Здавалка
Главная | Обратная связь

Распад СССР. Провозглашение Казахстана суверенным и независимым государством.



26 декабря 1991 года Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращении существования СССР. 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». 1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н.А.Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность. 10 декабря 1991 года Н.Назарбаев подписал принятый парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года. Во-первых, провозглашение Республики Казахстан суверенным и независимым государством привело к тому, что она получила членство в таких международных организациях, как Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд и др.

Во-вторых, важнейшей частью внешней политики Республики Казахстан стало ее участие в составе Содружества Независимых Государств (СНГ) с момента подписания Декларации о Содружестве Независимых Государств от 21 декабря 1991 года.

 

№112. Первые шаги независимости Казахстана

На 1-ом съезде народных депутатов, прошедшем в июне 1989 г, были предприняты попытки выяснения причин кризиса, охватившего советское общество. Принятие РФ Декларации о суверенитете послужило тяжёлым ударом по советской системе, так как Россия являлась самой крупной державой и была опорой СССР. В апреле 1990 Вехр ОСвет республики принял Закон об учреждении Назыра. 25 окт 1990 была принята декларация о гос суверенитете КазССР. Организаторы «август путча» 1991 года тавили главную цель (переворот) – восстановить союз разваливающийся. Но большинство движений типо «Азат», «Желтоксан»… были против и не поддержали это. И тогда 20 авгутса 1990 Назыр выступил по ТВ и осудил действия организаторов.

Декабрь 1991 был полон событий, главное их них – распад СССР. И тогда 1 декабря 1991 был назначен Назарбаев по пост президента РК. 10 декабря он торжественно произнес присягу и приступил к работе президента.

16 дек 1991 была принята независимость. Независ кз был основан как демократическое и правовое государство. Чуть позже образовалось СНГ.

2 марта 1992 КЗ – член ООН. И позже подписан Лиссабонский протокол о «свободе от ядерного оружия».

Во-первых, провозглашение Республики Казахстан суверенным и независимым государством привело к тому, что она получила членство в таких международных организациях, как Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд и др.

Во-вторых, важнейшей частью внешней политики Республики Казахстан стало ее участие в составе Содружества Независимых Государств (СНГ) с момента подписания Декларации о Содружестве Независимых Государств от 21 декабря 1991 года.

1992 – флаг, герб, гимн.

Новая конституция 28 янв 1993 г.

Осенью 1993 советы объявили о самороспуске.

2 палаты – Мажилис и сенат

Выступать от имени народа могут только президент и парламент.

 

113. Внешняя политика Республики Казахстан.

С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки и проведения собственной внешней политики.

Концепции внешней политики Казахстана были определены Президентом республики Н.А. Назарбаевым в его работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», вышедшей из печати в мае 1992 года. «Основная цель внешней политики, - указано в ней, - формирование благоприятной внешней среды и поддержки для стабильного развития страны на основе политических и экономических реформ».

Создавая систему национальной безопасности, т.е. внешнюю политику, Казахстан должен был исходить из особенностей своего геополитического и экономического положения. Казахстан расположен в самом центре Евро-Азиатского континента. Страна занимает 9-е место в мире по территории, имеет сухопутную границу протяженностью 15 тыс. км, 8 тыс. из которых проходят по границе с Россией, 5 тыс. км с Китаем. Протяженность морских границ Казахстана -1,5 тыс. км. Общая протяженность границ – 16,5 тыс. км. Казахстан расположен на стыке Европы и Азии, где скрещиваются транспортные и коммуникационные линии, соединяющие Запад и Восток. Основную часть экспорта страны составляет сырье (металлы, нефть, хлеб, шерсть). Учитывая свое положение, Казахстан на международной арене проводит многовекторную политику. Суть ее заключается в установлении и развитии взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами ближнего и дальнего зарубежья. Стратегические задачи внешней политики - это руководство принципиальными положениями о незыблемости, принципов независимости, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны.Место и роль Казахстана в международных отношениях определяются его географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое главное – это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европы и Азию. Ближайшие соседи нашей страны – Россия, Китай и исламские государства Средней Азии. Через территорию Казахстана в древности проходил легендарный Великий Шелковый путь. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес – это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых. В целом по Казахстану ежегодно осваивается свыше 1,5 млрд. т. полезных ископаемых. Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии в XXI в. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. При определении основных направлений своей внешнеполитической деятельности руководство страны в первую очередь старается извлечь пользу из всех этих геополитических факторов.

 

114. Экономическое развитие суверенного Казахстана.

Нурсултан Назарбаев является убеждённым сторонником многополярного мира. Ещё в 1992 году, в своей работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», он чётко заявил, что Казахстан стремится к созданию системы коллективной безопасности мирового сообщества. Важнейшую роль в обеспечении региональной и глобальной безопасности должна сыграть ОБСЕ, чей потенциал пока далеко не исчерпан. Казахстану, достигшему значительных успехов в сфере внутренней и внешней политики, было что предложить ОБСЕ, поэтому наша страна выдвинула свою кандидатуру на пост председателя данной авторитетной Организации. Сегодня, как мы знаем, это председательство стало реальностью. Решение о нём является признанием реальных достижений Казахстана в построении демократического общества и либеральной рыночной экономики. Нурсултан Назарбаев считает, что избрание республики на пост председателя ОБСЕ в 2010 году является первым шагом к повороту во взаимоотношениях между Западом и странами бывшего Советского Союза.

Казахстан внёс значительный вклад и в укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения. После распада СССР в распоряжении Казахстана оказался четвёртый в мире военный ядерный арсенал. Благодаря непреклонной политической воле Н.Назарбаева Казахстан добровольно и активно вступил на путь ядерного разоружения. Уже 29 августа 1991 года был подписан указ о закрытии Семипалатинского полигона, а в июле 1992-го мы ратифицировали Лиссабонский протокол и обязались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве страны, не обладающей ядерным оружием. 13 декабря 1993 года Казахстан ратифицировал ДНЯО, а 14 февраля 1994-го стал членом МАГАТЭ.

Н.Назарбаев, как никто другой, осознаёт необходимость постоянного диалога между цивилизациями, культурами и религиями и выступает его активным проводником. В Казахстане мирно сосуществуют и сотрудничают представители около 130 национальностей и 46 конфессий. Раз в три года здесь проходят Съезды лидеров мировых и традиционных религий, призванные способствовать поиску взаимопонимания и формированию механизмов снятия межрелигиозного напряжения в «горячих точках» планеты. В 2003 году Президент США Джордж Буш говорил: «Для Соединенных Штатов, которые сами являются многонациональной и многоконфессиональной страной, такие встречи подчеркивают важность сотрудничества с нашими друзьями в Центральной Азии для продвижения ценностей толерантности и уважения, которые формируют основу демократии».

Не менее успешной является и проводимая Президентом нашей страны внутренняя политика. Благодаря ей в начале 90-х в Казахстане не было и тени межнациональной напряжённости. Не ощутили мы на себе столь остро и последствий нынешнего экономического кризиса, как это произошло в других, зачастую более развитых государствах. Мы не допустили резкого замедления темпов роста экономики и кризиса отечественной финансовой системы.

 

115. Политическое развитие Республики в период суверенитета.

объективная логика событий стала такова, что Казахстан, как и другие субъекты федерации, активно вышел на международную арену.Благодаря решению 47 Генеральной Ассамблеи ООН 2 марта 1992 г. он стал, наравне с республиками Средней Азии, 164-м государством, входящим в его состав, полноправным его членом. Сегодня Казахстан признан более 100 государствами, почти со всеми установлены дипломатические отношения. Республика вступила в июле 1992 г. в Международный валютный фонд и во Всемирный банк. Участвует в деятельности ОБСЕ, ООН, ЮНЕСКО и др.Ныне Казахстаном уже накоплен немалый опыт международной деятельности, расширен диапазон его участия во внешнеполитических акциях, в экономическом, научно-техническом и культурном обмене с зарубежными странами. В целом набирает силу тенденция к взаимопроникновению хозяйственных механизмов, к интеграции в региональном и глобальном масштабах. Причем особый интерес представляет роль, которую играет республика в отношениях с формирующимися политическими режимами в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), с субъектами тюркоязычного, мусульманского мира, расположенными вблизи от нее. В этой связи существенную значимость начинает приобретать подключение Казахстана к работе таких международных экономических и политических форумов в АТР, как организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и Регионального форума АСЕАН по обеспечению безопасности и др.

 

№116.Политическое развитие республики в период суверенитета

Партии и общественные организации Казахстана.

Партийное строительство в Республике Казахстан получило свое второе развитие с принятием в 2002 году Парламентом нового Закона «О политических партиях», призванного, по мнению авторов закона, регламентировать и упорядочить ход партийного строительства в РК. Новым законом был введен 50-тысячный барьер для формирования политической партии.

После принятия нового Закона «О политических партиях» в июле 2002 года, действующие на тот момент политические партии должны были в течение шести месяцев пройти перерегистрацию.

На сегодняшний день, по данным Комитета регистрационной службы Министерства юстиции РК, официально зарегистрировано 9 политических партий и 87 движений,- сообщает Казинформ.
Как сообщил корреспонденту агентства заместитель председателя Комитета регистрационной службы Министерства юстиции РК Талгат Манаев, официально зарегистрировались: общественное объединение "Демократическая партия Казахстана "Акжол" (лидер - Булат Абилов), общественное объединение "Республиканская политическая партия "Отан" (Амангельды Ермегияев), республиканское общественное объединение "Гражданская партия Казахстана" (Азат Перуашев), республиканское общественное объединение "Республиканская партия "Асар" (Дарига Назарбаева), общественное объединение "Аграрная партия Казахстана" (Ромин Мадинов), общественное объединение "Коммунистическая партия Казахстана" (Серикболсын Абдильдин), общественное объединение "Партия патриотов Казахстана" (Гани Касымов), общественное объединение "Казахстанская социал-демократическая партия "Аул" (Гани Калиев), общественное объединение "Партия "Руханият" (Алтыншаш Джаганова).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.