Здавалка
Главная | Обратная связь

Иконопись и миниатюра Македонского периода.



Византия – книжный мир. Часто император, который сгонял предыдущего с престола, брал себе регалии, власть, жену и книгу. Рукопись – нечто особенное. 2п 9в – кончилось иконоборчество (в то время тоже писались рукописи только без изображений). Македонский период – сер9-11в, 1п 10в – Македонский Ренессанс (правление Константина Порфирородного). Обожал классику, коллекционировал, расцвет ретроспективного искусства. Особенно популярны изображения аллегорий, в иллюстрациях к евангелиям особенно ценились крупные импозантные портреты евангелистов. Большие складка (всегда есть конструктивная логика), фигуры как статуи (часто на пьедесталах), красочная поверхность состоит из широких мазков и рефлексирующих бликов (мягкий живописный покров). Линии утрачивают каллиграфичность, остроту и сухость, теперь это обобщенные очертания форм. Богатые архитектурные фоны, нейтральные лица, чувство ясности и покоя. Но такое искусство не могло держаться долго, так как надо было выражать духовность, такое уже было в ранний период, поэтому к концу этого периода опять нарастают византийские черты, условность и усиление выразительности.

Хлудовская псалтирь, 2п 9в, Москва, Исторический музей. Греческая рукопись, одна из самых ранних живописных. Это тип монастырской редакции. Псалтирь имеет две редакции: светская (изображается царь Давид, писец и певец псалмов, мог быть еще Исааф – это крупные миниатюры в полный рост; после 151 псалма помещаются гимны (чаще всего 10)) и есть монастырская редакция – это множество мелких картинок на полях. Псалтирь – это текст ветхого завета, его пел еще Царь Давид. В христианскую эпоху ее тексты стали рассматриваться как пророчества или как параллели с Новым Заветом. Поэтому здесь можно увидеть, переплетение старых и новых заветов. Так возникла прообразовательная тематика – то, как в старых текстах предвиделись новые события. Первый лист – там на троне сидит Давид, вокруг него танцоры и музыканты, над ним в большом медальоне несколько подернут молодой Христос. Вся композиция окружена ажурной аркой, опирающейся на мощные коринфские колонны. В конце книги тоже Давид, там изображение занимает не всю страницу, композиция как бы расположены на развороте. Там в основном подвиги Давида. 113Пс, 3гл: когда вышел Израиль из Египта, море увидело и побежало, а Иордан обратился вспять от потрясения. 72: на работе человеческой нет их, поднимают к небесам уста свои и язык их расхаживает по земле (здесь речь о лентяях и болтунах). 68: и дали мне в пищу желчь, и напоили меня уксусом (изображен Христос распятый, внизу расположены иконоборцы, которые известью замазывают икону Христа). 51: есть люди, которые не Бога призывают к себе в помощь, а свои богатства (на верху Апостол Петр, топчет ногами Симона Макха, который за деньги хотел купить епископское место, ниже патриарх Никифор с иконой Христа, топчет Иоанна Граматика, иконоборца). Вообще, картинки очень веселые и с юмором. Вообще, псалмы царя Давида – это сплошные жалобы небесам на врагов. Много аллюзий: Давид в окружении воинов, рядом Христос, которого хватают воины в Гефсиманском саду. Все написано довольно бегло и просто.

Слова Григория Назианзина, Парижская Национальная билблиотека, 880е. Вся сыпется (под полным запретом).

Библия королевы Христины, Ватикан, сер10в. Шведской королеве попала византийская рукопись 10в. Маленький человечек подносит эту библию Богородице, которая стоит на пьедестале, как статуя. Миниатюра, где Моисей получает скрижали завета. Внизу толпа народа, миниатюра во всю страницу (композиция потом много копировалась). Есть изображение во всю страницу царя Давида, сзади архитектура – стремятся изобразить углубленные портики.

Парижская Псалтирь №139, Парижская библиотека, сер10. Это пик рукописной техники и тип искусства Константина Багрянородного. Сейчас эту рукопись тоже закрыли. Миниатюра в лист. Давид как пастух играет на псалтири, за ним муза (вдохновляет), рядом руинированная колонна, из-за которой выглядывает фигурка, подслушивающая звуки музыки. Есть источник, там возлежит прямо античная аллегория источника. Античная пасторальная тема, идеалистический ландшафт, фантастические постройки. Тонкая, лирическая атмосфера. Светская редакция. Гимн Исайи (их два), один из них – тема дня и ночи, космологический цикл. Женская фигура с гаснущим факелом и платком в виде звездного неба, бежит маленький мальчик – утро, с верхнего правого угла видна длань.

Свиток Иисуса Навина, Ватиканская библиотека, сер 10в. Рисунки имеют легкий вид, акварельная подсветка. Раньше его датировали 6в. Сейчас весь этот свиток разрезан на отдельные листы (разворачивать пергамент опасно). Иисус Навин – воин, эта самая воинственная книга библии. Книга о воинах и о победах Палестины над всеми врагами. Навину покровительствует архангел Михаил. Большая часть – это картинки, сцены идут непрерывно, без рам. Но это именно картинки, это самые легкие и изысканные миниатюры, здесь беглый, вдохновенный рисунок с ракурсами и поворотами («очерковый стиль»). Очень зрелищно и изящно, но несколько поверхностно. Все здесь просят пощады, так как израильское войско всех побеждает.

Библия патриарха Никиты, 1п 10в. Это все книги Ветхого Завета. Основной корпус библии находится в королевской библиотеке Копенгагена, но некоторые листы отделены и разошлись по разным странам (1 лист во Флоренции, 2 в Турине). Один немецкий ученый все соединил и доказал, что те листы оторвались от основного корпуса. Книга царя Соломона – скопище мудрости: Соломон сидит на троне, за троном маленькая фигурка – София (аллегория мудрости). Мудрец Сиракх сидит внизу на табуретке, Соломон с ним беседует. Это сценическое повествование с кулисами, антикоподобными фигурами и так далее. Туринские пророки – это два листа, которые в Турине, двойной разворот. По 6 с каждой стороны, то есть 12 (вообще изображали 8, 12 и очень редко 24). В круглых медальонах оплечно (как античные портреты), все 6 объединены одной общей прямоугольной рамой. Общий золотой фон, у медальонов одинаковые орнаменты, которые сочетаются с орнаментацией рамы (все они синие). Потом физиогномика изменится, так как уже будет другое внутреннее содержание: Камниновские лица станут длинными, вытянутыми, овальными, Македонские же ширококостные, человекоподобные, природные. Чрезвычайно натуроподобные.

Рукопись из монастыря Ставроникита на Афоне. Евангелист Марк сидит, на пюпитре перед ним книга, раздумавает, а не пишет. Важен пейзаж –это не просто золотой фон, а архитектура. На другой миниатюре – Иоанн (тоже раздумывает).

Трапезунское Евангелие, Публичная библиотека СПб, 2п 10в. Константинопольская рукопись, попала в Трапезунд. В 19в епископ Трарезунда подарил ее царскому дому. Еще македонское искусство, но уже не ренессанс (много отклонений от классики). Евангелист Марк очень тонкий и худой со странными хилыми руками и маленькими ступнями ног. Его одежды обволакивают фигуру, показывая пропорции. Складки намечены штрихами, все условно. Трагически напряженное лицо, острое выражение и трагический пафос. В рукописи много миниатюр, все обмельчало. Много глухого синего цвета. Неверие Фомы (с закрытой дверью, через которую вошел Христос), сошествие во Ад, лица напряженные но не сильно, Марк один такой прорвался. Все, что было в Средние века – это подражание классическим формам, но не классическому содержанию. Христос отсылает апостолов на проповедь, в лицах есть искажение, глаза сверкают. Христос стоит посередине, по бокам от него по 6 апостолов, они все в поясном поклоне протягивают к нему руки. Особая выразительность и очарование, сочетание идей специфически византийского образа и классической выучки.

Новый Завет из Британской библиотеки, 28815, Лондон. Есть и ветхий завет, и книга апостолов. Лука показан автором, а не евангелистом, начинает записывать деяния апостолов. Фигура длинная, голова небольшая, он прямо взлетает, в руках извивающийся свиток, письменные принадлежности держит прямо в руках, так как не сидит.

Рукопись из Синая, №204 в монастыре св. Екатерины, ок1000г. Христос, Богоматерь и евангелисты. Золотой неровный фон, поэтому дополнительный эффект (но это не специально), Христос стоит на небольшом постаменте. Тонконогий, хорошо пропорционированный, довольно классичный. Это уже лет 50 после македонского ренессанса. Христос и Мария в синих одеждах. Тут же после евангелиста стоит Петр, очевидно, монах (никто не мог понять, почему он здесь изображен, причем изображен скупо, если это явно дорогой царский подарок монастырю). Вайцман предположил, что это местный почитаемый святой. Столпообразный, узкое лицо, длинная борода. Глаза узкие и маленькие, нет уже никакой физической или классической красоты. Главное здесь – показать внутреннюю наполненность.

Псалтирь Василия 2, Венеция. Сделана по его заказу, был воином. Василий довольно долго владел троном и меценатствовал (по крайней мере, расширял библиотеку). По центру он, над ним маленький Христос протягивает ему венец, по сторонам к нему летят небольшие ангелы, они ему протягивают скипетр и, кажется, корону. Он как воин-победоносец, с оружием и в кольчуге. Внизу к нему на коленях ползут ослепленные болгары. По сторонам от него в медальонах (квадрат-круг-квадрат) изображены предки –античная традиция. Его сестра – Анна, жена Владимира.

Менологий Василия 2, Ватикан. Сборник житий святых. К каждому житию большие картинки и немного текста (обычно наоборот). Редкий случай: листы распределены между 8 художниками и есть подписи с их именами. Жизнь святых в их мучениях, подвиг – в казнях. Есть и портреты, но в основном, казни и мучения. Все одеты по-античному, палачи всегда в красном. Так как 8 художников, то и стили у них разные – есть более классические, есть более эмоциональные. Также распространены сцены молитв тех святых, о которых пойдет повествование. Обычно так: если это сцена мучения – то сначала текс, потом миниатюра; если это сцена моления, то наоборот, - сначала миниатюра, а под ней уже текст. Нет иллюзионистических принципов, сцены в рамах, золотой фон, удлиненные пропорции, маленькие головы. Сухие, фронтальные, драпировки прячут тело, меньше полутонов, чистые краски (светятся).

Топография Косьмы Индикоплова, Ватикан, к9в. Жил в 6в в Египте, путешественник. Здесь Христос в медальоне, молодой (композиция сделана тогда же, когда и мозаика в Софии, где Лев на коленях перед Христом, перед входом). Немного тяжелое искусство. Искусство 9в вообще крупное, мощное, антикизирующее. Нет фона.

Трактат о наложении повязок, Флоренция, сер10в. Как учебник (много списков с античных авторов). Много обнаженных фигур. К каждому рисунку есть соответствующие записи.

Сохранилось немного иконы (из монастыря Екатерины на Синае), нет 9в. Изменилась техника, вместо энкаустики темпера (письмо тоньше, просвечивает). В сер10в довольно свободная манера, со 2п 10-н11в большая сосредоточенность и созерцательность. Иллюзионизм сменяется гладкой нематериальной живописью.

Икона св. Зосима и Николая. Скорее всего, сразу после Македонского ренессанса, заказная патрональная (соединены разные святые), маленькая. Фигуры монументальны, выглядят крупными. Широкоплечие и ширококостные.

Омовение ног, икона, 10в. Христос омывает ноги апостолам. Петр первый (как всегда), хватается за голову (как всегда) в удивлении, что учитель моет ему ноги. Остальные ученики стоят с правой стороны и ждут очереди. Фигуры монументальны, вертикальные фигуры пронизаны вертикальными линиями, цвета не образуют сложные ритмы, а подчеркивают скульптурный величественный статуарный эффект. Как створки складня с изображением апостола Фаддея, царя Авгара и др, здесь довольно свободная манера (близка к рукописям).

Николай Чудотворец Василия 2 (Никлай Мирликийский со святыми на поях), Синай. Она приезжала к нам на выставку в числе 10 синайских икон. Сначала ее относили к 10в. Вокруг него по раме погрудные изображения воинов или врачей. Лик тонкий, написан как миниатюра.

Икона с Синая. История нерукотворного образа. Царь Авгар болел, услышал, что по земле ходит человек, который может исцелить любого. Послал гонца, Христос не смог прийти, а умылся, на полотенце отпечатался образ, царь приложился и вылечился. Благородное дело – отпечатал образ на керамической плите (дожила до 10в). Это триптих, образ нерукотворный из середины пропал, сохранились только створки. Левая верхняя часть – апостол Фаддей, справа – царь, которому служка приносит образ. Внизу парами святые, справа Василий великий (творец литургии) и еще какой то аскет.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.