Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные научные школы зарубежной психологии развития



Биогенетический подход.Б. подход (эволюционно-биологический) явл-ся исторически первым в объяснении процессов психич. развития реб-ка.- теория рекапитуляции (Колл, Гетчинсон)- т. 3ёх ступеней детского развития (Бюлер)- т. конвергенции 2ух факторов (Штерн)- нормативный подход (Клапаред, Гезелл)- теория психосексуального развития (Фрейд)

Т. рекапитуляции: Чел-к в своем развитии повторяет ряд форм, кот. прошли его животные предки в процессе эволюции (онтогенез повторяет филогенез). Холл полагал, что зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточных существ до человека, а реб-к в период детства проходит путь развития от первобытного до современного чел-ка Гетчинсон выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка от рождения до взрослости: 1. период дикости (0-5) – стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, ребенок тащит в рот. 2. период охоты и захвата добычи (4-12) - страх перед чужими, действия тайком, жестокость, игры в прятки. 3. период пастушества (9-14) - нежность к животным, любят строить хижины, шалаши 4. земледельческий период (12-16) – садоводство 5. промышленно-торговый период (14 и далее (денежные интересы выходят на первый план, обмен, продажа, торговля Бюлер выделил 3 ступени развития реб-ка: инстинкт, навык, интеллект. Штерн – развитие любой психич. ф-ции - следствие взаимодействия 2 факторов – врожд. задатки, наследственность + окр.среда Социогенетический подход. Осн. роль в развитии отводится социальной, культурной, общественной сфере. 1. фр. социологическая школа (Дюркгейм, Жане)

2. фр. школа генетической пс-гии (Валлон, Заззо) 3. ам. школа культурной антропологии (Боас, Мид) 4. межкультурные исследования в когн. пс-гии (Брунер) 5. эпигенетеческая концепция Э. Эриксона.

1) Дюркгейм – гл. роль в развитии игр. коллективные представления больших общностей людей (идеи, обычаи, верования, ценности). Усвоение соц. опыта происходит благодаря подражанию через интериоризацию.

2) Валлон – влияние на развитие конкретного окружения ребёнка, опыт перенимается не от культуры, а от конкретных людей. 3) межкультурные исследования примитивных племён – культура опред. развитие (Мид – учёба, устройство общ-ва)4) Брунер – интеллект. развитие зависит от факторов среды в разных культурах происходит по-разному.Психоаналитические теории развития. - т. психосексуального развития З. Фрейда

Развитие личности соответствует психосексуаль­ному развитию человека, кот. обусловлено изменением эрогенных зон. - эпигенетическая теория Э.Эриксона. В основе лежит психосоциальная модель развития, представляющая отношения Я человека и общества на различных этапах онтогенеза. Личность развивается в рез-те разрешения социальных конфликтов, специфичных для каждого возраста. Человек в процессе жизни проходит 8 стадий.(11-14) Бихевиоризм и теория социальн. научения.Развитие отождествляется с научением. Научение – процесс приобретения новых форм поведения. Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию явл-ся формой соц. научения. (15)Персоногенетический (гуманистический) подход. Представители: К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Олпорт.Отвергается детерминизм внутреннего или средового программирования личности. Психическое развитие чел-ка – рез-т собственного выбора, сделанного чел-м. Осн. движущей силой развития явл-ся стремление к самоактуализации (Маслоу) или стремление к актуализации (Роджерс), кот. врожд. Его смысл состоит в развитии и реализации чел-м своего потенциала, своих способностей.Когнитивные теории. Представители: Брунер, Вернер, Найсер, Пиаже.

Люди понимаются как активные существа. Развитие понимается как процесс эволюции ментальных (мыслительных) структур или способов обработки инф-ции, акцент делается на изучение познавательной сферы чел-ка. (16-18)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.