Здавалка
Главная | Обратная связь

Подростковый кризис



Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет и носит название кризиса личности. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.

 

Новообразования

Новообразования предыдущего возраста:

 

1) Рефлексия (на собственное поведение, на собственные действия) Это умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия (в пер. с лат. - «обращение назад») ­ принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Благодаря рефлексии ребенок открывает для себя смысл своих действий, осознает свои поступки, преобразует собственные действия в результате их осмысления.

 

2) Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Произвольность позволяет ребенку сознательно регулировать свое поведение, деятельность, внимание, благодаря чему ребенок включается в учебный процесс. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности, ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими, чему помогает прогресс в речевом развитии. В умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками будущего формирования формально-логического мышления.

3) Внутренний план умственных действий: анализа, синтеза, классификации. Это внутреннее действие, которое помогает ребенку успешно контролировать ход решения задачи, поскольку позволяет предусмотреть возможные «шаги» при решении задачи, сопоставить разные варианты решения. Развитие внутреннего плана действий дает возможность решать задачу в «уме», во внутреннем плане, предвидеть возможные промежуточные результаты и сопоставлять действия с условиями задачи и конечной целью решения. Обеспечивает способность ориентироваться в условиях задачи, выделять среди них наиболее существенные, планировать ход решения, сравнивать, предусматривать и оценивать возможные варианты решения, ориентируясь на разные условия задачи.

 

В 11-12 лет появляется чувство взрослости («я взрослый»), похожее на чувство взрослости в кризисе 3-х лет. Чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми. Это чувство проходит вместе с кризисом.

 

Противоречие

Противоречие подросткового кризиса – собственное чувство взрослости уже есть, развилась операционно-техническая система, психические функции, но взрослые это не признают, относятся как к детям, всячески ограничивают и контролируют.

 

Суть кризиса: идет перестройка отношений со взрослыми, подросток хочет утвердить себя как личность, иметь равенство с родителями.

 

Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на сферу его отношений со взрослыми. Он начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял; обижается и протестует при попытках ограничить его самостоятельность, не считаясь с его интересами, требованиями, желаниями. У него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства, и он претендует на большее равноправие со взрослыми. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми, отражающий асимметричное, неравноправное положение ребенка, становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлениям о собственной взрослости.

 

Симптомы

В подростковом кризисе возвращаются симптомы кризиса 3 лет:

 

1) Негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже - в 14-16 лет. Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения:

- негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

- ребенок - потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

- негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

 

2) Упрямство. Подросток настаивает на своем мнении, чтобы добиться уважения со стороны взрослых. Он хочет, чтобы к нему прислушивались, с ним считались, у него спрашивали совета. Все его упрямство направлено на то, чтобы быть взрослым, чтобы его считали взрослым.

 

3) Обесценивание авторитета взрослого. Этот возраст характеризуется как возраст обесценивания всего опыта, который накопили старшие, и их духовных идеалов. Ребенок стремится к равенству со взрослыми, поэтому начинает общаться с ними на равных, поэтому он начинает дерзить, кричать на родителей, оскорблять (как и в кризисе 3-х лет).

 

Плюс появляются характерные только для подросткового кризиса симптомы:

 

1) Реакция эмансипации. Это самая распространенная реакция в подростковый период. Ребенок как бы говорит и родителям, и всему миру: «Я уже взрослый, слушайте меня, считайтесь со мной! Не нужно меня контролировать!» Ребенок в это время хочет показать, что он – личность, свободная, самостоятельная, и не нуждается в указаниях других, что ему делать. Слишком много потребности в самовыражении и слишком мало опыта – вот два фактора, которые порождают конфликт подросткового возраста. В стремлении к воображаемой свободе подросток может пойти на крайние поступки: уйти из дома, не ходить в школу, постоянно возражать родителям, кричать и истерить.

 

2) Реакция группирования. Потребность быть членом, частью какой-либо подростковой группы, слабость «Я», которая должна найти опору. Зачастую подростки дорожат мнением своего маленького коллектива и стараются не уронить в нем свой авторитет. Такие подростковые группы – модель будущего взрослого общества.

 

3) Стремление к обладанию внешними атрибутами взрослого. Чтобы выглядеть как взрослый, девочки начинают краситься, надевать вызывающую одежду, мальчики начинают пить и курить. Они стремятся повторять все, что делает взрослый, вести себя соответствующе, чтобы их признали.

 

Выход из кризиса

Выходом из кризиса может служить переход в другую активность. Подростку нужно создавать отношения с равными себе (создание реальных межличностных отношений «Я и ТЫ», «Я и др.» - это не имитация взрослой жизни, не принятие на себя их ролей).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.