Полномочия федеральных органов исполнительной власти
принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение; разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности; организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
2) Права и обязанности граждан: · - проходить обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их; · - принимать участие в проведении других мероприятий по ГО; · - оказывать содействие органам гос. власти и организациям в решении задач в области ГО.
21. ФЗ «О пожарной безопасности», права и обязанности организаций, руководителей организаций и граждан в области пожарной безопасности. Граждане имеют право на: - защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; - возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; - участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; Граждане обязаны: - соблюдать требования пожарной безопасности; - при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; - до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; - оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; Руководители организации имеют право: - создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств; - устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; - получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны. Руководители организации обязаны: - соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; - разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; - проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; - содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; - оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
22. ФЗ «Технический регламент о требованиях ПБ», основные положения. от 22 июля 2008 г. № 123ФЗ (Принят Государственной думой 4 июля 2008 г.) Закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Закон установил виды нормативных документов в области пожарной безопасности. К ним относятся: – нормативные правовые акты: федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; – нормативные документы: национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). 23. Назначение, задачи и структура РСЧС.
РСЧС – система органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных учреждений и различных общественных объединений, а также специально уполномоченных организационных структур, с имеющимися у них силами и средствами, предназначенными для предупреждения ЧС в случае их возникновения – для их ликвидации, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения потерь и материального ущерба. Основные задачи РСЧС: – разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС; – осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм; – обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; – подготовка населения к действиям при ЧС; – прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; – сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; – создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; – осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории от ЧС; – ликвидация ЧС; – осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; – международное сотрудничество в области защиты населения и территории от ЧС. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем. 24. Территориальные и функциональные подсистемы РСЧС, назначение, где создаются.
Территориальные подсистемы РСЧС (ТП РСЧС) создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы РСЧС (ФП РСЧС) создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Функциональных подсистем РСЧС имеет более тридцати: – наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и геофизическими явлениями и состоянием окружающей среды на базе Росгидромета; – охрана лесов от пожаров на базе Федеральной службы лесного хозяйства РФ; – контроля обстановки на базе Госгортехнадзора и Госатомнадзора РФ; – сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на базе Российской академии наук и др. РСЧС имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый. Каждый уровень РСЧС включает: – органы управления; – силы и средства; – резервы финансовых и материальных ресурсов; – системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
25. Система управления РСЧС, координационные органы РСЧС, предназначение и состав.
Структура: – на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительственная КЧС и ПБ) и комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) федеральных органов исполнительной власти; – на межрегиональном уровне (в пределах соответствующего федерального округа РФ) – полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе; – на региональном уровне, охватывающем территории субъектов РФ – КЧС и ПБ органов исполнительной власти субъектов РФ; – на муниципальном уровне, охватывающем территории муниципального образования (город в составе субъекта, район города) – КЧС и ПБ органа местного самоуправления; – на объектовом уровне – КЧС и ПБ организации. На федеральном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях основным органом управления, ответственным за противодействие ЧС, является КЧС соответствующего органа исполнительной власти. Комиссия, как коллегиальный орган, объединяет в себе ответственных представителей министерств, департаментов, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в ЧС – оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС. Комиссии возглавляются руководителями органов исполнительной власти и организаций или их заместителями.
26. Постоянно действующие органы управления РСЧС, назначение, где создаются. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются: – на федеральном уровне – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ); подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО; – на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС России – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ ГОЧС); – на региональном уровне – территориальные органы МЧС России – главные управления МЧС РФ по субъекту РФ (ГУ МЧС по субъекту РФ); главные управления ГОЧС или МЧС субъекта РФ; – на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны (ГО) в органах местного самоуправления; – на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО.
27. Органы повседневного управления, основные задачи и их состав, перспективы развития. Органами повседневного управления РСЧС являются: – федеральный уровень – национальный центр управления в кризисных ситуациях (национальный ЦУКС), ЦУКСы (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих ФП РСЧС); – межрегиональный уровень – ЦУКСы региональных центров; – региональный уровень – ЦУКСы ГУ МЧС по субъектам РФ; информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. – муниципальный уровень – единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований; – объектовый уровень – дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций.
28. Силы и средства РСЧС, назначение и классификация, их применение. Состав сил и средств РСЧС определяется Постановлением Правительства РФ. Силы и средства РСЧС подразделяются: • по принадлежности; • по назначению; • по уровню готовности. По принадлежности в состав сил и средств РСЧС входят специально подготовленные силы и средства: – федеральных органов исполнительной власти; – органов исполнительной власти субъектов РФ; – органов местного самоуправления; – организаций; – общественных объединений; – ГО (привлекаются для ликвидации ЧС федерального и регионального масштаба). По назначению силы и средства РСЧС включают: – силы и средства наблюдения и контроля; – силы и средства ликвидации ЧС. Силы и средства наблюдения и контроля: – службы учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения; – формирования государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ; – оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Силы и средства ликвидации ЧС включают: – противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти; – формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф; – формирования ГО; – специально подготовленные силы и средства войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС. По уровню готовности силы и средства РСЧС подразделяются: – постоянной готовности; – повседневной готовности. На каждом уровне РСЧС определены силы постоянной готовности. Они предназначены для оперативного реагирования на ЧС. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учётом обеспечения работы в автономном режиме не менее трёх суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Например, от МЧС силы постоянной готовности включают: · центральный аэромобильный спасательный отряд; · поисково-спасательные службы (ППС); · отдельные вертолётные отряды. Остальные силы постоянной готовности на федеральном уровне определены Постановлением Правительства РФ. Силы и средства ликвидации ЧС применяются эшелонировано. В первом эшелоне принимают участие: – ведомственные подразделения газо- и горноспасателей; – противопожарные подразделения; – подразделения скорой медицинской помощи. Срок их прибытия в район ЧС не более 30 мин. Основные задачи первого эшелона: локализация ЧС, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи. Если первый эшелон не сумел решить задачу по ликвидации ЧС, во втором эшелоне принимают участие: – аварийно-спасательные формирования; – специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожоговые и др.); – ведомственные подразделения спасателей. Срок их прибытия в район бедствия не более 3 часов. Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи. Если второй эшелон не сумел решить задачу в полном объёме, то в третьем эшелоне принимают участие: – соединения и воинские части Вооружённых сил РФ; – войска ГО с тяжёлой техникой; – специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др. Срок их прибытия от 3 часов до нескольких суток. Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение питанием и т. п.).
29. Информационное обеспечение РСЧС. Система связи и оповещения АИУС (Автоматизированная информационно-управляющая система) – это совокупность технических средств, информационных ресурсов, обеспечивающих обмен данными, подготовку, сбор, хранение и передачу информации. Оповещение органов управления РСЧС и населения РФ обеспечивается с помощью автоматизированных систем центрального оповещения (АСЦО). В стране функционирует федеральная АСЦО,межрегиональные АСЦО, региональные АСЦО, региональные АСЦО и локальные системы оповещения (ЛСО) в районах размещения критически важных для национальной безопасности объектов. Приоритетное использование, приостановление или ограничение использования любых сетей связи и средств связи осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Перспективными направлениями информационного обеспечения и оповещения населения являются: • ОКСИОН – общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения(будет рассылка СМС; будет автоматическое переключение радиоприёмников в автомобиле; плазменные экраны по городу) • Единый номер вызова экстренных оперативных служб – 112; • Система оповещения населения по сотовой связи. АИУС должна была перейти в систему ОКСИОН (Общероссийская комплексная система информационного оповещения населения): - будет рассылка СМС; - будет автоматическое переключение радиоприёмников в автомобиле; - плазменные экраны по городу. Из старой системы – АСЦО (автоматизированная система центрального оповещение): - телевидение (5 минут – 90%); - радио (30 минут – 70%); - сирены, сигнализация. Есть одна федеральная АСЦО, 7 внешних региональных, 86 региональных и 568 локальных (на потенциально опасных объектах). 30. ЧС, определение, классификация. ЧС – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью и окружающей среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. Классификация ЧС. 2 классификации: 1.по характеру источников а) техногенные б) природные в) социальные г) экологические 2.(от 21.05.2007) (№ 304 ПП) (в основе – территория)
выделяют ещё один вид чрезвычайных ситуаций по масштабу: трансграничные ЧС. Трансграничная ЧС – это ЧС, при которой поражающие факторы выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации. Ликвидация такого рода ЧС осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами. 31. Негативные факторы источников ЧС, их классификация, принципы защиты населения в ЧС. Поражающий фактор источника ЧС – составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими и социальными действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. Поражающее воздействие источника ЧС – негативное влияние одного или овокупности поражающих факторов источника ЧС на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растений, объекты экономики и окружающую природную среду. По генезису поражающие факторы бывают природного или антропогенного происхождения и делятся на прямого действия, или первичные, и побочного действия, или вторичные. По механизму действия поражающие факторы источников ЧС делятся на физические, химические, биологические, психофизиологические и социальные. Принципы защиты населения: 1. Превентивности; 2. Дифференцированности; 3. Разумной достаточности; 4. Самостоятельности.
32. Назначение, задачи и принципы организации ГО. Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основные задачи в области гражданской обороны: - подготовка руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны, обучение работников и студентов способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; - создание и поддержание в постоянной готовности систем управления, сил и средств, резервов имущества гражданской обороны; - оповещение работников и студентов университета об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; - разработка и осуществление мер, направленных на сохранность объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания работников и студентов университета в военное время; - защита продовольствия, водоисточников, пищевого сырья, других материальных и культурных ценностей от воздействия современных средств поражения; - борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий; Реализация государственной политики в области гражданской обороны осуществляется по следующим принципам и основным направлениям: - всеобщей обязательности; - всеобщности; - правовой обусловленности; - универсальности; - единоначалия; - разумной достаточности; - разграничения функций; - создания и совершенствования правовой и нормативной базы; - обучения населения по гражданской обороне, подготовки и переподготовке руководящего состава органов управления; - обеспечения защиты населения; - создания, совершенствования, дальнейшее развития и поддержания в готовности сил и средств гражданской обороны; - подготовки и осуществления мероприятий по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; - разработки и осуществления мероприятий по созданию, поддержанию в готовности и устойчивому функционированию системы управления гражданской обороны; - создания, накопления, организация хранения и использования запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
33. История и перспективы развития гражданской защиты в России. 1918 г. – первое применение средств защиты населения (Обращение к жителям Петрограда). 4.10.1932 г. – создана система МПВО (Местная противовоздушная оборона) (отражала все нападки во время ВОВ) 1961 г: МПВО à ГО 1971 г. – ГО стала военным ведомством. Сильные удары по внутренней ГО: 1971 г.: ликвидация пожаров (торфяники) с помощью авиации; 1986 г.: ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС; 1988 г.: взрыв на ж/д путях между Азамасом и Свердловском; 1988 г.: землетрясение 9,5 баллов. Город Спитак (Армения). Это показало, что в России нет профессиональной спасательной армии. 1989 г.: образование 1-й гос. КЧС (Комиссии по ЧС). 15.12.1990 – образование Государственной Общесоюзной системы по предупреждению и действий в ЧС ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|