Здавалка
Главная | Обратная связь

Живопись второй половины 13в.



Формально Палеологи обрели власть в 1261г, когда Михаил Палеолог со своим никейским войском отвоевал Константинополь у латинян, хотя Палеологовским искусством обычно называют 14в и 1п 15в. К сер13в развитие искусства пришло к созданию такого варианта, в котором полностью превалировали классические ценности, ярким примером являются фрески Троицкой церкви в Сопочанах (занимают центральное место в искусстве 13в).

Церковь св. Троицы в Сопочанах, ок1265г, Сербия. Греческие художники, возможно участвовали местные мастера. Крупные импозантные композиции построены ясно, легко обозримы. Сцены кажутся пространственными, архитектурные фоны выглядят как сложные и красивые дворцовые здания, движения фигур свободны и естественны, позы далеко от застылой фронтальности. Драпировки облегают фигуру просто и элегантно, обрисовывают почти скульптурную пластику, подчеркнут объем и вес, моделировка с помощью световых эффектов и цветовой лепки (сильная и уверенная), богатая красочная гамма (включает и интенсивные цвета, и множество рефлексов). Манера основана на широких мазках, живописная и сочная. Перед алтарем большая вима, боковые нефы, нартекс и экзонартекс, храм расписан полностью. Приподняты подпружные арки. На западе огромное Облачное Успение, летят апостолы, великолепная архитектура, пропорционирование (фигуры статуарные), тяжелые шелковые ткани. Нет треугольных пробелов, все натуроподобно и умягчено. Широкие мясистые носы, взгляд конкретные (глаза не увеличены).

Монастырь в Пече, Сербия, Церковь Апостолов (или Печка Патриаршая), 1230е, Косово. Место греческого патриарха. Печ: церковь Апостолов (1230е, роспись в 60х), церковь Святого Дмитрия (1324г), церковь Одигитрии (1330е). Вплотную друг к другу, общий экзонартекс (16в, сейчас заложен), все крестово-купольные. Церковь апостолов: в конхе большой деисус, его масштаб какой-то сверхмерный. Это время Сопочан. Фигуры классичные, сочно написаны (открытая поверхность, движение мазка формирует объем – интенсивно пластическое начало). Фигуры стоят очень плотно и густо, пропорционированы как высокие (но не чрезмерно – это отцы церкви). Святой Кирилл изображается в беленькой шапочке. В куполе Вознесение, апостолы в простенках, там и Богоматерь (фигуры выходят из пространства простенков, головы несколько выше полукруглых окон). Богоматерь Оранта с 2мя ангелами под Христом, потом апостолы. Очень большая активная сила, ее человеческую сущность не драпируют, а показывают. Округлое простоватое, народное лицо, молодая и свежая. Подпружная подкупольная арка имеет небольшую стрелу подъема. Там Сошествие святого духа на апостолов; пониже интересная сцена, в которой народ с потрясением услышал, как ученики Христа сразу стали говорить на разных языках. Под ней арка рукава креста, она толще. На стене в ней Тайная вечеря, в арке в медальонах святые. Еще один свод: Рождество, выше – Воскрешение Лазаря (на месте Вечери), выше – Уверение Фомы (на месте Сошествия Духа). Острые взгляды, страстное напряжение. Все очень пластически сильные, в них очень много повышенного, акцентированное искусство.

София Константинопольская. Южная галерея, Деисус: Мария, Христос, Иоанн Предтеча, вероятно относится к 1270-1280м. Сохранилась только верхняя часть, очень странное расположение. Исключительное качество (мельчайшая мозаика), одухотворенное содержание, эмоциональная выразительность. Лирический, тонкий, грустный облик Марии перекликается с образом Владимирской Богоматери (из-за чего этот деисус ошибочно относят к 12в, Лазарев, Демус опроверг). Иоанн тоже исполнен скорби, драматизма. Христос величественный, погружен в созерцание, более отрешенный. Фон золотой, но тоже орнаментальный.

Церковь Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295г, Михаил и Евтихий, Македония. Это пример позднего 13в, Охрид принадлежит Сербии (в то время). Крестово-купольный небольшой храм. Все стены дико активны по росписи, толпы. Искусство становится более монументальным и несколько тяжеловесным, есть даже ораторский пафос (который сменил равномерность середины века), это тоже некоторый маньеризм конца века. Художники-греки, братья (их подписи на мечах воинов), приехали из Фессалоник, потом они поступили на службу к сербскому королю Милютину, тогда моде уже изменилась, их стиль тоже (стилизован под старые модели, элегантно). Все классические элементы сильно утрируются, язык становится более напряженным и даже гротескным. Облики суровые, часто даже грозные, нахмуренные взгляды смотрят осуждающе. В основе физиогномики тип 13в (мясистые носы, щеки, на носах обязательно 2ой кляксель-блик, если пожилые, то очень густая борода). Многие лица покрыты бороздами, пластика уже не обладает естественной мягкостью и округлостью (кажется высеченной резцом). Яркий и насыщенный цвет, во всех фигурах (особенно в нижних) подчеркнута сила, героический акцент, много белого, на синих фонах. Апсида: Оранта без ангелов, евхаристия, 2р святителей (верхний поясные, нижний – в рост), очень крупные лица. Есть ощущение ломких граней поверхностей. Диаконник: Мария держит младенца перед грудью в литургическом сосуде, чаша глубокая, Мария пожилая. Роспись фризовая (на каждой стороне по 3). Внизу детство Богородицы (вообще ее история) – это апокрифическое евангелие; выше самый большой фриз – сцены страстей Христовых (Пьета), наверху сцены чудес (исцелений). Еще фриз, в самом низу святители и другие фигуры на уровне зрителей. Деталь Пьеты: перед ложем, где лежит мертвый Христос, лежат орудия его страстей. Прекрасный сосуд, предназначенный для того, чтобы туда капала кровь; терновый венец; губка, ее уксусом намочили; копье; корзина с гвоздями. Все орудия выставлена напоказ, такого больше нигде нет. На другой стороне сцена Моления о чаше в Гефсиманском саду: апостолы спят (их куча), Христос молится (остался совсем один). Много выразительности, не характерной для Византии. Необычные позы, выражения. На западной стене гигантская композиция Успения. Толпы прощающихся, все группы и сословия, сонмы ангелов. Дальше идет сцена, как апостолы переносят ее в гроб. По бокам в облачках летят апостолы (то есть это еще и облачное успение). Это очень требовательное искусство, требует к себе взгляды. Впечатление, что поверхность предельно натянута и рискует лопнуть. На другой западное стене, в нартексе, огромная композиция «О тебе радуется». Богоматерь с младенцем на руках на троне, вокруг тысячи лиц (весь род человеческий и все чины небесные), которые славят ее. В нартексе роспись посвящена символам Богородицы. Неопалимая купина (большой, пышный куст, оттуда что-то протягивает Богородица, держащая Христа), Лествица, также есть и другие символы (скала, камень и др).

Иногда миниатюры представляют собой прямые копии манускриптов Македонского Ренессанса 10в (Ватиканская Псалтирь, Псалтирь из РНБ, №269, воспроизводит знаменитую Парижскую №139). Точно также некоторые иконы к13в напоминают конкретные произведения 10в (шагающий Марк похож на аналогичных образ из Парижского Евангелия 10в).

Икона Христа из Хиландара, 1260е-70е. Интерес к отдельно выделенному, графически представленному блику. Христос очеловечен, очень близок к нам, доступен для собеседования.

Апостол Иаков, Патмос, 1260е-1270е. Монументальный, великолепный. Довольно редкая икона (чуть ли не единственная), так как Иакова обычно не изображали одного. Много списков с этой иконы есть в церкви в Сантьяго (Испания), где лежат его мощи.

Христос нерукотворный из Собора города Лан, Франция, 1260е-1270е. Икону выдают за подлинный отпечаток, который Иисус сделал для Авгая (публике выносят раз в год). Реально, это сербская икона 13в, у нее даже надпись славянская.

Евангелие №54 из Парижской национальной библиотеки. Матвей – большая эффектная фигура, все театрализовано, эффект сцены. Золотой фон. Есть эффект статуи, одетой в богатые одежды.

Евангелие №5 из монастыря Ивирон. Множество миниатюр, а не только портреты евангелистов. Тексты расположены по праздникам. Чудеса Христовы, исцеление больного водянкой. Что-то вроде Пече, но проще Сапочан. Классика как мера всего. Но много экспрессии, глаза сверкают, золотые фоны.

Евангелист Матвей, к13в, Охрид. Изначально написана для этого храма братьями (они же делали росписи). Нестандартное изображение – евангелист в шаге, в руках держит книгу.

Богоматерь Перивлепта с младенцем (но в образе Одигитрии), 13в. Тоже сделана для храма, возможно, была храмовой иконы. Изначально в серебряном окладе (маленькие пластины из Константинополя, монтировались на месте). В Охриде, вообще, очень много икон в серебряных окладах. Лик тоновый – на сочетании охр.

Книга пророков, Ватикан, к13в. Есть некоторая избыточность, книга огромная, миниатюры, соответственно, тоже.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.