Распад СССР. Провозглашение Казахстана суверенным и независимым государством.
26 декабря 1991 года Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращении существования СССР. 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». 1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н.А.Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность. 10 декабря 1991 года Н.Назарбаев подписал принятый парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года. Во-первых, провозглашение Республики Казахстан суверенным и независимым государством привело к тому, что она получила членство в таких международных организациях, как Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд и др. Во-вторых, важнейшей частью внешней политики Республики Казахстан стало ее участие в составе Содружества Независимых Государств (СНГ) с момента подписания Декларации о Содружестве Независимых Государств от 21 декабря 1991 года.
№112. Первые шаги независимости Казахстана На 1-ом съезде народных депутатов, прошедшем в июне 1989 г, были предприняты попытки выяснения причин кризиса, охватившего советское общество. Принятие РФ Декларации о суверенитете послужило тяжёлым ударом по советской системе, так как Россия являлась самой крупной державой и была опорой СССР. В апреле 1990 Вехр ОСвет республики принял Закон об учреждении Назыра. 25 окт 1990 была принята декларация о гос суверенитете КазССР. Организаторы «август путча» 1991 года тавили главную цель (переворот) – восстановить союз разваливающийся. Но большинство движений типо «Азат», «Желтоксан»… были против и не поддержали это. И тогда 20 авгутса 1990 Назыр выступил по ТВ и осудил действия организаторов. Декабрь 1991 был полон событий, главное их них – распад СССР. И тогда 1 декабря 1991 был назначен Назарбаев по пост президента РК. 10 декабря он торжественно произнес присягу и приступил к работе президента. 16 дек 1991 была принята независимость. Независ кз был основан как демократическое и правовое государство. Чуть позже образовалось СНГ. 2 марта 1992 КЗ – член ООН. И позже подписан Лиссабонский протокол о «свободе от ядерного оружия». Во-первых, провозглашение Республики Казахстан суверенным и независимым государством привело к тому, что она получила членство в таких международных организациях, как Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд и др. Во-вторых, важнейшей частью внешней политики Республики Казахстан стало ее участие в составе Содружества Независимых Государств (СНГ) с момента подписания Декларации о Содружестве Независимых Государств от 21 декабря 1991 года. 1992 – флаг, герб, гимн. Новая конституция 28 янв 1993 г. Осенью 1993 советы объявили о самороспуске. 2 палаты – Мажилис и сенат Выступать от имени народа могут только президент и парламент.
113. Внешняя политика Республики Казахстан. С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки и проведения собственной внешней политики. Концепции внешней политики Казахстана были определены Президентом республики Н.А. Назарбаевым в его работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», вышедшей из печати в мае 1992 года. «Основная цель внешней политики, - указано в ней, - формирование благоприятной внешней среды и поддержки для стабильного развития страны на основе политических и экономических реформ». Создавая систему национальной безопасности, т.е. внешнюю политику, Казахстан должен был исходить из особенностей своего геополитического и экономического положения. Казахстан расположен в самом центре Евро-Азиатского континента. Страна занимает 9-е место в мире по территории, имеет сухопутную границу протяженностью 15 тыс. км, 8 тыс. из которых проходят по границе с Россией, 5 тыс. км с Китаем. Протяженность морских границ Казахстана -1,5 тыс. км. Общая протяженность границ – 16,5 тыс. км. Казахстан расположен на стыке Европы и Азии, где скрещиваются транспортные и коммуникационные линии, соединяющие Запад и Восток. Основную часть экспорта страны составляет сырье (металлы, нефть, хлеб, шерсть). Учитывая свое положение, Казахстан на международной арене проводит многовекторную политику. Суть ее заключается в установлении и развитии взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами ближнего и дальнего зарубежья. Стратегические задачи внешней политики - это руководство принципиальными положениями о незыблемости, принципов независимости, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны.Место и роль Казахстана в международных отношениях определяются его географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое главное – это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европы и Азию. Ближайшие соседи нашей страны – Россия, Китай и исламские государства Средней Азии. Через территорию Казахстана в древности проходил легендарный Великий Шелковый путь. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес – это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых. В целом по Казахстану ежегодно осваивается свыше 1,5 млрд. т. полезных ископаемых. Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии в XXI в. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. При определении основных направлений своей внешнеполитической деятельности руководство страны в первую очередь старается извлечь пользу из всех этих геополитических факторов.
114. Экономическое развитие суверенного Казахстана. Нурсултан Назарбаев является убеждённым сторонником многополярного мира. Ещё в 1992 году, в своей работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», он чётко заявил, что Казахстан стремится к созданию системы коллективной безопасности мирового сообщества. Важнейшую роль в обеспечении региональной и глобальной безопасности должна сыграть ОБСЕ, чей потенциал пока далеко не исчерпан. Казахстану, достигшему значительных успехов в сфере внутренней и внешней политики, было что предложить ОБСЕ, поэтому наша страна выдвинула свою кандидатуру на пост председателя данной авторитетной Организации. Сегодня, как мы знаем, это председательство стало реальностью. Решение о нём является признанием реальных достижений Казахстана в построении демократического общества и либеральной рыночной экономики. Нурсултан Назарбаев считает, что избрание республики на пост председателя ОБСЕ в 2010 году является первым шагом к повороту во взаимоотношениях между Западом и странами бывшего Советского Союза. Казахстан внёс значительный вклад и в укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения. После распада СССР в распоряжении Казахстана оказался четвёртый в мире военный ядерный арсенал. Благодаря непреклонной политической воле Н.Назарбаева Казахстан добровольно и активно вступил на путь ядерного разоружения. Уже 29 августа 1991 года был подписан указ о закрытии Семипалатинского полигона, а в июле 1992-го мы ратифицировали Лиссабонский протокол и обязались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве страны, не обладающей ядерным оружием. 13 декабря 1993 года Казахстан ратифицировал ДНЯО, а 14 февраля 1994-го стал членом МАГАТЭ. Н.Назарбаев, как никто другой, осознаёт необходимость постоянного диалога между цивилизациями, культурами и религиями и выступает его активным проводником. В Казахстане мирно сосуществуют и сотрудничают представители около 130 национальностей и 46 конфессий. Раз в три года здесь проходят Съезды лидеров мировых и традиционных религий, призванные способствовать поиску взаимопонимания и формированию механизмов снятия межрелигиозного напряжения в «горячих точках» планеты. В 2003 году Президент США Джордж Буш говорил: «Для Соединенных Штатов, которые сами являются многонациональной и многоконфессиональной страной, такие встречи подчеркивают важность сотрудничества с нашими друзьями в Центральной Азии для продвижения ценностей толерантности и уважения, которые формируют основу демократии». Не менее успешной является и проводимая Президентом нашей страны внутренняя политика. Благодаря ей в начале 90-х в Казахстане не было и тени межнациональной напряжённости. Не ощутили мы на себе столь остро и последствий нынешнего экономического кризиса, как это произошло в других, зачастую более развитых государствах. Мы не допустили резкого замедления темпов роста экономики и кризиса отечественной финансовой системы.
115. Политическое развитие Республики в период суверенитета. объективная логика событий стала такова, что Казахстан, как и другие субъекты федерации, активно вышел на международную арену.Благодаря решению 47 Генеральной Ассамблеи ООН 2 марта 1992 г. он стал, наравне с республиками Средней Азии, 164-м государством, входящим в его состав, полноправным его членом. Сегодня Казахстан признан более 100 государствами, почти со всеми установлены дипломатические отношения. Республика вступила в июле 1992 г. в Международный валютный фонд и во Всемирный банк. Участвует в деятельности ОБСЕ, ООН, ЮНЕСКО и др.Ныне Казахстаном уже накоплен немалый опыт международной деятельности, расширен диапазон его участия во внешнеполитических акциях, в экономическом, научно-техническом и культурном обмене с зарубежными странами. В целом набирает силу тенденция к взаимопроникновению хозяйственных механизмов, к интеграции в региональном и глобальном масштабах. Причем особый интерес представляет роль, которую играет республика в отношениях с формирующимися политическими режимами в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), с субъектами тюркоязычного, мусульманского мира, расположенными вблизи от нее. В этой связи существенную значимость начинает приобретать подключение Казахстана к работе таких международных экономических и политических форумов в АТР, как организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и Регионального форума АСЕАН по обеспечению безопасности и др.
№116.Политическое развитие республики в период суверенитета Партии и общественные организации Казахстана. Партийное строительство в Республике Казахстан получило свое второе развитие с принятием в 2002 году Парламентом нового Закона «О политических партиях», призванного, по мнению авторов закона, регламентировать и упорядочить ход партийного строительства в РК. Новым законом был введен 50-тысячный барьер для формирования политической партии. После принятия нового Закона «О политических партиях» в июле 2002 года, действующие на тот момент политические партии должны были в течение шести месяцев пройти перерегистрацию. На сегодняшний день, по данным Комитета регистрационной службы Министерства юстиции РК, официально зарегистрировано 9 политических партий и 87 движений,- сообщает Казинформ. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|