Здавалка
Главная | Обратная связь

Монументальная живопись Комниновского периода (столичная школа).



Строго говоря, это эпоха Дук, Комнинов и Ангелов. Успешная династия, много побед. В 1054г умер Константин Мономах, последний из Македонской династии. Его жена Зоя тоже умерла, потом Константин женился на ее сестре Феодоре (она тоже племянница Василия 2), она еще какое-то время держала престол, но наследников не было.

После этого была чехарда на троне (Дуки и Комнины родственники). 80е г 11в – на престол взошел Алексей Комнин, тогда и установился порядок. Это бы продолжалось и дальше, но напали крестоносцы, 1204г – физический конец периода и полное падение империи. Душой этого времени – 2п 11в (ранне комниновский период) – являются рукописи.

Церковь Успения в Никее разгромлена. В 1060х в нартексе были сделаны мозаики, их мы знаем по фотографиям. Оранта: погрудное изображение, силуэт подчеркнут контуром, выражение лица созерцательное, нейтральное. В 1п 11в доминировало строгое искусство аскетического типа, во 2п доминировало классическое изобилие. В 12в много экспрессии, это очеловеченный мир, много эмоций и чувств.

София Константинопольская, южная галерея, юго-восточный угол. Рядом с мозаикой Мономаха и Зои расположена мозаика Иоанна Комнина (после Алексея) с Ириной по сторонам от Богоматери с младенцем, 1118г. В руках те же подношения: мешок с золотом и свиток. Эта мозаика расположена на одной стороне угла. Потом Комнин решил упрочить свою власть за сыном, поэтому через несколько лет, в 1122г, на соседней стене поместили портрет своего сына Алексей Комнина (Иоанн объявил его соправителем). Отточенный ясно выраженный контур, портретность. Мария как икона, сделана по-старинному. Лицо сосредоточенное, неподвижное, полное симметрии. Появилось стремление облинеить все. Ирина очень изыскана. Физиогномика изменилась в сторону удлиненности, но вот когда портреты делались они не следовали общей тенденции. У Ирины лицо очень тонкое, рафинированное. Губы тонкие, глаза узкие и удлиненные, на щеках уже не румяна, а параллельные красные линии, которыми создается пятно (это уже новый прием). Также еще есть Деисус, там Мария, Христос, Иоанн Предтеча (но скорее всего, это 30 билет), сохранилась только верхняя часть. Исключительное художественное качество и, в то же время, полное глубокой духовности содержание.

Следующие памятники подробно рассмотрены в следующем билете, так как находятся за пределами столицы. Однако они относятся к столичной школе, так как выполнены столичными мастерами.

Монастырь Дафни. Классика сочетается с одухотворенностью, легкие не перегруженные композиции.

Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве, ок1112г. Сосуществуют две традиции, но обе видоизменяются, это памятник классической традиции.

Дмитровский собор во Владимире, ок1195г. Ужасная сохранность, но идеальная классика, это, скорее, исключение, тк во 2п 12в доминировало экспрессивное, выразительно резкое искусство.

Церковь Св. Пантелеймона в Нерези, Македония, 1164г. Здесь все резкое и экспрессивное. Следующее поколение мастеров, в основном, следует этим приемам, только углубляет их. Приемы становятся резче, экстравагантнее. Такое искусство (эмоциональное и динамичное) широко распространяется. К нему относятся и фрески монастыря Ватопед и Рабдуху на Афоне, церкви Врачей-бессребреников и Стефана в Кастории , Георгия в Курбиново, в Старой Ладоге, Аркажах, Спаса на Нередице в Новгороде и др. Стиль такого искусство часто называют динамичным, а некоторые его поздние модификации маньеристическим (Курбиново). Утрируются черты, избыток драпировок, ослепляющий свет, спиральные крутящиеся позы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.