Здавалка
Главная | Обратная связь

Византийские постройки 11-12в в Италии.



В Италии жило большое количество греков, в основном, на двух территориях: на севере, в районе Венеции и Равенны, и на юге, там их было много (в южной части Аппенинского сапожка: Калабрия, Аппулия, Сицилия). Венеция и ее круг: характерны роскошные постройки, богатые, основательные, часто строили греки. На юге, в основном, были греческие отшельнические монастыри (еще со времен иконоборчества). Выделяется Сицилия. Здесь пересекалось все. Очень сильно было византийское влияние, арабское, нормандское.

Собор Сан Марко в Венеции, 11в (1067г). Евангелист Марк жил и погиб в Александрии (северная Африка). Его мощи привезли в Аквилею (это севернее Венеции), Венеция хитрыми путями добилась себе мощей Марка. В 9в строят собор Сан Марко, он совсем не дошел до нас. На его останках в 11в сооружают современный храм. Прежний собор занимал такую же площадь, был огромным. В 9в он был построен в подражание церкви Святых Апостолов в Константинополе (купольная базилика с 6ю куполами, греческий равноконечный крест, купола в каждом конце креста и в центре). Во второй половине 11в собор реконструировали, в 1067г его освятили. Строили его греки. Нынешние купола –перестроенные. Фасад Сан Марко построен в 14в (главный), это экзонартекс, тут много готического. Во втором ярусе (Верхнем), в центральном объеме находятся знаменитые кони Сан Марко. Как предполагают, коней сделал Скопас (4в), они стояли в Афинах, потом перевезли в Константинополь для украшения ипподрома, пока в 1204г рыцари 4 крестового похода не напали на Константинополь и не разгромили его. Венецианцы забрали коней себе. Занимает большую площадь, 5 куполов. 4 рукава равноконечного греческого креста. Купола почти равные, центральный чуть больше (такой тип – это церковь Святых Апостолов, 6в и церковь Иоанна в Эфесе, 6в (только до нее надо еще один компартимент достроить)). Только если там купольные базилики, то тут крестово-купольный храм. Каждый купол является центром своего небольшого крестово-купольного храма, который вливается в остальные. В углах общие угловые компартименты, один рукав креста обязательно является совместным. Пространственно все соединено и втекает друг в друга. Такого нигде больше нет! Каждая из опор внутри расчленена, чтобы не казаться очень массивной. Есть также целый ряд пристроек, с запада с заходом в юг и север, до рукавов креста что-то пристроено. Это крестовые вспарушенные своды. В юго-западном углу снаружи стоят тетрархи. С запада около угла также пристроена капелла Зен (знаменитой семьи), там есть мозаики н12в. Купола были довольно плоские, широкие, поверхности рукавов креста всех пяти храмов выходили закомарами. Достаточно много окон. Материал – кирпич, где-то его поверхности открыты. Есть люнеты, где сохранились двойные ряды окон, есть такие, куда внедряли круглые готические розы. Каждый столб превращен в 4 ноги, внутри внизу и вверху получились капеллы небольшие. Боковые нефы (в западном рукаве) отделены от центрального колоннадами (как в базилике). Над колоннадами устроены балкончики-проходы. Мозаики разновременные. Есть мозаики 2п 11в (они в алтаре и при входе), потом был простой в декорации, западный и последний восточный купола, например, были украшены в конце 13в. Мозаики выполнены на золотом фоне. Большая их часть относится, все-таки к к12в.

Сицилия сначала принадлежала Риму, потом там раннехристианское искусство, потом арабы. Потом в сер11в викинги-норманны. К 12в нормандские короли «вышли в люди», заказывали заморское прекрасное искусство. Рожер2, правил в середине 12в, один из таких заказчиков со вкусом.

Собор в Чефалу, 1130е-1150е. Чефалу – это маленький рыбацкий городок. Собор выстроен в 1130е г, это очень большая базилика, длинная базилика типа ранне христианских колонных (средиземноморский тип). Двух башенный фасад, между ними перекладина самого тела базилики. Небольшие окна-бойницы. Экзонартекс в виде портика между башнями. Архитекторы, вероятно, норманы, а декораторы – арабы, здесь очень много мотивов, а вот мозаичисты – византийцы. В чем-то это эклектическое искусство. Три нефа, арочные пролеты (аркада на колоннах) это не средиземноморский тип, тк пролеты имеют слегка стрельчатое завершение. Нет купола. В просбитерии крестовый свод.

Марторана в Палермо, до 1151г (Санта Мария дель Амиралье). Амиралье – это адмирал (адмирал Георгий, сирийского происхождений, бывший при дворе Рожера2 был заказчиком). Крестово-купольный квадратный в плане кубический в объеме храм. К нему приставили с запада пристройку (для этих земель очень непривычна форма куба). Потом к пристройке добавили какой-то открытый двор, трапециевидной формы, обнесенный стеной. Потом все это покрыли скатной кровлей, а впереди поставили многоярусную колокольню (в 12в). Изменения происходили очень быстро. Все проемы слегка стрельчатой формы и перспективно углублены. Вообще при королях Сицилии работали все, и христиане, и арабы и так далее. Изначально, это крестово-купольный храм на 4х колонках, в углах 4 пониженных капеллы, рукава с цилиндрическими сводами, все остальное пространство – крестовые. В итоге, из крестово-купольного храма они сделали колонную базилику. Бывшее дворовое помещение перекрыли скатной кровлей, но внутри ячейки заполнили крестовыми, а в промежутках поставили колонны. Внутри все очень богато и расточительно. Здесь в углах тромпы вместо парусов (арабы их очень любили).

Сан Катальдо в Палермо, 1161г.Тоже сицилийский сплав разных культур. Выглядит очень скупо: гладкие стенки (норманнский вкус). Плоские арки обозначают декорацию. Храм квадрирован (но чуть-чуть удлинен), 3 нефа. Наверху три купола, очень странные. Стоят друг за другом, красного цвета и абсолютно арабские: не просто круглые, а как будто шар, в основании по 4 окна (округлые). Окон вообще очень мало, это не прорезанные стены, а затемненный интерьер, рассчитанный на искусственное освещение. Подпружные арки слегка стрельчатой формы. Колокольня перед храмом.

Сан Джованни дельи Эримити в Палермо, 1132г.Это небольшой монастырь, маленький монастырский собор. Короткая базилика, 2 купола, поперек в конце что-то типа нартекса, там еще два купола, рядом колокольня, над ней еще один купол. Всего 5. Купола тоже красные, тоже арабские, тоже шарообразные, тоже по 4 окна в основании. Рядом находится сад, там вокруг него проходит портик с различными колоннами и арками, где гуляли монахи. Снаружи храм похож вообще на Белый монастырь, как будто это какая-то крепость в пустыне.

Дворец нормандских королей в Палермо (арабский дворец), 12в. Первоначально им владели арабы, потом норманны и так далее, здесь жили короли. Арабский дворец больше подходит по названию, зубцы по верху (нормандский элемент), но много килевидных перемежающихся арок. Там есть Палатинская капелла. Это настоящая большая церковь. Принадлежит дворцу и королям. В основе храм на 4х колонках с куполом, но он сильно продолжен как базилика, и устроено колонное расширение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.