Здавалка
Главная | Обратная связь

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и его школа.



Представители: Выготский, Леонтьев, Лурия. Одно из центральных мест в концепции Выготского занимает понятие социализации, характеризующее цель психич. развития реб-ка.Социальная среда – не фактор, а источник развития личности. Выготский понимает развитие ребёнка как культурно-историческое развитие. Система отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью представляет собой социальную ситуацию развития данного возраста. С.с.р. определяет психическое развитие. Соц. ситуация развития имеет 2 составляющие: - внешняя (изменение: поход в дет.сад, в школу, т.е. окр.среда) - внутренняя (то, как реб-к переживает соц. отношения, как они воспринимаются реб-ком). Развитие понимается как процесс формирования высших психических ф-ций, которыми реб-к овладевает в сотрудничестве с др. чел-ком и кот. впоследствии интериоризируются. Именно благодаря ВПФ реб-к становится S. Они явл-ся ф-циями сознания. ВПФ – это функции произвольные и опосредованные использованием знаково-символических ср-в.. ВПФ не явл-ся какими-то особыми формами, это всё те же ощущения, восприятие. Им противопоставляются ф-ции натуральные (низшие), кот. сущ-ют наряду с высшими. Перестройка памяти с появлением ВФ -> феномен ранней детской амнезии (не помнит до 3 лет)

Интериоризациямеханизм развития ВПФ; переход из вне внутрь. Формирование высших психических функций происходит за счет освоения форм культуры. Формирование высших психических функций обусловлено:

1. натуральная → культурнаяПереходом от естественного примитивного поведения к культурно-опосредованному (осознанному). НФ -> ВФ.2. социальная → индивидуальнаяДвижением от социального к индивидуальному.3. внешнее → внутреннееПереходом от внешнего к внутреннему (определено ведущей ролью субъекта в различных видах активности, прежде всего в обучении).Стадии перехода от внешнего к внутреннему:1 стадия: взрослый с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его непроизвольной «натуральной» функции.2 стадия: ребенок сам становится субъектом и, используя психологические орудия, направляет поведение другого человека, считая его объектом.3 стадия: ребенок применяет к самому себе эти способы управления поведением.Пр: сначала говорит вслух, а потом может говорить про себя, промежуточный этап –эгоцентрическая речь.4. спонтанное (непроизвольное) → произвольноеПроцесс овладения своим поведением, т.е. реб-к учится действовать произвольно, сознательно контролировать свою деят-ть.

Принципы построения периодизации: Основаниями построения периодизации явл-ся внутренние изменения самого процесса развития, т.е. в каждом возрасте должны произойти качественные изменения. Критерием для определения детских возрастов служат новообразования, кот. хар-ют сущность данного возраста. Новообразование – новый тип строения личности и её деят-ти, психические и соц. изменения, кот. впервые возникают на данной возрастной ступени и кот. в самом главном и основном определяют сознание реб-ка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Линия развития. Выготский связывает линию развития с доминированием одной психической функции (восприятие в раннем детстве, память в дошкольном возрасте).При построении периодизации детского развития необходимо учитывать его динамику. По Блонскому выделяют 2 периода:1. Литический период – изменения происходят постепенно, более продолжительный2.Критический период– резкие изменения, кратковременный период

Стадии отделяются друг от друга резкими кризисами, фазы ограничены друг от друга литически. Для кризисов хар-но:1) краткость (0,5 -1год)2) трудновоспитуемость, снижение работоспособности, что определяет негативный хар-р развития. Но можно выделить и позитивные моменты в кризисах развития. Например, в возрасте 1 года формируется свобода действий, реб-к осваивает физич. пространство.Критические периоды играют роль ступеней в развитии. Они связаны с перестройкой всей системы. Критические периоды чередуются с литическими. Периодизация Выготского: 1. кризис новорожденности 2. младший (младенческий) возраст (до 1 года) 3. кризис 1 года 4. раннее детство (1-3 года) 5. кризис 3-х лет 6. дошкольный возраст (3-7 лет) 7. кризис 7 лет 8. школьный возраст (8-12 лет) 9. кризис 13 лет 10. пубертатный возраст (14-17 лет) 11. кризис 17 лет Периодизация Выготского охватывает только период детства, так как у взрослого другие закономерности психического развития. Она не включает внутриутробного развития. Возраст полового созревания включ. в число стабильных, а не критических. Возрастная диагностика решает 2 задачи: определение актуального уровня развития и зоны ближайшего развития.

 

21. Проблема единицы анализа психического развития. Понятие о ведущей деятельности в психическом раз­витии индивида.

При построение периодизации возникает проблема единиц анализа психического развития, т.е. проблема выделения психологически содержательных категорий, позволяющих структурировать данный процесс и обосновать дифференциацию возрастных периодов. Понятие ведущего вида деят-ти (Леонтьев) стало ключевым для решения данной проблемы. Психологические новообразования каждого периода в жизни ребенка определяются осуществляемой им ведущей деятельностью. Процесс развития ребёнка – процесс овладения ребёнком различных видов деят-ти. Ведущий вид деят-ти отражает отношение реб-ка к действительности, определяет центральную линию его психического развития, а его смена служит критерием перехода от одной стадии психич. развития к другой. Ведущая деят-ть – это та деят-ть, кот. имеет наибольшее значение для формирования психики ребёнка на данном возрастном этапе. Каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Появление в каждом периоде новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, прежде всего появление новых психических образований. Эльконин выделил следующие ведущие виды деят-ти в соответствии с различными этапами развития реб-ка: 1. Младенчество (0-1) - Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослым. 2. Раннее детство (1-3) - Предметно-манипулятивная деятельность. 3. Дошкольный возраст (4-6) - Сюжетно-ролевая игра. 4. Младший школьный возраст (7-11) - Учебная деятельность. 5. Подростковый возраст (11-15) - Интимно-личностное общение. 6. Юношество (16-18) - Учебно-профессиональная деят-ть.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.