Этика ораторского выступления.
Этика оратора– это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям. Каждая эпоха рождает свои философско-этические требования к поведению человека. В то же время этическая культура ( как и каждая культура вообще) развивается таким образом, что последующая эпоха не отрицает достижений предыдущей, а вбирает их в себя, усложняя и обогащая новой информацией. Возьмем этические (точнее религиозно-этические) требования, зафиксированные в одном из рассуждений отца церкви Василия Великого: «Будь добр с другом, кроток со слугою, непамятозлоблив на дерзких, человеколюбив к смиренным, совершенно никого не презирай, приветствуй с приятностию, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы самому себе, не позволяй, чтобы и другие говорили о тебе… и т.д.» Этот перечень этических наставлений начат некоторыми основополагающими качествами характера: доброта, кротость, человеколюбие, отсутствие презрения. Каждое из них может быть выражено в определенных поступках ( прежде всего речевых), словах, и если мы попытаемся представить человека «доброго» или «кроткого», то непременно представим при этом и определенный характер речи. В речи необходимо соблюдать этические , нравственные нормы высказываний. Этически значима сама личность оратора, такие ее свойства, как эрудиция, принципиальность, убежденность, самокритичность. Другой существенный элемент ораторской этики – такт, проявляющийся в уважительном, доброжелательном отношении к аудитории, общительности, чуткости, отсутствии назидательного, поучительного тона. Сейчас в России господствует моральный плюрализм. Каждая личность имеет свою более или менее определенную систему нравственных ценностей, свой «моральный кодекс», который и определяет конкретную линию поведения, в том числе и речевого. Моральный плюрализм может привести к моральной неразборчивости, стать серьезным барьером для установления нормальных взаимоотношений при обсуждении и решении тех или иных вопросов. В процессе речевой коммуникации партнеры должны активизировать добрые начала, способствующие гармоническому сотрудничеству, и блокировать негативные тенденции. Нравственные установки личности оказывают решающее влияние на весь процесс организации речевого взаимодействия. Поэтому риторическое обучение и воспитание должны сопровождаться этическим просвещением и нравственным воспитанием. Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось высоко в обществе. К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств, как вежливость, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия. Например, если человеку в данный момент не нужно общение, он должен найти корректный способ уйти от него, не обидев собеседника. Немало вредит бытовому и деловому общению использование нецензурных и бранных выражений, грубости, неуместных слов и др. Определенную роль в достижении убедительности публичного выступления играет и речевой этикет. Под этикетом вообще понимается установленный, принятый обществом порядок поведения; он отражен и в речевых нормах. Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления и поддержания контакта собеседников. Этикет этичен только тогда, когда основан на нравственных нормах, на добрых чувствах, когда отражается душевное богатство личности. Риторика во все времена придерживалась такого понимания в вопросах этикета. Речевое взаимодействие в процессе общения требует соблюдения ряда принципов (максим), определяющих вклад участников речевого общения. Г.П.Грайс в книге «Логика и речевое общение» рассматривает четыре максимы, состоящие из нескольких постулатов (положений):
Этикет речевого общения требует соблюдения постулата, принципа вежливости, такта. Соблюдение этого принципа как бы создает «среду позитивного взаимодействия», обеспечивая благоприятный фон для реализации общения. Этикет в поведении и в речи подчинен историческому процессу, он сравнительно быстро меняется, и те нормы вежливости, которые были привычны не только двести, но даже двадцать лет тому назад, сегодня уже устарели. В общении, в социальных контактах употребляются слова, сочетания и целые фразы, принятые в определенных ситуациях, в разных социальных группах. По словам нетрудно распознать и возраст говорящего, и уровень образования, и общественную принадлежность, а иногда даже профессию говорящего. Этикетные слова, принятые в молодежном общении, не употребляются среди немолодых людей. Для свободного и корректного общения человек должен обладать тонким знанием этикета. Обычно называют более десяти важнейших ситуаций, отчетливо отличающихся одна от другой и имеющих свой этикетный словарь, обладающий большим разнообразием вариантов. К этим ситуациям относятся:
1. 2. 3. 4. 5. 6.
История возникновения этикетных слов и речений весьма поучительна, она отражает мир нравственных поисков наших предков. Например, слово «спасибо» идет от «спаси тебя (вас) бог»; «пожалуйста» – от вежливого приглашения «пожалуй, т.е. приди, войди ко мне в дом» с частицей учтивости «ста»; «благодарю» – от «дарю тебе благо, т.е. добро». Пожелания добра легли и в основу таких сочетаний, как «всего доброго». « до скорого свидания», «спокойной ночи» и т.п. Многие этикетные обороты речи иносказательны, метафоричны : «приношу вам свои извинения» ( метафора – «приношу»); « не знаю, как мне отблагодарить вас»; «не судите меня строго» и др. Несмотря на свою устойчивость, даже стандартность, этикетные речения очень гибки и легко поддаются индивидуальному варьированию: « здравствуй, здравствуйте, здорово, будь здоров, будьте здоровы, сто лет здравствовать, здравия желаю, здорово живете, доброго здоровья». Средства речевого этикета весьма чутки к историческому времени, к изменениям в общественной жизни. Так, за 10-20 лет произошли существенные сдвиги в обращениях «товарищ, гражданин», чаще стали употребляться формы, заимствованные из английского языка. В употреблении речевых этикетных слов и выражений огромное значение имеет интонация. Этикетные формы только тогда эффективны, когда отражают действительные чувства, правдиво передают отношение говорящего к своему адресату. Интонации, выражение лица, особенно глаз, выдадут любую фальш и натяжку в этикете. В то же время уже давно признано: привычка к этикетным формам общения, проще говоря – вежливое поведение, не только дисциплинирует человека, но и способствует усвоению нравственных норм, добрым отношениям между людьми. Таким образом, у этикета общая цель с риторикой. В условиях устной речи, устного диалога выбор этикетных слов и оборотов речи протекает очень быстро, он должен быть усвоен до автоматизма, вежливые слова должны войти в привычку. Этикет, как и язык в целом, усваивается как в практической деятельности (т.е. в речи), так и в целенаправленном обучении или самообучении. Мы уже говорили, насколько важны первые фразы выступления, помогающие сосредоточить внимание слушателей, но начальные фразы несут и большую этическую нагрузку. Некоторые авторы даже выделяют т.н. «самоубийственные» начала выступления, затрудняющие контакт со слушателями: «я не знаю, как начать», «я, правда, специально не готовился», «вряд ли вам понравится то, что я скажу», «вам, конечно, пока не известно, что» и т.п. Существует ряд правил речевого этикета, учитывая воздействие которых на собеседника, оратор соблюдает этику речевого общения. К ним относятся:
1. 2. 3. 4. 5. 6.
Этикет проявляется в том, насколько точно выбрана дистанция между оратором и аудиторией. Этот аспект изучается специальной наукой – проксемикой. Общие правила здесь таковы: расстояние между говорящим и слушающим определяется родом и жанром речи (наибольшая дистанция 3-4 м в ситуации официальной речи); превышение обычной дистанции затрудняет контакт, говорит о неуверенности оратора, о высокомерии и отрицательно влияет на успех речи; уменьшение дистанции в ходе беседы может свидетельствовать об упрочении контакта и доверия, но нередко трактуется и как стремление навязать чужое мнение. Все аспекты риторики сходятся в личности оратора. В конечном счете именно его качества определяют состояние и функционирование модели речевого общения. Оратор одновременно является и автором, и режиссером, и исполнителем своей речи, что усложняет требования к нему. Вопросам этики и этикета письменной речи уделялось большое внимание еще в письмовниках России 18-19 вв. «Первая обязанность пишущего – помнить свое собственное положение, знать положение лица, которому мы пишем, и представлять себе последнего так ясно, как будто мы стоим перед ним и разговариваем», - требовали от составителя письма «Табель о рангах». Из произведений античной литературы известно, что уже в те времена существовал этикет делового письма. Так, письма античного периода должны были начинаться с имени отправителя, затем следовало имя адресата, потом приветствие, сопровождавшееся приятными пожеланиями, и только затем шел текст. С годами видоизменялись категории морали и нравственности, этические нормы и формы выражения, что не могло не коснуться этикета письменной речи. После второй мировой войны в этике письменной речи западных стран произошли значительные изменения, выразившиеся в актуализации форм изложения от третьего лица, в отказе от многих традиционных формул вежливости, в демократизации и упрощении языка текста. П.В.Веселов в книге «Современное деловое письмо в промышленности» пишет: «Давно пора и в отечественной деловой переписке преодолеть скептицизм в отношении словесных «формул вежливости» и ввести в деловую письменную речь аспект содержания, посвященный речевому этикету». Далее он формулирует некоторые правила речевого этикета.
1. 2. 3. 4. 5.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|