Здавалка
Главная | Обратная связь

Митинг врачей в Архангельске



А вы знаете, почему современный пациент может отказаться от лечения?

Самостоятельность пациента (больного) защищена главным образом посредством согласия на лечение, которое он дает после того, как получит информацию о состоянии своего здоровья. Принцип информированного согласия утвердился в современном здравоохранении вместе с признанием значения прав человека во всех сферах жизни. Появилась конвенция прав человека. Какие права знаете? (на работу, отдых, жизнь…)

Этот принцип стал реакцией человеческого общества на бесчеловечные опыты фашистских и японских врачей, на злоупотребления психиатрией против инакомыслия и другие антигуманные действия. Этот принцип означает, что врач, медсестра, фельдшер или любой другой медицинский работник должен максимально полно информировать пациента, дать ему оптимальные советы, учитывая его возможности в общении и социальное положение. Затем пациент свободно выбирает курс своих дальнейших действий, по его мнению, наиболее приемлемый и лучший. Может случиться, что его решение не станет наилучшим с точки зрения медицины. Пациент вообще может отказаться от лечения, и с этим теперь приходится считаться. Принудительное лечение социально опасных больных может осуществляться только по решению суда.

 

Можно ли научить общению? Как сделать общение с пациентом максимально эффективным? Советы для общения.

  • Попытайтесь узнать причины подсознательной тревоги пациента. Помогите разобраться в них, переводя проблему на уровень сознания.

Однажды на даче, во время летнего отдыха, одного известного врача попросили осмотреть соседа, который почувствовал боль в левой части грудной клетки. Мысль о том, что это инфаркт, вызвала панический страх. Когда врач вошел в комнату пациента, тот лежал на диване. В его глазах просматривалась тревога, растерянность, морально он был готов к худшему. После нескольких детализирующих вопросов и осмотра врач отметил, что, вероятно, боль является симптомом обострения остеохондроза. По мере того, как доктор спокойно, с уверенностью в голосе, рассказывал о своих наблюдениях, самочувствие больного улучшалось на глазах. Прошла тревога, эмоциональная подавленность сменилась готовностью бороться за улучшение своего самочувствия. Осталось только некоторое болезненное ощущение.

 

  • Попробуйте дать пациенту конкретные инструкции о том, что делать, к чему стремиться, как себя вести.
  • Беседуя с пожилыми людьми, не напоминайте им о возрасте. Разговор должен быть неспешным, вопросы следует задавать конкретные, требующие однозначного ответа.
  • Постарайтесь избегать одних лишь устных советов, запишите рекомендации по режиму, диете, медикаментозной терапии на листе бумаги.
  • Попробуйте разъяснить необходимость ограничения, по возможности, контакта с разрушающими психику факторами (избыточная информационная нагрузка, стрессы и так далее).
  • Постарайтесь убедить пациента, что для сохранения и улучшения здоровья необходим комплексный подход, в том числе немедикаментозные меры. Свежий воздух, лес, солнце – вот лишь некоторые из факторов, способных повлиять на самочувствие.

 

медицина до сих пор находится в сложном финансовом положении. В государственных медицинских учреждениях зачастую не хватает лекарств, перевязочных материалов, оплата труда персонала низкая... И в то же время газеты и сайты пестрят объявлениями о так называемой рецептурной подработке для врачей, и потенциальный работодатель не скупится, указывая возможный заработок. Соблазн велик! А суть таких предложений проста: врач должен убедить, уговорить своего пациента купить препарат, а чаще – биологически активную добавку, за некое вознаграждение – процент от стоимости лекарства, который и будет составлять заработок врача. Принцип “больше продал – больше получил”, хоть и удачно вписывается в систему рыночных отношений, но, на наш взгляд, в медицине неприемлем – это тупиковый путь, ведущий к отказу пациента от лечения и понижению авторитета врача. Так не лучше ли оставаться в ладу со своей совестью и достигать материального благополучия честным путем?

Врач должен владеть тонким психологическим чутьем, и здесь необходима постоянная работа сознания. Успех в лечении возможен при сочетании доверительных человеческих отношений и научных достижений. А для этого технически оснащенный врач должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим пациентом.

Правила поведения с пациентом:

Первое правило – правило Гомера. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий их порядок: 1.аргумент... 2.более слабый... 3.самый сильный.
Следует учитывать, что силу аргумента надо измерять с точки зрения пациентки. Например, на вопрос женщины: «Зачем лечить эрозию шейки матки, если меня ничего не беспокоит?» – врач приводит аргументы:

1.«Лечение необходимо, потому что вовремя не устраненная патология шейки матки,

2. может привести к бесплодию в дальнейшем;, способствовать воспалительным процессам гениталий (более слабый аргумент);

3.в-третьих, вызвать рак шейки матки (самый сильный аргумент с элементами устрашения).


Второе правило – правило Сократа. Для получения положительного ответа на важный вопрос поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких и простых вопроса, на которые пациент без затруднения непременно скажет вам «да». Этот прием известен уже давно, но только недавно открыта его биохимическая природа. В организме человека, который слышит или говорит «да», как оказывается, выделяется гормон эндорфин, снимающий напряжение и сопротивление. Так, столкнувшись с пациенткой, которая попросту жалеет денег на лекарства (таких, к сожалению, немало), но при этом прекрасно одета, ухожена и «декорирована» ювелирными украшениями, можно применить данный прием следующим образом.
– Врач (после осмотра): «Считаете ли Вы, что здоровье – это самое дорогое, что есть у человека?».
– Пациентка: «Конечно».
– Врач: «Знаете ли Вы,(я вам уже говорил(А)), что выявленная у Вас эрозия шейки матки весьма опасна и может привести к злокачест-венным заболеваниям?».
– Пациентка: «Да».
– Врач: «Так Вы обещаете, что с завтрашнего дня начнете необходимое обследование?».
Обычно ответ бывает утвердительным.
Третье правило. Не ставьте пациента в безвыходное положение, не ругайте ее, например за промедление с визитом к врачу. Не секрет, что многие болезни вызваны
неправильным образом жизни: курением, ожирением, гиподинамией, злоупотреблением алкоголем, а в гинекологии – отсутствием контрацепции, многочисленными абортами и т. д. Не стоит сразу акцентировать внимание на «пороках» пациентки и перечислять все те привычки, которые привели к заболеванию – это может разрушить доверительные отношения. Постарайтесь убедить ее, что для сохранения и улучшения здоровья необходим комплексный подход, в том числе немедикаментозные меры. Свежий воздух, занятия физкультурой, водные процедуры – вот лишь некоторые из факторов, способные повлиять на самочувствие.
Четвертое правило.Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего. Есть категория пациенток, для которых общественная иерархия имеет огромный смысл. Чем более высокое положение занимает врач, тем больше доверия к нему испытывает человек. При этом подтверждение его слов и аргументов со стороны старших коллег является весьма целесообразным.
Пятое правило. Советы должны быть реальными и конкретными. Попробуйте дать пациентке точные инструкции о том, что делать, к чему стремиться, как себя вести. Постарайтесь избегать одних лишь устных советов, запишите рекомендации по режиму, диете, медикаментозной терапии на листе бумаги.
Шестое правило. Не принижайте статус и имидж пациента. Часто врачи обращаются к пациентке на «ты», при этом выбирают назидательный тон. Уважение подразумевает признание ценности человека как личности. Более правильно и комфортно для пациентки – когда с ней общаются на равных; никто не хочет быть в положении униженного.
Седьмое правило. К аргументам приятного нам человека мы обычно больше прислушиваемся и быстрее с ним соглашаемся. Изящество в одежде и ораторское искусство являются мощным средством убеждения. Все в медсестре должно располагать к себе пациента, начиная с ее внешнего вида (подтянутость, аккуратность, прическа, выражение лица).

Восьмое правило.Желая переубедить женщину, начинайте не с разделяющих моментов, а с того, с чем вы согласны. Когда врач проявляет понимание, пациентка уверена, что ее жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач говорит: «Я Вас слышу и понимаю» – или выражает это взглядом, кивком головы. Нужно суметь поставить себя на место больной и взглянуть на мир ее глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациентка, не только ее местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, ее представление о своей болезни, о ее причинах.
Девятое правило. Приукрашивайте позитивные изменения в состоянии больной и пытайтесь уменьшить негативные. Врачу всегда сложно говорить о неблагоприятном прогнозе заболевания или большом риске какой-либо манипуляции. Больной надо давать положительную информацию, настраивающую на перспективу пусть даже минимального улучшения. Это правило подбадривания: «О, уже совсем другое дело, стало гораздо лучше, мы движемся в правильном направлении и вместе победим болезнь». Не упускайте случая вселить уверенность пациентке.
Десятое правило. Будьте хорошим слушателем. Это правило универсально, поскольку известно, что 80% правильного диагноза – заслуга грамотно собранного анамнеза. Правильно получить анамнестические данные можно только при условии внимательного и заинтересованного слушания. Врач должен уметь не только слушать, но и слышать пациентку. Пациенту важно высказаться!

Процесс лечения:

ü выслушивание жалоб пациента,

ü обследование и исследования,

ü постановка диагноза, (определение программы действий)

ü сообщение его пациенту,

ü выбор способа лечения,

ü процесс лечения, (исследование реакций пациента на вмешательство сестры).

ü дальнейшие рекомендации.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.