвета (зеленый, вишневый, синий), основные пробела образуют вертикали. В тромпах Рождество, Крещение, Сретение (еще 1 не сохранился), в конхе Мария с младенцем на троне – застылось и тд. Лики объемные и массивные, но выложены с постепенными и тонкими градациями пластики и цвета, смальта светлая с оттенками, почти нет глубоких теней. Есть психологические мотивы (классическая память проявляется в ликах, правильной округлости объемов, цветовой тонкости моделировок).

София Киевская. То же, что и в Осиос Лукас, но выражено по-другому, нет такой яркости и сияния, цвет скромнее; свет в одеждах обильный, но не такой белый (много оттенков), световая система не столь жесткая, разнообразна. Лики объемные и массивные, есть довольно большие тени, облики отрешенные (есть и суровые). Драпировки – классическая память. Больше фресок, другая декоративная система (декорация занимает все пространство, в Византии внизу мрамор). Михаил и Георгий в боковых апсидах (4 и 5), множество ангелов (такого нигде нет больше).

Неа Мони, остров Хиос, 40г 11в. В это время опять повернулись к классическим традициям, стиль смягчился, большее эмоциональное и красочное богатство. Тромпы, не крестово-купольный. Везде мрамор, в экседрах и тромпах мозаики (купол обвалился). В центральной апсиде Мария с Михаилом и Гавриилом (разнесены в жертвенник и диаконник). Крещение и сошествие во ад в экседрах; Преображение в тромпе. В сцене крещения присутствует толпа –редкость (и смотрят и сами готовятся). Нет резких контрастов, линии смягчены. Большие купные складки, форма и конструкция строится на цветовых и световых лучах. Экзонартекс закрыли, в 3х куполах и части стен есть части мозаик. С одной торцовой стороны Христос в Гефсиманском саду, с другой – Омовение ног. В нартексах в великий четверг часто происходило омовение ног. Гефсиманский сад: в центре как монумент фигура Христа, с двух сторон от него события. С одной стороны он молится в свою последнюю ночь, хочет, чтобы с ним были его ученики, просит их побыть с ним, а они спят. С другой стороны поцелую Иуды. Один из куполов в экзонартексе: в парусах Иоаким и Анна, Стефан (первый диакон) и врач Пантелеймон, они в медальонах. В самом куполе мученики и воины: Федор Стратилат, Вакх и знаменитые деятели церкви и основоположники монастырей. Появляется много цвета. Это богатая живописная поверхность.

София Охридская, Македония, ок1050г, фрески. Кафедральный собор, по заказу архиепископа Льва, церковь древняя, в 11в реставрация (пристроили экзонартекс и рапсисали). Базилика, 3 нефа, скатная кровля, апсида (под скатной кровлей еще цилиндрический свод, своеобразная вима), нет купола. В конхе Богоматерь-Никопея (Защитница, младенец на щите), евхаристия (Христос демонстративно держит причастную лепешку, спор каким хлебом причащаться), святительский чин. Есть некая сила, героизированность, мужество, резковатое строение всего телесного. В них видна энергия. Здесь очень много епископов – это человеческий род, представленный своими духовными учителями. Программа Льва (на стенах собор) до схизмы 1054г, поэтому есть не только греческие, но и римские учителя (папы, такого больше нет). Купол замещает вима, там расширенное Вознесение (возносят 4 ангела), с 2х сторон смотрят ученики (еще Мария и 2 ангела), пальмы разделяют. Под сводом вимы фриз, где в две стороны летят ангелы и поют Богородице литургическую песнь. Конструкция складок мягче, много белил (они определяют цветовую и анатомическую структуру). Позы крутящиеся, они не стоят фронтально как в Софии или Осиус Лукасе. Взгляды почти сверкают, они понятны нам, уже нет гипнотизирующей остановленности или непонятности. Намного больше эмоций. Лики с переживанием, остротой, со скошенным взглядом, есть сила и внутренняя экспрессия. Роспись стен от алтаря к центру: литургия Василия Великого, дальше сцена сна Иоанна Златоуста (над ним ангел ему спящему протягивает свиток с литургией), потом сцены на литургическую тему, но они плохо сохранились: сон Иакова (спит и видит лестницу в ангелами), три отрока в печи огненной. Цвета изменились (особенно киноварь потемнела), но даже по сохраненному видно, что здесь были приглушенные тона. На противоположной стене сцены ветхозаветные, которые соотносятся с жертвой Христа: жертвоприношение Авраама (очень развернутая сцена), гостеприимство Авраама или Троица и так далее. У всех фигур экспрессивные и страстные облики со скошенными глазами. На столбах и над ними фигуры святых – это епископы всех церквей. По всему интерьеру фигуры в белых одеждах с крестами, такого больше нигде нет. В главном нефе греческие отцы церкви. По периметру здания на синем фоне белые фигур всевозможных святителей всех христианских церквей. Фигуры высокие стройные, как столпы света. Тела не видно, так как епископское одеяние закрывает всякую пластику. У всех суровые лица, там охры разных оттенков, отчетливо виднеются только яркие белки глаз. Внизу они стоят, а чуть выше поясные изображения, эти выполнены как портреты в рамах. Все надписано. Поликарп – сохранился лучше других, это «портрет в раме», он суров в своей однотонности, вписан в квадратную раму. Плечи очень широкие, расширены тем, что линия контура от плеча идет почти до самого угла. Фигура масштабная, чрезвычайно сильная. Интересная гамма – это различные охры (такое есть в Новгороде в Аркашах). Это придает достаточно большую скупость и строгость. На западной стене – Успение Богоматери (так как Успение – это создание христианской церкви). Под Успением дверь, по бокам два архангела. То есть «аскетическое» искусство исчезло также быстро как и появилось, реминисценции были, но оно не доминировало, вместо этого нашли золотую середину.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.