Здавалка
Главная | Обратная связь

Иконы Комниновского периода.



Икон сохранилось их намного больше, чем в предыдущем периоде. Большая часть в монастыре святой Екатерины. Еще иконы есть в Афонских монастырях, но там намного больше рукописей. В иконописании дат почти нет. Владимирская и Кикская Богоматерь – самые известные иконы периода.

Минологий-диптих, Синай, к11в. По дням изображаются все святые, которых поминают в этот день, если там праздник – вставляется сценка. Это сборники житий святых (минологий – изобретение 10в, они бывают на год, на 3 месяца, на полгода и тд). Симеон Метафраз в 10в собрал и издал все жития. Здесь все святые стоят очень близко, самые важные праздники вынесены на верх и помещены в праздники.

Богородица Одигитрия из Константинопольского патриархата, к11 (н12)в. Большой образ, плечистая, почти квадратная, монументальная, но хорошо пропорционирована. Крупные черты лица, большие румяна, тени и свет. Она исходит из традиций большого монументального искусства типа Софии Киевской, Неа Мони и Осиос Лукас. Еще оттуда же Иоанн Предтеча. Обе иконы мозаичные, для монастыря Поммакаристос. Выделяется костяк, все для создания образа в надмирной сфере.

Святые Филипп, Феодор и Димитрий, ГЭ, н12в. Это эпистиль, ставился на греческий иконостас (он низкий). Там могли изображаться праздники, житие, и др, здесь же святые воины 9это выпилка). Их двое, перед ними, по середине апостол Филипп (он 1 из 30). Они все в лепных, позолоченных рамах. Это гипсовые, рельефные изображения, достаточно выпуклое, каждая арка имеет свою сдвоенную колонну (в архитектуре есть нереальные черты). Преобладающим письмом была плавь, здесь же написано по-другому. Это густой, не скрытый мазок, который соответствует движению формы (так писали фаюмские портреты, так же писали в раннее христианство).

Богоматерь Кикская с пророками, н12в. Это список с древней иконы (первоначальную никому не показывают). Богородица с младенцем Христом (Богоматерь Гликофелюса –Сладкое Лобзание). Редчайшая иконография. Мария на троне, держит младенца, он с ней играет. Над ней триумфальная арка. Христос в сиянии славы, по сторонам херувимы и символы евангелистов в верхнем регистре. По сторонам главные апостолы. Дальше с двух сторон клейма, там по два персонажа – это ветхий завет, они что-то говорили о ней. Этот сценарий воспевает глашатаев христианства. Фигуры направлены к центру, все со своими атрибутами и текстами. Атрибуты, которые имеют персонажи, так же символы Богоматери (неополимая купина, лестница). Она написана такой же плавью, как наша Владимирская. Письмо основано на просвечивании друг через друга множества слоев охры. Она написана с санкирью. Санкирь – как подкладка, на ней лежат золотистые охры, которые постепенно высветляются. Тоже комниновский лик, все удлиненное. Глубокий взгляд, он взирает изнутри. На нижнем поле необычное изображение. В центре Иосиф, к нему по сторонам подходят по два героя. С одной стороны Иоаким и Анна (родители Марии), с другой Захария и Елизавета (родители Иоанна Крестителя). Икона полна символического и сюжетного смысла.

Богоматерь Владимирская, ГТГ, 1/3 12в. Богоматерь Елеуса (Умиления), самый лирический тип Богородицы. Это Константинопольская икона, в 1144г приехала в Киев (в 1155 переехала во Владимир). Есть легенда, что ее написал евангелист Лука, но это не правда. К 12в относится лик Богоматери и лик младенца и силуэт с общим контуром. Все остальное (включая одежды) выполнено на Руси где-то в 16-17в. На обороте написаны орудия страстей Христовых (этимасия с евангелием, крест и орудия страстей, тоже переписана в 15в, но вероятно, повторяет изначальную композицию). Считается, что это написал Андрей Рублев, но это очень сильно вряд ли. Это печальная иконография. Она видит судьбу своего сына и грустит об этом. Здесь большая человеческая скорбь, в то же время, трогательная передача ласк матери и сына. Полная многослойное иконное письмо средне византийского времени, так называемого санкирного письма. На всей поверхности лика внизу лежит санкирь оливкового оттенка. Потом идет послойное высветление охры, это тоновое письмо. Слоев может быть очень много. Потом накладываются румяна и блики, если они нужны. Это практически лессировки, прозрачные белые штрихи. Это очень тонкое письмо. Лик младенца написан по-другому. Позже, узаконится манера различного написания Марии и младенца. Он маленький, поэтому написан открытым живым штрихом (у нее же все мистично).

Боголюбская Богоматерь. Она в Суздале, лик того же типа, но она очень сильно попортилась. Церковь очень требовала, чтобы икона находилась не в музее, а в действующей церкви, ее туда поместили, а там влажность, и она взбухла.

Христос Милостивый (Елеемон), Берлинский музей, 1п 12в. Это мозаичная икона, Константинополь, классическое направление живописи. Это Христос Елеемон (Милостивый). Он намного крупнее Богоматери Владимирской, совершенно монументальный образ. Созерцательность, сосредоточенность и покой.

Христос Пантакратор, Флоренция, Барджелло, 1п 12в. Тоже мозаичная, тоже Константинополь и классическое направление живописи. Очень похож по внутреннему содержанию. Молитвенный, абсолютно спокойный. Немного активнее сделана корнация, сопоставление тонов. Все черты резче и определеннее, чем в предыдущем Пантократоре, выражение более отрешенное, тверже подчеркнут контур, меньше цветовых нюансов.

От 2п 12в дошло значительно больше икон, разнообразны по типологии и стилю.

Григорий Чудотворец, ГЭ, сер12в. Темпера, но он весь золотистый. Совсем нет акцентов, все очень гладкое и постепенное. Поясная фигура, довольно широкая, но не тяжелая. Здесь бессанкирное письмо. Нет общего тона, только охры (тнокослойные), поэтому в тенях нет усилителей. Тонкие описи черт лица, тонкие абрисы, изломанные брови с изгибающейся линией, большущий лоб. На лбу тонкая сеть выточенных морщин. Все письмо прозрачное.

Лествица, 12в. Сюжет лествицы благодетелей (есть сочинение), где 30 ступеней. По ней взбираются в рай монахи. Не все монахи доходят. Некоторые падают, тогда их ниточками подхватывают чертики и тянут к себе. Лестница по диагонали, в сплошном золотом сиянии. Прославляет монашество. Возможно, эта икона написана на Синае.

Благовещение, к12в, Синай. Вайцман когда-то написал о ней статью, и она стала известной. Эта икона (как и Кубриново) вызвала к жизни термин позднекомниновский маньеризм. Она чрезвычайно элегантна. Усложненный силуэт, складки образуют самостоятельные ритмы, поза крутящаяся, очень активная, динамический стиль. У архангела, однако, манерный жест и шаг, он немного игрушечный (есть оттенок игривости и жеманности). В основе – желание динамизировать образ. Все золотое, на фоне выделается золотой круг, такие круги стали делать как светоносные энергетические шары – сгустки божественной энергии. Они делались листовым золотом, особым образом натирались (так же как нимбы). Появляется оттенок чего-то хрупкого и изящного.

Двусторонняя икона из Кастории, к12в, Византийский музей, Костория. Север Греции – македонская Греция. Христос – лицевая сторона, Богородица с младенцем – оборотная (очень печальное, почти плачущее выражение). Это мертвый Христос (изображен после распятия на кресте). Не рыдай мине мати – это русское название иконографии. Икона на этот сюжет есть в Успенском соборе. Для к12в характерен драматический пафос, очень выразительная.

Складень с двунадесятыми праздниками, 2п 12в, Синай. Эти коны складываются как гармошка, их можно развернуть, тогда получится большой цикл чего либо. Это типология иконы! Все дошедшие иконы этой типологии относятся к к12в. Данная икона – 4х створчатая. На центральной доске видны выемки, в которые мог быть вставлены боковые доски. Такие доски обычно небольшого размера. Иконы читаются по горизонтали: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение; на следующем ярусе – Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие во Ад, Вознесение, Сошествие святого духа на апостолов Успение Богоматери. По характеру контуров линий и драпировок (витиеватость, избыточная многочисленность линейных чередований) легко угадывается 2п 12в.

Темплон с двунадесятыми праздниками, 2п 12в, Синай. Всегда длинный, как правило, невысокий (темплон вообще – это ширина храма). Почти без разделений написаны иконы. Чаще всего – двунадесятые праздники. На золотых фонах выделяются золотые сияния. Каждую сцену обрамляет арочное завершение, но оно не выделяется пластически, так как тоже сделано золотом (которое положено по-другому), значит выделения световые. Часто на фонах появляются золотые круги. Это может быть святой дух или просто светящиеся шары-диски. Точной символики их мы не знаем, но их особенно много в темплонах и складных (в составе много сюжетного иконописного поля).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.