Здавалка
Главная | Обратная связь

Миниатюра Комниновского периода.



Во 2п 11в – массовое влечение у рукописям. Сохранилось множество прекрасных рукописей. Вновь стало господствовать классическое направление, но найдено идеальное сочетание духовного смысла византийского образа и классической формы (теперь она кажется имматериальной). Культура намного мягче, монашеские идеалы отошли на 2 план, культуру определяет интеллектуальная элита, появились разнообразные психологические характеристики (говорят о более индивидуальном восприятии образа). Икон сохранилось мало и их датировка проблематична. Рукописи разного типа, есть рукописи, которые украшены большими листовыми миниатюрами (как правило, евангелия), есть рукописи, где текст украшен маленькими миниатюрами (как правило, минологии)– оба типа распространены к этому времени. Именно миниатюры 2п 11в представляют византийское искусство этого времени. В образах созерцательность, в обликах индивидуальность, достоинство. Излюбленным становится особый физиогномический тип, благородный и строгий, продолговатый овал, миндалевидные восточные глаза, удлиненный нос, подчеркнута одухотворенность, парящие фигуры. Нет энергичной жестикуляции, напряжения; нет ни теней, ни видимого источника света.

Минологий ГИМ, №9, 1063г. Это крупноформатная книга, среди текста помещаются сценки. Обычно с мученические сцены изображениями подвигов святого помещаются внизу, а портреты в начале текста. История царя Авгира (получил нерукотворный образ Христа): царь заболел и отправляет служку к Христу; Христос пишет царю письмо; Христос дает отпечаток своего лика служке. Это три сценки расположены друг под другом, обведены общей «рамой». Еще сцена с двумя рождествами: Рождество Богородицы, ниже Рождество Христово, ниже три волхва на лошадях. Часты изображения фигурных инициалов – заглавных букв. Жития разных святых: трое одновременно пострадавших святых: они втроем перед царем; ниже одному из них уже отрубили голову, двое над ним склоняются, палач замахнулся мечом. Голова с телом порознь, кровь бьется ключом, но упавшая голова тоже с нимбом. Святой воин Евдоким: он более легкий (чем предыдущие миниатюры). Единичная фигура, удлинена, голова меньше, ступни крохотные (даже от земли оторвался).

Евангелие, Парижская национальная библиотека, №74, ок1058г. Очень маленькая книга, каллиграфическое художество. Евангелие от Матфея, вначале перечисляются предки Христа. Текст мелкий, выписан красиво, золотом. Перед текстом орнаментальная заставка, состоит из цветов, но много чего вписано. В центре Матфей, по сторонам от него Херувимы, наверху Господь на троне, внизу два предка Христа. 4 фигуры (предки и херувимы) образуют квадрат. Все фигуры в медальонах. Это ранне комниновская рукопись – новое время. Поздне македонский стиль – аскетизм, масштабность; здесь же все тонко, ювелирно. Суда по размеру видим, что книги теперь пишутся маленькие, для частной библиотеки, чтобы удобно было транспортировать. Все фигуры пронизаны золотыми тонкими струйками (ассисты). Распятие: Христос на кресте, по бокам от него добрый и злой разбойники. Здесь даже нет предстоящих Марии и Иоанна, только воины перед Христом. Есть притча о виноградаре: люди работают, на другом уровне расплата – сидит хозяин виноградника (прообраз Христа), его управляющий раздает плату. Притча такая: кто-то пришел раньше и работал весь день, кто-то опоздал, кто-то пришел под конец, но плата у всех равна. Это притча о вере.

Евангелие, РНБ (СпБ), 1062г. Крупное в полный лист. 4 миниатюры с портретами евангелистов. Матфей: все очень очеловечено, антропоморфно (классично). Подчеркнуто умный облик философа-учителя, лицо удлиненное, нос хрупкий, губы маленькие, облик интеллектуально заостренный. В лике просвечивающиеся охры, они образуют плавь (как в лике Владимирской Богоматери). Марк сильно пострадал. Иоанн: пластичное одеяния, мягкие, но тяжелые шелка. Гибкие линии описывают форму драпировок (не контрастные), уже нет пробелов.

Евангелие из Ватикана. Перед текстом таблица канонов. Она оформлена по бокам 2мя колоннами, которые поддерживают некую конструкцию, которая полностью заполнена орнаментом. В основе этих орнаментов лежит акант, это натуроподобные, но не реальные изображения, в них есть эмалевая плотность. На самом верху чаша с водой, здесь к ней подходят птицы.

Евангелие из библиотеки Лауренциана, 1070-1080е, Флоренция. Это служебное евангелие. Золото – единственная среда, где пребывает изображение. Здесь все летящее, нет сил земного тяготения. Одеяния здесь густые, очень варьированные. Христос: более древняя манера – открытая, соотносятся цветовые планы, открытые мазки. То есть видно, что Византия разнопланова.

Королевская рукопись, Париж, Колин 79, 1078-1081г. Проповеди Иоанна Златоуста. Короли собирали античные рукописи. Королевские собрания в Париже, Вене и Ватикане потрясают. У нас Алексей Михайлович стал собирать рукописи. Иоанн сам подносит свою рукопись императору, с другой стороны от которого стоит архангел Михаил (покровитель царской династии). Это выходной лист (первый). Здесь был изображен Михаил 7, так как он заказывал эту рукопись. Когда путем заговоров и интриг его сменил Никифор Гватаниант, то тот велел стереть лицо Михаила и заменить его своим. Рукопись очень красивая и утонченная.

Лествица, к11в, Ватикан. Это поучения для монахов, составлены в 6в Иоанном Лествичником. Миниатюры изображены на тему текста. Третья ступень: не смотри ни вправо, ни влево (не суетись) – человек стоит прямо, задрал голову вверх и воздел небо. По листам движется только монахи. Поэтому колорит черно-коричневый (из-за их одежд).

Евангелие, №41, Гим, н12в. «Учительное» евангелие. Текст евангелие (4 строчки начала от Иоанна), вокруг этих 4х строчек почти на весь лист толкования этих строчек разных авторов. Исписаны толкования очень мелко. На листе изображен пишущий Иоанн. Он на Патмосе, где ему глас с текстом апокалипсиса пришел. Нет крупных пробелов, все пронизано тонкими хрупкими линиями, все белое прозрачно. Горки превращаются в какие-то бушующие волны. Здесь характерные комниновские лики: но здесь не только лоб увеличен и вытянут. Сам череп просто огромный, он как будто отвисает.

В 12в рукописей не так много, как во 2п 11в. А во 2п 12в рукописей вообще почти нет. Круг рукописей Иакова Коккиновафского, 1125-1150е. Два самых важных экземпляра в Париже и в Ватикане, но они очень похожи.

Гомилии Иакова Коккиновафского, Ватикан. Это слова-гимны. Серия его гимнов посвящена Богородице. Фигуры на фоне архитектуры, которая очень яркая (черепица синяя или красная). Есть сцены, где ангелы поют гимны Марии, в этой сцене на «небесном троне» восседает по центру Христос. Горы Синая и Моисей – история его пребывания там. Он развязывает свою туфлю, он идет по горам, внутри одной горы Неопалимая купина. В центре которой Христос-Эммануил. Вознесение: в разрезе изображен пяти купольный храм, стены облицованы мрамором, в верху в куполе располагается вознесение. В своде чуть ниже изображено сошествие святого духа. То есть сцена как будто реальна, и на самом деле происходит. Но это также и правдоподобное расположение этих композиций в храме.

Апостол, МГУ, Научная библиотека.

Слова Григория Богослова, МГУ.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.