Методы психологии развития. Лонгитюдное исследование.
Методы сбора данных: 1. Наблюдение. Самонаблюдение (дневники, сочинение, опросники).2. Беседа (интервью, анализ индивидуальных случаев).3. Эксперимент – позволяет обнаруживать причинно-следственные связи: констатирующий (констатация состояний, функций личности, уровень развития) и формирующий (генетико-моделирующий, обучающий, моделируются условия развития функции). Условия: лабораторные, естественные. 4. метод анализа продуктов деят-ти - тестирование – выделяют тесты достижений и способностей, метод самоотчёта, проективные методы. Методы интерпретации данных: - количественные – количественное определение уровня развития той или иной функции. - качественные – оценка процесса решения задач; индивидуальный подход. Пр: матрица Равенна – колич: решил/не решил; кач: почему не решил? лонгитюдный метод (план)– организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода в разные моменты их жизни.Измерения повторяются через значительные промежутки времени и сравниваются с данными, полученными на предыдущих этапах. Исследователи могут строить кривые роста или научения в таких областях, как языковое развитие, когнитивное развитие или формирование физических навыков. За детьми могут наблюдать вплоть до достижения ими взрослости, чтобы посмотреть, какие свойства личности сохраняются, а какие исчезают. Лонгитюдные планы особенно привлекают специалистов в области возрастной психологии. Поскольку испытуемые в этом случае сравниваются сами с собой в разные моменты своей жизни, их не требуется сортировать и уравнивать по всем остальным параметрам, кроме возраста. Но у лонгитюдных исследований есть и отрицательные стороны. Они требуют значительных временных затрат как со стороны ученых, так и со стороны испытуемых. Человек может заболеть, уехать в отпуск, переехать в другой город или просто отказаться участвовать в исследовательской программе. Некоторые люди привыкают к тестированию и, в целом, показывают лучшие результаты по сравнению с теми, кто тестируется впервые.
5. Организация исследования в психологии развития. Экспериментальный план исследования. Принцип объективности: Полученные выводы не должны зависеть от личных особенностей и пристрастий исследователя, должны быть получены в рез-те применения научного метода исследования, основы на использовании методов, адекватных предмету исследования. В понимающей пс. не исключено участие самого психолога. Проведение исследования включает 4 этапа: 1. постановка проблемы исследования 2. формулировка гипотез 3. проверка гипотезы (сбор данных, стат. обработка данных, содержательная интерпретация данных) 4. формулировка выводов Эффективность исследования определяется 3 критериями: - надёжность (степень согласованности рез-тов) - валидность (адекватность метода относительно объекта, показатель точности) - репрезентативность Экспериментальный план исследования – выбор исследователем условий исследования, испытуемых, методов измерения и анализа данных при изучении психического развития, позволяющий упорядочить сбор данных и структурировать полученную инф-цию.. Виды условий: лабораторные и естественные. Типы экспериментальных планов исследования: 1. лонгитюдный план (метод) – одних и тех же испытуемых изучают на протяжении длительного времени.2. метод поперечных срезов – представители разных возрастных групп сравниваются между собой. Необходимо учитывать влияние побочных факторов, учет экологической валидности (учёт побочных факторов).. 3. когортно-последовательный (комбинированный) – люди разных возрастных групп наблюдаются на протяжении установленного времени. Проводится редко, так как дорогостояще и трудоёмко.
*6. Эксперимент в психологии развития. Даёт возможность целенаправленно вызвать изучаемое явление, позволяет обнаруживать причинно-следственные связи. Разновидности эксперимента: - констатирующий (констатация состояний, функций личности, классический эксперимент, уровень развития) - формирующий (генетико-моделирующий метод (Л.С, Выготский), обучающий, моделируются условия развития функции): изучаемое явление формируется (моделируется) в процессе проведения эксперимента, что позволяет актуализировать логику и факторы его развития. *7. Опросные методы и тесты в психологии развития. Тестирование Тесты – стандартизированные задания, предназначенные для выявления характеристик психического развития. Преимущества: - Возможность определения нормы (среднестатистической) развития.- Как правило не требует длительной подготовки- Кратковременность и возможность опроса нескольких испытуемых одновременно- Возможность повторных испытаний Недостатки:- Тест не чувствителен к «не норме» (судится по результату, а не по детерминации результатаВыделяют тесты достижений и способностей, метод самоотчёта, проективные методы. *8. Качественные методы исследования и диагностики психического развития. Качественный метод: Методики Пиаже, Выготского, Леонтьева. Задания для качественного эксперимента могут быть те же, что и для количественных методов. Вопрос в интерпретации полученных данных, а не в их содержании.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|