Здавалка
Главная | Обратная связь

Византийская Комниновская живопись в Италии.



В 12в художественные вкусы по-прежнему определяет Константинополь, но на периферии выступают свои вкусы и своеобразие. В н12в по сравнению с к11в ситуация меняется, сосуществуют 2 направления: классическое (Михайловский Златоверхий) и аскетическое (Торчелло, алтарь и западный портал Сан Марко). Во 2п 12в продолжает существовать искусство классического типа, но к к12в преобладающим становится динамичный/экспрессивный стиль (позднекомниновский маньеризм), все это утрирование Нерези. Искусство такого типа особенно распространилось на периферии. Это эмоции и динамизм, свежесть, громоздящиеся драпировки, ослепляющий свет, крутящиеся позы, чрезмерно вытянутые пропорции, маленькие головы. Много сплетенных линий, много острого. В это же время, к12в, как бы в противовес создается совсем другое искусство – сила, крепость и устойчивость (Патмос). Особый художественный мир – итальянская мозаики к11-12в (особенно на Сицилии). Памятники сер12в известны по Сицилии, тк в Константинополе нет мозаичных ансамблей этого времени.

Сан-Марко в Венеции, мозаики. Их много, покрывают все пространство, но разновременные. Самые старые – в главном входе, в 12в в капелле Зен, следующий цикл уже в к12в-н13в (купола и главные рукава креста). Западный купол (Сошествие святого духа) и восточный Ветхий днями), н13в. Западный купол (Дух), центральный (Вознесение), восточный («Бог») – то есть единая иконографическая программа Троицы. В боковых куполах сцены, связанные с жизнью апостолов (северный), и жизнь избранных итальянских святых (южный). Капелла Зен, мозаики 12в: в конхе Богоматерь с младенцем, стоит, по сторонам 2 архангела – они от 12в, остальное – некоторые переделки 19в. Вознесение – конец 12в, время динамического и маньеристического стиля. Крутящиеся одежды, сложный контур, повешенные акценты, сложная динамика. Ветхий Днями – старец, крестчатый нимб, ниже стоят пророки с Богородицей Орантой. Южный купол – святые (4), стоят по осям креста; северный – там апостолы. В западном рукаве центрального храма – Сошествие во Ад, еще в рукавах есть несение креста, поцелуй Иуды и тд. Здесь при сошествии во Ад у Адама очень необычный западный мотив – у него очень резко нога согнута в колене. Причем он опирается на колено, а стопа поднимается чуть ли не до плеча. Западный купол, первые десятилетия 13в, посвящен святому духу. В середине престол, на апостолов дух сходит лучами, исходящими из престола. Лицо очень ширококостное, уже нет недавней элегантности. Тут точно выполняли латинские мастера, но они учились у греков. Все необыкновенно утрированно, одежд очень много, они все крутятся и вертятся – это остатки комниновского маньеризма в утрированной форме. Сделано все грубовато.

Собор Санта Мария Ассунта, Торчелло, 11в. Это небольшой остров рядом с Венецией. Колонная, 3 нефная базилика. Потом добавили высокую компанилу, рядом еще небольшая очаровательная церковь – Санта Фоска (нет мозаик, необычный центрический план, в основе греческие модели, есть купол, хотя и не просматривается). Весь храм был украшен мозаиками при постройке в 11в (одновременно с мозаиками Сан Марко). Мозаики сохранились на восточной стороне и сцена Суда на западной, землетрясение – порушилось, дополнения к12в. Конха: Богоматерь с младенцем стоит, она длинная, узкая, как свечка. Под ней фриз с апостолами, квадрарованные, грузные, укороченные фигуры (хотя из-за одежд они так не воспринимаются). В алтаре «театрон». У Марии голова напоминает яйцо, моделировки контрастны, есть какая-то вычурность. На триумфальной арке Благовещение. Диаконник, к11-н12в. Западная стена – Страшный Суд (немного дополнений), единственная сохранившаяся композиция на всю стену, 6 регистров. Над дверью небольшой «люнет», там погрудное изображение Богородицы Оранты. Основу композиционной оси составляют образы Христа. Фризы разномасштабные. Вверху, во фронтоне Распятие. Сошествие во Ад, ниже апостолы на престоле, по центру Христос во славе (по сторонам Богородица и Креститель). Дальше по центральной оси престол и коленопреклоненные Адам и Ева, по сторонам небесные силы (по 2 ангела трубят, один разворачивает список, мертвые встают из могил). Ниже по центру над дверью Богородица, над ней ангел и черт взвешивают на весах души. Слева все райское, справа все адское (это два фриза). В более верхнем фризе праведники идут в рай, в самом нижнем фризе изображен рай. Это врата, за которые уже вошел добрый разбойник, перед вратами стоит Петр и ангел; крайние изображение: Авраам (лоно Авраамово – дети), здесь он держит ребенка на руках и детей за руки; рядом с ним Богородица – это символика рая в средневековье. Справа ад. Выше ангелы жезлом спихивают души в ад, ниже сам ад, он разделен на 3 горизонтальных и 2 вертикальных части (всего 6 ячеек), там муки ада. Здесь много добавок 19в (огромные архангелы, стоящие по краям в сцене сошествия во ад, в самой композиции). В третьем сверху регистре за апостолами стоят ангелы, все они, кроме одного, - 19в, у апостолов верхние части – 11-12в, а нижние части – 19в. четвертый регистр – земля и море отдают мертвецов – трубящие ангелы 19в. Рядом с собором есть музей Торчелло, там есть некоторые мозаики (хорошо сохранившиеся головы). Это очень ярко, пестро, чрезвычайно активно. Христос из сошествия во Ад – к11в со вставками 19в. Эти мозаики в 19в реставрировал Морро, но он был вором, вынимал головы ангелов и продавал их, а вынутые заменял своими. По Луврской голове 11в можно сказать, какими были все мозаики. Он юный, прекрасный, лицо округлое, полное. Мастера придерживались более ранних вкусов (может они были старыми). Эти мозаики похожи на Дафни. Волосы и детали лица подчеркнуты тонкими черными линиями. Богородица Оранта, ангел и 2 дьявола, 2 ангела, выгоняющие грешников в ад – это конец 12в, они были созданы одновременно в мозаиками Сан Марко. Все впечатляет единством, хотя там много дополнений. Там, где земля отдает мертвецов, там они не просто встают из могил, их изрыгают животные и чудища. Праведники всегда идут группами. Почему-то, Захарова пишет, что это искусство «позднекомниновского маньеризма» (очень динамичное и экспрессивное).

Собор в Чефалу, 1130е-1150е. Чефалу маленький рыбацкий городок. Большая 3 нефная колонная базилика (как раз в это время Рожер2), но не средиземноморский тип, так аркады имеют стрельчатое завершение. Двух башенный фасад, небольшие окна-бойницы, экзонартекс в виде портика между башнями. В чем-то это эклектическое искусство. Дошли только мозаики алтаря и просбитерия. Нет купола, Христос Пантократор попадает в апсиду (по образу Дафни). Христос развернут по поверхности, а не концентрируется в скуфье купола. Это другая образная структура, он декоративнее, чем иконно концентрированный образ Дафни, яркий, все мозаические камни очень густые. Золотые ризы внизу (хотя основа пурпурная царская, как положено, золотом сделаны только асисты, но кажется, что он весь золотой), сверху синий хитон. Этот образ имеет много внешнего, зрелищного. Он расширен, как бы обнимает. Здесь есть расчленения объемов на различные ритмы. Впалые щеки, провалившаяся плоть, то есть здесь эмоциональные оттенки, а не идеальное скульптурное наполнение. Это крупный, задумчивый образ. Причем задумчивости здесь больше, чем императивной силы (Христос Дафни был очень повелевающий, этот же затягивает, он задумывается). Явно, что ради большей выразительности ищут более экспрессивные формы. Богородица Оранта спускается этажом ниже, по сторонам 4 архангела, они все в шаге, чуть согнуты по движению апсиды (очень красивые перья, почти павлинии). Ниже в 2ряда 12 апостолов, между ними окно. Нет евхаристии, святительский чин выехал в просбитерий. Там с одной стороны все греческое (справа), с другой (слева) – латинское (единственный храм, где 2 мира равноправны). Павел и Иоанн Богослов – характерный Комниновский тип лица. Удлиненные, с тонкими изогнутыми носами (чуть опущены к низу), малая нижняя часть лица, огромные черепа с большими лбами. Вообще, характерно, когда нижнюю часть лица уменьшают, а верхнюю, наоборот, увеличивают. У фигур огромные плащи, превышающие фигуру, по сторонам они растекаются большими фалдами. Верхняя часть – пороки (ветхозаветные персонажи, на двух сторонах они одинаковы). В самом верху в медальоне изображения праотцов. На греческой стороне под ярусами пророков воины, на латинской – врачи. Под ярусом воинов стоят святители (Василий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, еще за окном Николай Чудотворец). Их одежды тоже очень расширены по отношению к фигуре. На другой стороне тоже пророки, потом лекари, потом святители-отцы латинской церкви. Большая расчлененность поверхности, да и вообще плоти. В просбитерии крестовый свод – там 4 херувима и 4 ангела. Все выступающие поверхности – характерный византийский орнамент.

Марторана (Санта Мария дель Амиральой) в Палермо, до 1151г. Заказчик – адмирал Георгий (сириец). Центр – крестово-купольный храм на 4х колонках (тромпы). Мозаики делались в одно время с Чефалу. В рукавах креста своды – там апостолы (по 4), на восточном склоне архангелы (так как в конхе точно была Богоматерь, сейчас там 19в). Западный рукав: на одном склоне Рождество, на другом – Успение. В барабане пророки, в тромпах евангелисты. В скуфье редчайшая композиция («Небесная литургия») - Христос на троне как властитель (Пантократор), вокруг него колено приклоненные ангелы (ноги кажутся очень короткими, тк опираются они на ступни, а сами в поясном поклоне). Тромпы очень высокие – это арабский вкус (обычно тромпы находятся там же, где и паруса, здесь же нормальный подкупольный квадрат-куб, дальше идет барабан и уже в нем тромпы). На арках с запада Сретение, с другой стороны Благовещения. В ликах (и не только) смальта кладется не пятнами, а линейными последовательностями, которые создают пятно. Все очень схематично. Приемы остаются классическими, но выражение, то, на чем все держится, уже другое. Видно стремление к дематериализации. В конхе диаконика Анна, в жертвеннике Иоаким (родители Марии). В Сицилии все яркое, нарядное, изобильное. В нартексте 2 донаторские композиции. С одной стороны Богородица и Георгий (адмирал, заказчик), он у ее ног, у него своя голова и руки, остальное приделали в 19в, чтобы голова не болталась в пустом месте. С другой стороне Христос возлагает корону на голову Рожера2.

Собор в Монреале, 1180е, Сицилия. Огромная базилика, 3 нефа, поздний 12в (Рожер2, потом Вильгельм1, эту базилику строит уже Вильгельм2). Крупная романская базилика, по образцу ранне христианских. С южной стороны аркадный портик (а кажется, что еще один неф), с северной стороны примыкает огромный клуатр (двор), в центре обычно ставили фонтан или бассейн, окружен он потрясающими аркадами. Нартекс (у него еще помещения, которые перешли в две башни), 3 апсиды, выступающий трансепт, сводов нет, в центре еще 4 столба. Западный портал (типа портала из Чефалу). Это нормандская композиция: две башни по сторонам, фронтон уходит вглубь, перекрещивающиеся арки арабского типа, наверху бойницы (как в северной Европе). Внутри роскошь, все арки немного преломляются в замке. Стены клеристория – в 2х ярусах ветхозаветная история. На стенах боковых нефов новозаветная (евангельская) история. Купола нет, поэтому Христос в апсиде (конха тоже стрельчатая). Очень большая величина всего. Ниже Богоматерь с младенцем на троне, по бокам два архангела, дальше апостолы (потом переходят на стены), святители. В виме Христос Эммануил в медальоне с херувимами, серафимами и ангелами. Пантократор широко раскрывает руки, за счет скручивания архитектуры, он как будто обнимает всех. Пурпурные ризы с золотыми асистами. Большая линейная стилизация. Здесь нет напряжения. Апостолы все тяжелые и мощные, большие кисти и стопы. Петр: изломанные брови, много провалившейся плоти в лице, особенный взгляд (есть какая-то очеловеченная эмоция, жалость или сострадание). Павел: суровый, тоже эмоциональный, хотя в принципе это тот же комниновский греческий тип лица (лбы, тонкие губы). В сценах ветхого завета множество подробностей, сцен много (как и пространства стен). На одной стороне книга Бытия: создание мира, создание человека, ковчег, чудеса Христа и так далее. На западной стене Мария с младенцем. Она тяжелая, крупнолицая, формы огромные и утяжеленные. Есть какая-то романская тяжесть.

Дворец норманских королей в Палермо (арабский дворец), 12в. На уровне 2эт находится Палатинская капелла, тип Мартораны. Есть подкупольное пространство, а так это 3х нефная базилика. По бокам много арабского вклада (там балки украшены 1000ю маленьких арабских миниатюр). Купол: Пантократор, вокруг сонм ангелов, это тоже образ и подобие Пантократора Дафни и потом Чефалу, но снижен пафос власти. Множество мелких драпировок (хотя это рубленые ткани, так как они состоят из большого количества разных элементов). На северной стене, рядом с жертвенником (где изображение Иоакима) есть ложа (сейчас ее перезаложили), там было место для короля. Под ним главные учителя восточного христианства – Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, несколько поодаль Николай Чудотворец. Эти фигуры такие же, как в Чефалу, только здесь все хотя и суховато, но намного тоньше. Нет громадности, контур более текучий, фигура более узкая. В фигуре Златоуста Комниновский тип доведен до апогея – ничего мясистого, ничего, что утолщает, лоб – глобус. Напротив ложи короля южная стена. Там изложены фризами главные события евангелие. Рождество, сон Иосифа (ангел ему сообщает, что из Вифлеема надо бежать), бегство в Египет. Потом крещение, Преображение и еще что-то. Внизу Вход в Иерусалим. Все сцены увеличиваются к низу, самая нижняя – самая большая и репрезентативная. Здесь все очень зрелищно и повествовательно, нарастает нарративность. С северной и южной сторон расположены сцены Ветхого завета. Для латинской церкви характерно изображения Ветхого и нового заветов вместе. Ветхий завет изображен на стенах клеристория. Потом Рожер умирает, приходит его преемник и тоже нанимает мастеров. Мастера, возможно, дети рожеровских, но это другое поколение. Они приносят новый тип, все вроде то же самое, но все более утрировано. Встреча Петра и Павла (поцелуй мира), Петр – глава западной церкви, Павел – патрон восточной церкви. Все утрируется, в том числе и комниновский тип. Очень архитектурные тонкие брови, миндальные глаза, очень острое вытянутое лицо, огромный лоб и тд. Все сцены по бокам капеллы – из жизни Петра и Павла, так как капелла посвящена им.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.