Здавалка
Главная | Обратная связь

Полномочия федеральных органов исполнительной власти



принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

 

2) Права и обязанности граждан:

· - проходить обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;

· - принимать участие в проведении других мероприятий по ГО;

· - оказывать содействие органам гос. власти и организациям в решении задач в области ГО.

 

21. ФЗ «О пожарной безопасности», права и обязанности организаций, руководителей организаций и граждан в области пожарной безопасности.

Граждане имеют право на:

- защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

- возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

- участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

Граждане обязаны:

- соблюдать требования пожарной безопасности;

- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

- до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

Руководители организации имеют право:

- создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;

- устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

- получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Руководители организации обязаны:

- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

 

22. ФЗ «Технический регламент о требованиях ПБ», основные положения.

от 22 июля 2008 г. № 123ФЗ (Принят Государственной думой 4 июля 2008 г.)

Закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Закон установил виды нормативных документов в области пожарной безопасности. К ним относятся:

нормативные правовые акты: федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности;

нормативные документы: национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

23. Назначение, задачи и структура РСЧС.

 

РСЧС – система органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных учреждений и различных общественных объединений, а также специально уполномоченных организационных структур, с имеющимися у них силами и средствами, предназначенными для предупреждения ЧС в случае их возникновения – для их ликвидации, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения потерь и материального ущерба.

Основные задачи РСЧС:

– разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС;

– осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм;

– обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

– подготовка населения к действиям при ЧС;

– прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

– сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

– создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

– осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории от ЧС;

– ликвидация ЧС;

– осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

– международное сотрудничество в области защиты населения и территории от ЧС.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем.

24. Территориальные и функциональные подсистемы РСЧС, назначение, где создаются.

 

Территориальные подсистемы РСЧС (ТП РСЧС) создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС (ФП РСЧС) создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Функциональных подсистем РСЧС имеет более тридцати:

– наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и геофизическими явлениями и состоянием окружающей среды на базе Росгидромета;

– охрана лесов от пожаров на базе Федеральной службы лесного хозяйства РФ;

– контроля обстановки на базе Госгортехнадзора и Госатомнадзора РФ;

– сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на базе Российской академии наук и др.

РСЧС имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

Каждый уровень РСЧС включает:

– органы управления;

– силы и средства;

– резервы финансовых и материальных ресурсов;

– системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

 

25. Система управления РСЧС, координационные органы РСЧС, предназначение и состав.

 

Структура:

на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительственная КЧС и ПБ) и комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) федеральных органов исполнительной власти;

на межрегиональном уровне (в пределах соответствующего федерального округа РФ) – полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе;

на региональном уровне, охватывающем территории субъектов РФ – КЧС и ПБ органов исполнительной власти субъектов РФ;

на муниципальном уровне, охватывающем территории муниципального образования (город в составе субъекта, район города) – КЧС и ПБ органа местного самоуправления;

на объектовом уровне – КЧС и ПБ организации.

На федеральном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях основным органом управления, ответственным за противодействие ЧС, является КЧС соответствующего органа исполнительной власти. Комиссия, как коллегиальный орган, объединяет в себе ответственных представителей министерств, департаментов, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в ЧС – оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС. Комиссии возглавляются руководителями органов исполнительной власти и организаций или их заместителями.

 

26. Постоянно действующие органы управления РСЧС, назначение, где создаются.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

на федеральном уровне – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ); подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО;

на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС России – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ ГОЧС);

на региональном уровне – территориальные органы МЧС России – главные управления МЧС РФ по субъекту РФ (ГУ МЧС по субъекту РФ); главные управления ГОЧС или МЧС субъекта РФ;

на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны (ГО) в органах местного самоуправления;

на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО.

 

27. Органы повседневного управления, основные задачи и их состав, перспективы развития.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

федеральный уровень – национальный центр управления в кризисных ситуациях (национальный ЦУКС), ЦУКСы (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих ФП РСЧС);

межрегиональный уровень – ЦУКСы региональных центров;

региональный уровень – ЦУКСы ГУ МЧС по субъектам РФ;

информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

муниципальный уровень – единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований;

объектовый уровень – дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций.

 

28. Силы и средства РСЧС, назначение и классификация, их применение.

Состав сил и средств РСЧС определяется Постановлением

Правительства РФ.

Силы и средства РСЧС подразделяются:

• по принадлежности;

• по назначению;

• по уровню готовности.

По принадлежности в состав сил и средств РСЧС входят специально подготовленные силы и средства:

– федеральных органов исполнительной власти;

– органов исполнительной власти субъектов РФ;

– органов местного самоуправления;

– организаций;

– общественных объединений;

– ГО (привлекаются для ликвидации ЧС федерального и регионального масштаба).

По назначению силы и средства РСЧС включают:

– силы и средства наблюдения и контроля;

– силы и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля:

– службы учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

– формирования государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;

– оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Силы и средства ликвидации ЧС включают:

– противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

– формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

– формирования ГО;

– специально подготовленные силы и средства войск ГО РФ,

других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС.

По уровню готовности силы и средства РСЧС подразделяются:

– постоянной готовности;

– повседневной готовности.

На каждом уровне РСЧС определены силы постоянной готовности. Они предназначены для оперативного реагирования на ЧС. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учётом обеспечения работы в автономном режиме не менее трёх суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности.

Например, от МЧС силы постоянной готовности включают:

· центральный аэромобильный спасательный отряд;

· поисково-спасательные службы (ППС);

· отдельные вертолётные отряды.

Остальные силы постоянной готовности на федеральном уровне определены Постановлением Правительства РФ.

Силы и средства ликвидации ЧС применяются эшелонировано.

В первом эшелоне принимают участие:

– ведомственные подразделения газо- и горноспасателей;

– противопожарные подразделения;

– подразделения скорой медицинской помощи.

Срок их прибытия в район ЧС не более 30 мин.

Основные задачи первого эшелона: локализация ЧС, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи.

Если первый эшелон не сумел решить задачу по ликвидации ЧС, во втором эшелоне принимают участие:

– аварийно-спасательные формирования;

– специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожоговые и др.);

– ведомственные подразделения спасателей.

Срок их прибытия в район бедствия не более 3 часов.

Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Если второй эшелон не сумел решить задачу в полном объёме, то в третьем эшелоне принимают участие:

– соединения и воинские части Вооружённых сил РФ;

– войска ГО с тяжёлой техникой;

– специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия от 3 часов до нескольких суток.

Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение питанием и т. п.).

 

29. Информационное обеспечение РСЧС.

Система связи и оповещения

АИУС (Автоматизированная информационно-управляющая система) – это совокупность технических средств, информационных ресурсов, обеспечивающих обмен данными, подготовку, сбор, хранение и передачу информации.

Оповещение органов управления РСЧС и населения РФ обеспечивается с помощью автоматизированных систем центрального оповещения (АСЦО). В стране функционирует федеральная АСЦО,межрегиональные АСЦО, региональные АСЦО, региональные АСЦО и локальные системы оповещения (ЛСО) в районах размещения критически важных для национальной безопасности объектов.

Приоритетное использование, приостановление или ограничение использования любых сетей связи и средств связи осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Перспективными направлениями информационного обеспечения и оповещения населения являются:

• ОКСИОН – общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения(будет рассылка СМС; будет автоматическое переключение радиоприёмников в автомобиле; плазменные экраны по городу)

• Единый номер вызова экстренных оперативных служб – 112;

• Система оповещения населения по сотовой связи.

АИУС должна была перейти в систему ОКСИОН (Общероссийская комплексная система информационного оповещения населения):

- будет рассылка СМС;

- будет автоматическое переключение радиоприёмников в автомобиле;

- плазменные экраны по городу.

Из старой системы – АСЦО (автоматизированная система центрального оповещение):

- телевидение (5 минут – 90%);

- радио (30 минут – 70%);

- сирены, сигнализация.

Есть одна федеральная АСЦО, 7 внешних региональных, 86 региональных и 568 локальных (на потенциально опасных объектах).

30. ЧС, определение, классификация.

ЧС – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью и окружающей среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Классификация ЧС.

2 классификации:

1.по характеру источников

а) техногенные

б) природные

в) социальные

г) экологические

2.(от 21.05.2007) (№ 304 ПП) (в основе – территория)

ЧС Зона Число пострадавших Материальный ущерб
а) локальная Организация До 10 человек Не более 100 000 рублей
б) муниципальная Территория поселка или города, микрорайон До 50 человек До 5 000 000
в) межмуниципальная 2 микрорайона, города, поселка До 50 человек До 5 000 000
г) региональная Регион От 50 до 500 человек От 5 млн. до 500 млн.
д) межрегиональная 2 региона и более От 50 до 500 человек От 5 млн. до 500 млн.
е) федеральная РФ Свыше 500 человек Более 500 млн.

выделяют ещё один вид чрезвычайных ситуаций по масштабу: трансграничные ЧС. Трансграничная ЧС – это ЧС, при которой поражающие факторы выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС произошла за рубежом и затрагивает территорию

Российской Федерации. Ликвидация такого рода ЧС осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами.

31. Негативные факторы источников ЧС, их классификация, принципы защиты населения в ЧС.

Поражающий фактор источника ЧС – составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими и социальными действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

Поражающее воздействие источника ЧС – негативное влияние одного или овокупности поражающих факторов источника ЧС на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растений, объекты экономики и окружающую природную среду.

По генезису поражающие факторы бывают природного или антропогенного происхождения и делятся на прямого действия, или первичные, и побочного действия, или вторичные.

По механизму действия поражающие факторы источников ЧС делятся на физические, химические, биологические, психофизиологические и социальные.

Принципы защиты населения:

1. Превентивности;

2. Дифференцированности;

3. Разумной достаточности;

4. Самостоятельности.

 

32. Назначение, задачи и принципы организации ГО.

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих

действий.

Основные задачи в области гражданской обороны:

- подготовка руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны, обучение работников и студентов способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- создание и поддержание в постоянной готовности систем управления, сил и средств, резервов имущества гражданской обороны;

- оповещение работников и студентов университета об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранность объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания работников и студентов университета в военное время;

- защита продовольствия, водоисточников, пищевого сырья, других материальных и культурных ценностей от воздействия современных средств поражения;

- борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Реализация государственной политики в области гражданской обороны осуществляется по следующим принципам и основным направлениям:

- всеобщей обязательности;

- всеобщности;

- правовой обусловленности;

- универсальности;

- единоначалия;

- разумной достаточности;

- разграничения функций;

- создания и совершенствования правовой и нормативной базы;

- обучения населения по гражданской обороне, подготовки и переподготовке руководящего состава органов управления;

- обеспечения защиты населения;

- создания, совершенствования, дальнейшее развития и поддержания в готовности сил и средств гражданской обороны;

- подготовки и осуществления мероприятий по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- разработки и осуществления мероприятий по созданию, поддержанию в готовности и устойчивому функционированию системы управления гражданской обороны;

- создания, накопления, организация хранения и использования запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

 

33. История и перспективы развития гражданской защиты в России.

1918 г. – первое применение средств защиты населения (Обращение к жителям Петрограда).

4.10.1932 г. – создана система МПВО (Местная противовоздушная оборона) (отражала все нападки во время ВОВ)

1961 г: МПВО à ГО

1971 г. – ГО стала военным ведомством.

Сильные удары по внутренней ГО: 1971 г.: ликвидация пожаров (торфяники) с помощью авиации; 1986 г.: ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС; 1988 г.: взрыв на ж/д путях между Азамасом и Свердловском; 1988 г.: землетрясение 9,5 баллов. Город Спитак (Армения).

Это показало, что в России нет профессиональной спасательной армии.

1989 г.: образование 1-й гос. КЧС (Комиссии по ЧС).

15.12.1990 – образование Государственной Общесоюзной системы по предупреждению и действий в ЧС







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.