Здавалка
Главная | Обратная связь

Новообразования возраста



 

На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие психических новообразований возраста, охватывающих в этом периоде все стороны развития личности: изменения происходят в области морали, в половом развитии, в высших психических функциях, в эмоциональной сфере. У подростка формируется этическое сознание.

 

1. Это наиболее сензитивный возраст для формирования мотивов, их иерархизации и освоения. Подросток открывает для себя новые виды мотивов, которые не были характерны для детей. Группа выбирает какие-то мотивы на фоне других, направление деятельности. Источником мотивации подростка является ориентация на мотивы группы. Иерархия поддерживается в группе, но внутри самой личности не построена, нет интегрированной иерархии, мотивы не ориентированы на будущее.

 

2. Развивается самосознание. Инструментами самосознания являются слова, которые подросток применяет в группе. Осознание своих личных особенностей у подростка неустойчивое, меняющееся. Самосознание подростка не структурировано, но наполнено содержанием. По содержанию, самосознание является социальным сознанием, перенесенным вовнутрь. Подросток узнает много о себе от других, так формируется банк отношений к самому себе. Для самосознания формируются механизмы личностной рефлексии (какой я?). Сначала подросток использует эти механизмы на других, а потом уже на себя.

Особенности самосознания и самооценки проявляются в поведении. При заниженной самооценке подросток стремится к решению самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной (что довольно редко встречается в этом возрасте) он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться.

 

3. Рефлексия себя как личности. Подросток сравнивает себя с друими людьми, взрослыми, сверстниками. В это время идет определение себя, своего места в социуме за счет формирования самооценки. Подростку легче сравнить себя со сверстниками, чем со взрослыми: в таком сравнении ему виднее собственные недостатки и продвижения, успехи. Взрослый же – образец труднодостижимый.

 

Гальперин выделял два механизма личностной рефлексии:

1. Интерпсихический

2. Интрапсихический

 

Когнитивное развитие

Мышление

При переходе от младшего школьного возраста к подростковому должно качественно измениться мышление школьника. Суть изменения - в переходе от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического к гипотетико-рассуждающему мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности.

Необходимым условием формирования такого типа мышления является способность сделать объектом своей мысли саму мысль. Предметом анализа, внимания и оценки подростка становится его собственные интеллектуальные операции, поэтому это мышлание называется рефлексивным. И именно в подростковом возрасте появляются все условия для этого. В 11-12 лет у детей появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, в размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном восприятии.

Теоретическое мышление развивается тогда, когда подросток научится осознавать собственные интеллектуальные операции и управлять ими, когда появится диалогичность собственных мыслей.

 

Речь

Речь становится контролируемой и управляемой. Развивается не только словарный запас, но и приобретается большой навык оперирования словом – путь к массовому словесному творчеству. Развивается письменная речь.

 

Внимание

Подросток становится способен длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале.

 

Память

Память развивается в направлении интеллектуализации. Подросток начинает применять опосредованное запоминание, а не просто неоднократное повторение. Увеличивается запас приемов запоминания, их применение становится все более сознательным, целенаправленным и намеренным.

 

Воображение

Согласно Л.С.Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение "уходит в сферу фантазии". Говоря о фантазии подростка, Л.С.Выготский отмечал, что "она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя". Подросток прячет свои фантазии "как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии".

 

Половое созревание

 

В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи:

1) необходимость реконструкции телесного образа "Я" и построение мужской или женской "родовой" идентичности;

2) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.

Период пубертата у девочек начинается в основном на 2 года раньше, чем у мальчиков. Происходят физические и гормональные изменения. У девочек начинает расти грудь, появляться пубертатные волосы, развиваться гениталии. У мальчиков начинает расти мускулатура, появляться волосы и расти гениталии, все это сопровождается ломкой голоса. Тело растет очень быстро, подростки не успевают привыкнуть к этому, поэтому ведут себя неуклюже. Появляются небольшие проблемы со здоровьем из-за резкого роста сердца, вытягивания в длину.

Подростки особенно чувствительны к особенностям своего тела и своей внешности, постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Специфическим для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. Описывая себя, подросток часто употребляет выражения: “некрасивый”, “неумный”, “безвольный” и др. Важно, насколько его тело соответствует стереотипному образу маскулинности (мужественности) или феминности (женственности). Подростки часто становятся жертвами так называемого синдрома дисморфомании (страх или бред физического недостатка).

В этот период для мальчиков становится важным рост и мускулы,а для девочек – вес. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. Со временем отношения между ними меняются: может появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, письма, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.