Здавалка
Главная | Обратная связь

Контрольная работа по логике

Превратите суждение.

Все критяне лгут.

Ни один критянин не является не лжецом.

Является ли данное рассуждение правильным? Если нет, то какие логические правила нарушены?

Я человек. Ты – не я. Значит, ты – не человек.

В каждом силлогизме должно быть только три термина (S, М, Р). Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, называемой “учетверением терминов”. Например:

Я - человек

Ты - не Я

В данном умозаключении средний термин “Я” мыслится не в одном, а в двух значениях: во-первых, как принадлежность к человеческому роду; во-вторых, как принадлежность ко Мне. Это значит, что вместо одного среднего термина их как бы существует два. Ошибка “учетверение терминов” приводит к неправильным и часто парадоксальным выводам.

 

 

_____________________________________________________________________________

Контрольная работа по логике

Вариант 2.

1. Изобразите в одной схеме следующие четверки понятий:

A — квадрат

B — ромб

C — четырехугольник

D — трапеция

 

 

Превратите суждение.

Ни один человек мне не друг.

Все люди мне являются не друзьями <=> Все люди мне являются врагами <=>

Все люди мне враги.

3. Из предложенных сочетаний посылок выбрать правильные и обосновать отбрасывание неправильных:

AA EO II

AE EI IO

См теорию.

 

Контрольная работа по логике

Вариант 3.

 

1. Привести примеры понятий, находящихся в следующих отношениях:

Столярные инструменты (А), молоток (В), пила (С), стамеска (D)

Обратите суждение.

Все критяне лгут.

Некоторые лжецы критяне.

3. Восстановить следующую энтимему в полный силлогизм, указать фигуру и модус:

Этот силлогизм не имеет трех терминов, следовательно он не является правильным.

Решение: Определяем вид энтимемы (с пропущенной большей посылкой, с пропущенной меньшей посылкой или с пропущенным заключением). Ясно, что имеется заключение «не является правильным». Данный силлогизм (S) есть не правильный силлогизм (Р). Данный силлогизм (S) есть силлогизм, не имеющий три термина (М).

Восстанавливаем большую посылку. Большая посылка всегда содержит больший термин (Р) и средний термин (М). Однако они могут располагаться в разной последовательности: Р-М либо М-Р. Чтобы определить последовательность терминов, а также вид посылки (общеутвердительная, общеотрицательная, частноутвердительная или частноотрицательная), определяем фигуру и модус силлогизма. При этом учитываем, что восстановленный силлогизм должен быть правильным.

В меньшей посылке термины расположены в порядке S-М. Такое расположение терминов в меньшей посылке возможно либо в первой, либо во второй фигуре (в третьей и четвертой термины расположены в обратном порядке – М-S). Значит, силлогизм будет иметь либо первую, либо вторую фигуру.

Теперь находим модус силлогизма. Так как меньшая посылка и заключение - общеутвердительные суждения (А), модус будет оканчиваться на …АА. Смотрим, для какой из предварительно выбранных фигур (первой или второй) имеется правильный модус, оканчивающийся на …АА. Такой модус есть в первой фигуре, и это модус ААА.

Все силлогизмы, не имеющие три термина (М), есть не правильные силлогизмы (Р).

Данный силлогизм (S) есть силлогизм, не имеющий три термина (М).

Данный силлогизм (S) есть не правильный силлогизм (Р).

 

_______________________________________________________________

Контрольная работа по логике

Вариант 4.

1. Изобразите в одной схеме следующие четверки понятий:

A — число 7

B — четное число

C — результат деления 21 на 3

D — число

Обратите суждение.

Ни один человек мне не друг.

Ни один не друг мне не человек.

3. Привести примеры рассуждения по модусам AII третьей фигуры, OAO третьей фигуры.

 

AII

Все прилежные мальчики в этой школе рыжие.

Некоторые прилежные мальчики в этой школе — пансионеры.

Все прилежные мальчики пансионеры в этой школе рыжие.

OAO

Некоторые кошки бесхвосты.

Все кошки — млекопитающие.

Некоторые млекопитающие бесхвосты.

Контрольная работа по логике

Вариант 5.

 

1. Привести примеры понятий, находящихся в следующих отношениях:

B – студенты

A- футболисты

C- баскетболисты

D- хоккеисты





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.