Здавалка
Главная | Обратная связь

Психическое развитие индивида в юношеском возрасте. Проблема профессионального самоопределения.



Психическое развитие: - Прогрессирующее развитие теоретического мышления. Юноши мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. С большей легкостью, чем подростки, размышляют на политические и нравственные темы. Уже освоены многие научные понятия. Продолжается интеллектуализация познавательных процессов. Продолжается развитие абстрактно-логического мышления. Словесно-логическое мышление уже сформировано.- Особенность юношеского возраста – широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием систематизированности взглядов и подходов, а также адекватной оценки своих возможностей.- Появляется противоречивость внимания – объем внимания, его способность длительно сохранять интенсивность и переключаться с одного объекта на другой с возрастом увеличиваются, но вместе с тем внимание становится все более избирательным, существенно зависящим от интересов. С этим связана их рассеянность, хроническая скука и неспособность сконцентрироваться.

- Усиление индивидуальных различий между юношами. - Формирование индивидуального стиля умственной деятельности - Интересы становятся более дифференцированными и стойкими. - Формируется логическая память.

- Активное развитие творческих способностей. Новообразования: - Достижение социальной зрелости. Главной задачей человека становится приобретении профессии, определенного социального статуса, создание семьи. Под достижением социальной зрелости можно понимать с одной стороны, возможность выполнения социальных обязанностей, с другой – принятие ответственности за собственную жизнь, решения и поступки. Овладение полным комплексом социальных функций взрослого человека, формирование взрослой идентичности (переживается как появление чувства взрослости). - Потребность в самоопределении. Для достижения социальной зрелости необходимо разрешить проблему личностного самоопределения, в том числе и профессионального. Потребность в самоопределении, по мнению Л.И.Божович, - важнейшее личностное новообразование этого возраста. Оно включает в себя потребность в формировании определенной смысловой системы, объединяющей представления о мире и о самом себе, и подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле собственного существования.

Основа подхода М.Р.Гинзбурга – представление о ценностно-смысловой природе самоопределения. Оно предполагает активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей и выяснение на этой основе смысла своего существования. Личностное самоопределение не завершается в юношеском возрасте, в ходе дальнейшего развития человек много раз приходит к необходимости поиска нового личностного самоопределения.

*35. Психическое развитие индивида в ранней взрослости.

*36. Психическое развитие индивида в средней взрослости.

*37. Психологические проблемы индивида в старости.

*38. Проблема соотношения обучения и развития в психологии развития.

Культурно-исторический хар-р психического развития ставит проблему соотношения обучения и психического развития. Периодизация психического развития должна учитывать проблему соотношения обучения и развития. Здесь выделяют 3 подхода: 1) отождествление обучения и развития (Э.Торндайк) 2) обучение следует за развитием, которое понимается как созревание (Ж.Пиаже) 3) обучение ведёт за собой развитие (Л.С. Выготский)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.