Здавалка
Главная | Обратная связь

Игра и ее роль в психическом развитии индивида.



Игра - вид деятельности детей, в процессе которого они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности или общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков общения.Игра не является единственным видом деятельности, определяющим развитие ребенка, также: - Продуктивный вид деятельности, где взрослый руководит ребенком через смысл предлагаемой ему деятельности (лепка, рисование, конструирование). Ребенку должно быть это интересно. Этот вид деятельности способствует развитию воображения и других функций (легкая моторика, мышление). - Деятельность, связанная с выполнением режимных моментов. Эта деятельность контролируется взрослым: как правильно себя вести, моральная регуляция, подчинение определенным правилам и нормам. Этот вид деятельности вносит вклад в формирование произвольности, социальных мотивов, через него происходит понимание своих обязанностей. Формируется регуляция поведения в соответствии с нормами. Игра – совместная деятельность, благодаря чему у ребенка формируется ориентация в социальных отношениях, т.е. ребенок моделирует ролевые отношения, иерархию ролей, подчиняется социальным требованиям. Правила игры создаются по собственной инициативе, ребенка никто не контролирует и не принуждает. 3 ключевые позиции, связанные с игровой деятельностью: 1. формирование символической функции мышления через различные формы замещения в игре; мышление при помощи образов, которые ребенок облачает в слово, вследствие чего происходит развитие речи, развитие вербального мышления: овладение сложноподчиненными предложениями (понимание причинно-следственных связей), оперирование конструкциями «потому что, чтобы» и т.д., способность выстраивать временные последовательности (по Пиаже – обратимость операций). Однако ребенок еще не может объяснить этих связей. Также ребенок еще не может отделить слово от смысла.

2. децентрация психики (выход на уровень личности) 3. способность к полноценной совместной деятельности Усова А.П.: 3 этапа формирования игры: 1. игра рядом (напр. в одной комнате) 2. игра вместе

3. игра как полная совместная деятельность (общий замысел, правила)

 

24. Онтогенез речевой деятельности и ее значение для общего психического развития субъ­екта.

Речь – это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни. Установлено, что определяющими для развития речи ребенка являются первые 2-3 года его жизни. Пассивная речь → автономная речь (до 1 года) → активная речь В норме к году кончается доречевой период и начинается развитие речи. Автономная речь не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически («би-би»), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций). Ребенок выражает эмоциональное отношение своеобразными звукосочетаниями, умением произносить первые слоги и 3-4 лепетных слова, часто понятных только матери ребенка. Быстро растет пассивный словарь (количество понимаемых слов). Второй год жизни – критический период развития ребенка. Это период, когда формируются предпосылки речи и начинается развитие речи, развивается потребность в общении. 12 -13 месяц жизни – 1,5 года: стадия «слов-предложений». Первые слова – слова-действия («Дай!»), связаны с деятельностью. Высказывания ребенка ограничиваются одним словом, как правило, существительным, выполняющим функцию целого предложения. Ребенок может произносить слова неправильно: пропускать или замещать звуки в словах. Активная речь возникает к 1,6 – 2 годам(у девочек раньше, чем у мальчиков). Необходимо говорить с ребенком отчетливо, чтобы передавать навыки правильной речи. К 2 годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. Имеет словарный запас минимум в 50 слов, появляется речь простой фразой, понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию (пойди на кухню и принеси чашку). Речевая активность обычно возрастает между 2 и 3 годами. К 3 годам активный словарь ребенка достигает 250-700 слов, он уже использует предложения из 5-8 слов. Проявлением речевой и интеллектуальной активности является период вопросов (почемучки), начинающийся в возрасте 2,5-3 лет. 6-7 летний ребенок должен иметь правильное произношение всех звуков русского языка, правильно пользоваться простыми и распространенными предложениями. Словарный запас увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила. Ребенок должен уметь поддерживать беседу, наизусть рассказывать стихотворения. Еще лучше, если ребенок умеет читать и писать печатными буквами. В младшем школьном возрасте весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребенка. На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому – связно, систематически, продуманно, – строить и свою устную речь. Формирование речи является одной из основных характеристик развития ребенка. Общение - один из ближайших факторов общего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условием развития нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.