Здавалка
Главная | Обратная связь

Абсолютные и относительные величины.



По данным распределения населения в различных городах по уровню образования (табл..2), рассчитать:

— относительную величину структуры, результаты изобразить графически;

— относительную величину координации;

— относительную величину сравнения (сравнивать с показателем, находящимся в колонке, следующей за Вашим вариантом), результаты изобразить графически;

— сделать выводы.

Таблица 1.3

Распределение населения в различных городах по уровню

образования, тыс. чел.

Виды учебного образования Тыс. чел.
Законченное высшее (ЗВ) 58,8
Незаконченное высшее (НВ) 3,8
Среднее специальное (СС) 34,5
Среднее общее (СО) 58,6
Неполное среднее (НС) 33,1

 

Абсолютные величины характеризуют численность совокупности и объем (размер) изучаемого явления в конкретных границах времени и места. Например, число предприятий, число рабочих, число студентов, заработная плата, объем выпуска товаров и услуг и т.д.

Абсолютные величины всегда являются именованными числами, т.е.имеют какую-либо единицу измерения (например, люди, рубли, штуки, человеко-дни, человеко-часы и т.д.). Абсолютные величины могут быть индивидуальными (полученные в процессе статистического наблюдения) и суммарными (полученные на основе сводки и группировки материалов статистического наблюдения).

Относительные величины характеризуют количественное соотношение сравниваемых абсолютных величин. Их получают в результате сопоставления двух показателей, т.е. путем деления сравниваемого показателя на другой показатель, принимаемый за базу сравнения. В результате полученная относительная величина показывает, во сколько раз сравниваемая величина больше (или меньше) базисной. Результат может быть выражен в процентах (%), в промилле (‰), в продецимилле (‰о).

Различают следующие виды относительных показателей: планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, интенсивности и уровня экономического развития, координации, сравнения и т. д.

Относительный показатель структуры характеризует состав изучаемой совокупности, доли, удельные веса элементов совокупности в общем итоге и представляет собой отношение части единиц совокупности (fi) ко всей численности единиц совокупности (Ʃfi):

 

 

 

 

 

 

 

Для иллюстрации полученных результатов построим секторную диаграмму.

 

 

Как мы видим, самый большой процент приходится на население с законченным высшим образованием. Население с незаконченным высшим образованием занимает самый маленький процент.

Относительный показатель координации характеризует отношение двух частей изучаемой совокупности, одна из которых принята за базу. Показывает, во сколько раз одна часть совокупности больше другой, или сколько единиц одной части приходится на 1, 10, 100, 1000 единиц другой части.

Возьмем за базовый показатель численность человек с законченным высшим образованием (58,8 тыс. чел).

Относительный показатель координации можно рассчитать по формуле:

,

где fi – текущий показатель; f0 – базовый показатель.

dkнв =

Количество человек с законченным высшим образованием больше, чем с незаконченным высшим в 15,5 тыс.чел.

dkcc =

Количество человек с законченным высшим образованием больше, чем со средним специальным в 1,7 тыс.чел.

dkcо=

Количество человек с законченным высшим образованием больше, чем со средним общим в 1,003 тыс.чел.

dkнс =

Количество человек с законченным высшим образованием больше, чем с неполным средним в 1,8 млн. чел.

Относительный показатель сравнения характеризует отношение одноименных абсолютных или относительных показателей, соответствующих одному и тому же периоду или моменту времени, но относящихся к различным объектам или территориям.

За другую территорию возьмем данные 1-го варианта:

Виды учебного образования Тыс. чел.
Законченное высшее (ЗВ) 16,4
Незаконченное высшее (НВ) 1,8
Среднее специальное (СС) 30,3
Среднее общее (СО) 16,1
Неполное среднее (НС) 29,9

 

Относительный показатель сравнения можно рассчитать по формуле:

,

где fi – текущий показатель, а fi(1)– показатель другой территории (другого варианта).

зв =

В 3,59 раз численность людей с законченным высшим образованием выше, чем на другой территории.

нв =

В 2,11 раз численность людей с незаконченным высшим образованием выше, чем на другой территории.

сс =

В 1,14 раз численность людей со средним специальным образованием выше, чем на другой территории.

сс =

В 3,64 раз численность людей со средним общим образованием выше на другой территории.

нс =

В 1,11 раз численность людей с неполным средним образованием выше, чем на другой территории.

Выразим графически результаты сравнения с другой территорией в виде гистограммы.

 

Вывод: Как мы видим, наибольшая доля принадлежит численности с законченным высшим образованием, наименьшая неполному среднему (1,11%). Больше всего оторвались в численности со средним общим образованием (больше в 3,64 раз).

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.