Здавалка
Главная | Обратная связь

Техника комплекса «Сэнсэй»



 

Те, кто хотят познать истину,

должны быть упорны.

 

 

1. Дыхание. Выдох – пауза.

Общее движение (рис.1). Сведите кисти вместе, тыл к тылу, внизу перед собой. Для этого

сделайте руками полукруг вперед с одновременным поворотом ладоней кнаружи. В итоге

кисти соприкасаются тыльными поверхностями, локти направлены в стороны и чуть

вперед.

 

Тонкости. Все суставы принимают «округлое» положение.

Комментарии. Движение символизирует вашу готовность к приему информации, которая

поступит к вам с последующим вдохом.

 


 

 

 

2. Дыхание. Вдох – пауза.

Общее движение (рис. 2). Поднимите выпрямленные руки вверх, не размыкая кистей.

Тонкости. Скорость движения диктуется возможностями вашего дыхания: начало и

конец вдоха совпадают с началом и окончанием данной фазы движения; при этом часть

паузы также можно отнести к последним сантиметрам движения. В конечной фазе

постарайтесь «прочувствовать» распрямление тела.

Комментарии. Очень полезный элемент для восстановления правильного

взаиморасположения позвонков и доступа воздуха в нижние отделы легких. Новички,

выполняя данный элемент (да и все последующие тоже), обычно излишне сосредоточены

на правильной технике движения, полностью забывая о дыхании. Это в корне неверно.

Приоритет здесь может быть только один – дыхание и еще раз дыхание. Именно дыханию

должно быть подчинено движение, а не наоборот. Ведь вы, по восточным

представлениям, получаете с дыханием некую энергетическую субстанцию (по-китайски –

ци), и задача правильного движения – гармонично распределить «воздушное» ци по

организму.

 

 

3. Дыхание. Выдох – пауза.

Общее движение (рис. 3). Опустите руки через стороны ладонями вниз. В конечной фазе

кисти вновь сведены вместе, ладонями друг к другу, но соприкасаются только пальцами,

при этом большие пальцы отведены и направлены к центру и вверх, а остальные 4 пальца

направлены вниз.

Тонкости. Движение должно быть вкрадчиво мягким, немного замедленным в конце.

Комментарии. В обычном понимании (на физическом плане) движение способствует

усилению работы легких. С точки зрения видения ци, вы расположили кисти особым

 
 


 

 

образом, а именно: а) замкнули «на себя» энергетические центры, расположенные в

кончиках пальцев, т.е. в какой-то мере сбалансировали энергетику правой и левой частей

тела; б) направили излучение энергетических центров ладоней в область 2-й (сексуальной)

и 3-й (силы) чакр.

 

 

4. Дыхание. Вдох – пауза.

Общее движение (рис. 4). Поднимите кисти вертикально вверх, к груди, ладонями вверх.

На паузе разверните кисти вокруг своей оси ладонями вниз.

Тонкости. При подъеме ладони старайтесь держать параллельно полу, пальцы плотно

прижмите друг к другу, кисти соприкасаются друг с другом только средними пальцами.

Комментарии. Суть движения – это подъем неоформленного энергетического сгустка по

переднесрединной линии вверх, к расположению сердечной чакры. При этом

поддерживается энергетический баланс правой и левой частей тела.

 

5. Дыхание. Выдох – пауза.

Общее движение (рис. 5). Опустите кисти ладонями вниз до уровня паха.

Тонкости. Кисти направлены пальцами навстречу друг другу, между собой пальцы уже не

обязательно сомкнуты, но по-прежнему средние пальцы соприкасаются. В конечной фазе

кисти максимально разогнуты, а локти выпрямлены.

Комментарии. Вместе с предыдущим движением вы осуществили смешение

горизонтальных энергетических слоев, после чего временно блокировали передвижение

энергии от кончиков пальцев до локтей.

 
 


 

 

 

6. Дыхание. Вдох – пауза.

Общее движение (рис. 6). Вначале, расслабив напряжение в кистях и локтевых суставах

(т.е. чуть согнув руки), опишите руками полукруг – немного вперед и в стороны,

ладонями книзу; кисти при этом плавно разверните пальцами вперед. Когда руки

оказались по бокам и умеренно отведены кнаружи, мягко измените траекторию движения:

начните плавно сгибать локти, приближая кисти к телу, а в дальнейшем так же плавно

поднимите кисти вверх, ближе к подмышкам, одновременно поворачивая их ладонями

вверх. В конечном положении кисти чуть прижаты к бокам, направлены выпрямленными

пальцами вперед, ладонями вверх, руки согнуты, локти сильно отведены назад.

Тонкости. При выполнении движения попытайтесь сформировать ощущение того, что вы

буквально гладите ладонями нечто, соответствующее траектории движения. Вначале это

может походить на вращение горизонтально расположенных жерновов, затем – подъем по

контуру Эйфелевой башни. В конечном положении кисти распрямлены, совместно с

предплечьем составляют одно монолитное целое, своего рода меч, большой палец прижат

к боку ладони.

Комментарии. Расслабление напряжения в суставах в начале движения позволяет снять

блокаду и восстановить циркуляцию энергии в верхних конечностях и организме в целом,

в конечном положении напряжение кистей вновь блокирует энергию. Таким образом, вы

чередуете ян-движение и инь-покой, при этом внутри ян присутствует инь (напряжение), а

внутри инь присутствует ян (расслабление). Это, конечно, тонкость, но если вам удастся

ее уловить, это будет здорово! Во время паузы предельно сконцентрируйтесь. Данный

элемент связан с предельной концентрацией сил и внимания, переводит ваше состояние

духа и ваше осознание в «боевое» положение. Образно говоря, этим движением вы для

себя «взвели курок». Теперь постарайтесь не выстрелить вхолостую!

 

 

7. Дыхание. Выдох – пауза.

Общее движение (рис. 7). Выпрямите руки вперед, прямо перед собой, одновременно

вращая их вокруг оси. Более точно: не только вращайте руки, но и разогните кисти, как бы

ввинтите их в плотное пространство. Вы должны толкать вперед центром ладоней

воображаемую сопротивляющуюся стену. В конечном положении руки расположены на

уровне плечей, кисти резко разогнуты, направлены пальцами вверх.

 
 


 

 

Тонкости. Данный элемент совершается с предельным напряжением сил; вы напрягаете

все тело – от кончиков пальцев ног (которые подбираются «в себя», подобно когтям у

хищника), мышц ног, спины, живота, груди и шеи до кистей. Важно плавно распределить

напряжение по всему телу, достигая максимальных усилий в кистях. В конечной фазе

движения кисти настолько отведены до предела назад, что пальцы даже согнуты в мелких

суставах, отчего центр ладоней «выпирает» вперед.

Комментарии. Внимание: выдох лучше делать через рот, длинный, сквозь умеренно

сомкнутые губы. Таким способом вы создаете искусственное препятствие потоку воздуха,

способствуя внутреннему напряжению. Этот элемент не только великолепно укрепляет

легкие, но и положительно влияет на иммунную систему, поскольку, как считали древние,

«удаляет токсины» из организма.

 

 

8. Дыхание. Вдох – пауза.

Общее движение (рис. 8). Довольно сложное движение, которое для удобства изучения

целесообразно разбить на две части. Вначале, чуть расслабившись, притяните кисти к

себе. Для этого, не меняя разгибания в лучезапястных суставах, сгибайте руки в локтях и

одновременно вращайте их кнаружи; при этом кисти разворачиваются тоже кнаружи. В

положении, когда согнутые локти прижаты к бокам, кисти максимально вывернуты, т.е.

развернуты ладонями вверх, а пальцы направлены вниз-вперед-в стороны, поменяйте

вектор движения на противоположный. Для этого вначале согните кисти к себе, что

называется, до упора, и пальцы сложите в пучок, а затем, вращая руки (а с ними

соответственно и кисти) в обратном направлении, одновременно вновь выпрямите их. В

конечном положении руки выпрямлены, располагаются параллельно друг другу, локти

резко разогнуты (в замке), кисти резко согнуты (в замке), отчего вперед «смотрит» тыл

кистей, все пальцы сведены вместе, в один пучок и направлены вниз и к себе.

Тонкости. Постарайтесь освоить слаженный и мягкий поворот кистей с общим движением

рук. Это важно для гармонизации движения ци.

Комментарии. Весьма интересное и неординарное в энергетическом плане движение –

каждой рукой вы сворачиваете ци в тугой жгут, создавая максимальное напряжение поля

в собранных пучком пальцах рук.

 


 

 

 

9. Дыхание. Выдох – пауза.

Общее движение (рис. 9). Разведите руки в стороны, сопровождая движение мощным

выдохом.

Тонкости. Обратите внимание на максимальное сгибание кистей в лучезапястных

суставах, все пальцы должны быть собраны вместе в один пучок. Руки отведены в

стороны и чуть вверх, так, чтобы концы пальцев располагались на одном уровне с

подмышками. Выдох, как и в элементе 8, можете делать через рот, сквозь слегка

сомкнутые губы, только менее энергично, вполсилы.

Комментарии. Вы разводите левый и правый энергетические жгуты в стороны.

 
 
 


 

 

10. Дыхание. Вдох – пауза.

Общее движение (рис. 10). Продолжайте траекторию предыдущего движения: спокойно

отведите руки за спину. Одновременно немного согните ноги в коленях, иными словами,

присядьте чуть глубже. В конечном положении руки за спиной максимально согнуты в

локтях, кисти – в лучезапястных суставах, пальцы собраны в пучок. Тыл лучезапястных

суставов плотно прижат к спине, причем как можно выше; можно сказать, вы немного

надавливаете тылом лучезапястных суставов на спину в области проекции нижней доли

легких – верхнего полюса почки.

Тонкости. В финале движения следует основательно сдвинуть плечи вверх и назад и

слегка запрокинуть назад голову.

Комментарии. Вы заводите энергетические жгуты за спину, при этом энергетические

пучки, образованные кончиками собранных вместе пальцев, направлены назад и

определенным образом прожигают пространство, расположенное позади почек (чакры

почек).

 

11. Дыхание. Выдох – пауза.

Общее движение (рис. 11). Проведите с умеренным нажимом тылом лучезапястных

суставов по спине вниз, до уровня пояснично-крестцового сочленения-крестца;

одновременно немного распрямите колени (до привычного «округлого» положения).

Тонкости. Выпрямляясь вверх, верните плечи и голову в правильное положение.

Комментарии. Движение можно отнести к категории массажных, которое показано при

всех видах патологий спины и таза, начиная с проблем с пояснично-крестцовым отделом

позвоночника и заканчивая всем спектром мужских и женских заболеваний.

 


 

 

12. Дыхание. Вдох – пауза.

Общее движение (рис. 12). Сделайте длинное слитное (маховое) движение: выпрямляя,

поднимите руки перед собой и вверх. В конечном положении руки расположены кверху,

ладонями вверх, пальцы направлены назад, локти чуть согнуты (суставы «округлы»).

Тонкости. При выполнении движения расслабьте кисти; они должны по инерции

распрямиться и оказаться ладонями вверх.

Комментарии. Данный элемент очень напоминает взмах крыльев птицы. Насколько

свободно и мощно он выполняется и насколько согласован со свободным полным вдохом,

настолько эффективно вы перемещаете энергетические слои из-за спины вверх.

 

 

13. Дыхание. Выдох – пауза.

Общее движение (рис. 13). Разверните кисти пальцами друг к другу и опустите руки через

стороны вниз до горизонтального уровня. В конечном положении руки разведены в

стороны, выпрямлены в локтях, лучезапястные суставы в разогнутом положении, отчего

кисти направлены пальцами вверх, ладонями кнаружи.

 
 


 

 

Тонкости. В конечном положении, поскольку кисти максимально разогнуты, а пальцы

выпрямлены, вы можете ощущать напряжение в связках пальцев и предплечьях. Это

правильно.

Комментарии. Вы не столько перемещаете энергетические слои, сколько «гладите»

изнутри и раздвигаете в стороны свой энергетический кокон, подготавливая следующий

элемент.

 

14. Дыхание. Вдох – пауза.

Общее движение (рис. 14). Вначале, не меняя разгибания в лучезапястных суставах,

вращайте выпрямленные руки вокруг их оси кнаружи, отчего тыл предплечий будет

«смотреть» вверх, ладони – кнаружи и вверх, а пальцы – вниз и в стороны. Затем

поднимите руки через стороны вверх, постепенно чуть сгибая их в локтях и расслабляя

ранее разогнутые лучезапястные суставы.

Тонкости. Важно, чтобы предшествующий, данный и последующий элементы

выполнялись очень слитно, без четких остановок и резких переходов.

Комментарии. Этим движением вы «зачерпнули» и подняли вверх порцию ци.

 

 

15. Дыхание. Выдох – пауза.

Общее движение (рис. 15). Сгибая локти, опустите кисти вниз, к плечам. В конечном

положении кисти практически касаются плечей, располагаются на расстоянии 1-2 см от

шеи; ладони «раскрыты», пальцы свободно разомкнуты, большие пальцы отведены в

стороны (по отношению к кисти).

Тонкости. В конечном положении важно, чтобы полусогнутые ладонь и пальцы, повторяя

форму шеи, охватывали ее в виде воротника-корсета. Большие пальцы почти касаются

середины ключиц. Обратите внимание на положение локтей – вперед и кнаружи, на

уровне плечей, не ниже. Спина выпрямлена, живот подтянут.

 
 


 

 

Комментарии. Шея – очень важный объект. Именно здесь череп «надевается» на

позвоночник. И здесь расположены два важных энергетических центра: передний,

известный как горловая чакра, и менее известный задний, называемый воротами смерти.

Своим движением вы притянули периферическую ци ближе к указанным энергетическим

центрам и фактически замкнули их между собой благодаря особому расположению

кистей.

 

16. Дыхание. Полуторный цикл дыхания: вдох – пауза, выдох – пауза и вновь вдох –

пауза.

Общее движение. Сохранение положения (видимая неподвижность).

Тонкости. Очень легко, незаметно для постороннего наблюдателя подвигайте головой,

устанавливая ее в максимально удобное для вас положение. Обычно возникает желание

потянуться шеей вверх, буквально на миллиметры поднять подбородок и на столько же

подать голову назад.

Комментарии. Созданный между кистями «энергетический корсет» стимулирует

энергетику данной области, способствует раскрытию горловой чакры и снимает

напряжение в энергетическом центре основания черепа. Чисто утилитарно данный

элемент полезен при шейном остеохондрозе, нейроциркуляторной дистонии, гипер- и

гипотонии, повышенном внутричерепном давлении (ликворной гипертензии),

хроническом тонзиллите, заболеваниях щитовидной железы.

 


 

 

 

17. Дыхание. Выдох – пауза.

Общее движение (рис. 17). Опустите руки вниз по скрещивающейся перед грудью

траектории. Для этого вначале опустите вниз и внутрь локти, затем скрестите руки крест-

накрест, ладонями к себе и, наконец, опустите руки вниз, ладонями книзу. В конечном

положении руки чуть согнуты в локтях и разогнуты в лучезапястных суставах (суставы в

«округлом положении»).

Тонкости. В конечном положении пальцы направлены навстречу друг другу и немного

вперед, чуть согнуты. Выдох можно делать ртом, тонкой дующей струей.

Комментарии. В данном элементе акцентирована «округлость» суставов, в отличие,

например, от близкого элемента 5, где лучезапястные суставы резко разогнуты, а пальцы

выпрямлены, создавая блокаду для циркуляции энергии (см. рис. 17а). Данный элемент

завершает отдельный самодостаточный блок, составленный из элементов 1-17.

 
 


 

 

 

18. Дыхание. Вдох – пауза.

Общее движение (рис. 18). Выполните синхронно (одновременно) следующие элементы:

а) разведите руки в стороны и чуть вверх, резко согнув кисти; б) оторвите от пола левую

ногу, согните в колене и поднимите вверх. В конечном положении руки разведены в

стороны и чуть вверх, выпрямлены в локтях, кисти максимально согнуты в лучезапястных

суставах, направлены вниз, пальцы собраны в пучок и направлены к себе, колено левой

ноги поднято высоко вверх таким образом, чтобы голень располагалась отвесно,

вертикально вниз, носок следует оттянуть от себя (также направить вниз).

Тонкости. Важно легко удерживать равновесие, не забывая о прямой спине и правильном

положении головы.

Комментарии. Данный элемент, как и последующий, относительно сложен для идеального

выполнения; эти элементы имеет смысл разучивать отдельно, вне рамок комплекса.

 

 

19. Дыхание. Выдох.

Общее движение (рис. 19). Выполните синхронно (одновременно) следующие элементы:

а) верните поднятую ногу в исходное положение (желательно с мягкой постановкой

стопы!); б) начните поворот туловища вправо одновременно со сложным движением рук.

Теперь подробнее. Вначале, поворачивая туловище вправо, согните в локтях руки и

скрестите их крест-накрест, правая рука впереди, ладонями к себе. К этому моменту левая

нога уже поставлена на место, и вам следует перенести на нее основной вес, т.е. сместить

назад центр тяжести. По окончании поворота, составляющего в общей сложности 90°,

выпрямите руки вперед, будто бы толкая от себя основаниями ладоней упругую

сопротивляющуюся среду. Как естественное преодоление сопротивления переносите при

этом тяжесть тела вновь на правую, т.е. фактически переднюю, ногу. В конечном

положении ваше туловище развернуто вправо на 90°, руки выпрямлены вперед по

отношению к туловищу на уровне плечей, кисти разогнуты в лучезапястных суставах,

направлены пальцами вверх, ладонями вперед.

 
 


 

 

Тонкости. Суть движения – овладение искусством сохранения равновесия (мягкая

постановка стопы) и защиты (руки – крест-накрест с последующим отведением

воображаемой стены от себя). Внимание следует уделять не только нюансам движения

рук и кистей, но и безукоризненно точной «раскачке» тела при переносе центра тяжести с

одной ноги на другую. Важно также «вложить» в движение внутреннее напряжение,

уподобляясь отпущенной пружине; при этом эффект достигает максимума к концу

выталкивания.

Комментарии. Данный элемент несет в себе зашифрованное боевое защитное действие и

составляет единое целое с последующим элементом. Такое единство подчеркивается

началом движения следующего элемента во время паузы после выдоха, а не на вдохе, как

обычно. При выполнении данного элемента происходит мощное перемещение пластов

периферического ци по сложной траектории: вначале с притяжением к центру и

закручиванием вокруг энергетической оси, а затем с выталкиванием вновь на периферию.

 

20. Дыхание. Пауза – вдох – пауза.

Общее движение (рис. 20). Вначале мягко разверните кисти ладонями вверх, а затем,

сгибая локти, приблизьте их по нисходящей траектории к себе, к низу живота.

Одновременно следует плавно перенести центр тяжести тела назад, на левую ногу.

Продолжая приближать кисти к себе, начните поворот туловища влево (возвращаясь в

исходное положение) с одновременным переносом тяжести тела равномерно на обе ноги.

Еще до окончания полного поворота туловища измените траекторию движения рук:

начните поднимать их через стороны вверх, ладонями вверх. В конечном положении руки

находятся вверху, полусогнуты, ладони обращены внутрь-книзу.

Тонкости. Уже в начале движения надо расслабиться (пружина «разжата») и выполнять

его спокойно, плавно, без напряжения.

Комментарии. Обратите внимание на свое эмоциональное и ментальное состояние. Оно

должно стать незамутненно-безмятежно-безразличным. При подъеме рук вы вновь

переместили нижние пласты ци вверх.

 


 

 

 

21. Дыхание. Выдох – пауза.

Общее движение (рис. 21). Опустите кисти по вертикали вниз, пронося их мимо лица,

груди и живота, ладонями вниз. В конечном положении все суставы сохраняют

«округлое» положение.

Тонкости. При движении пальцы кистей направлены друг к другу. Выдох можно делать

через рот, тонкой длинной струей воздуха.

Комментарии. Этим движением вы буквально опустили вниз энергетические пласты.

 

 

22. Дыхание. Вдох – пауза.

Общее движение (рис. 22). Повторите элемент 18 в зеркально-симметричном исполнении:

разведите руки в стороны и чуть вверх, одновременно отрывая от пола правую ногу и

поднимая вверх правое колено. В конечном положении руки разведены в стороны и

направлены чуть вверх, выпрямлены в локтях, кисти максимально согнуты в

лучезапястных суставах, направлены вниз, пальцы собраны в пучок и направлены «на

себя» и вниз, колено правой ноги поднято высоко вверх таким образом, чтобы голень

располагалась отвесно, вертикально вниз, носок следует оттянуть от себя (также

направить вниз).

 
 


 

 

Тонкости. Важно легко удерживать равновесие, не забывая о прямой спине и правильном

положении головы.

Комментарии. Теперь легко понять, что вы работаете с пластами ци другой стороны тела.

В чем-то эта поза напоминает одну из индийских асан, а также символически крест,

который много значит в эзотерических традициях.

 

 

23. Дыхание. Выдох – пауза.

Общее движение (рис. 23). Повторите элемент 19 в зеркально-симметричном исполнении.

Синхронно: а) верните поднятую ногу в исходное положение (желательно с мягкой

постановкой стопы!); б) начните поворот туловища влево одновременно со сложным

движением рук. Теперь подробнее. Вначале, поворачивая туловище влево, согните в

локтях руки, скрестив их крест-накрест, левая рука впереди, ладонями к себе. К этому

моменту правая нога уже поставлена на место, и вам следует перенести на нее основной

вес, т.е. сместить назад центр тяжести. По окончании поворота, составляющего в общей

сложности 90°, выпрямите руки вперед, будто бы толкая от себя основаниями ладоней

упругую сопротивляющуюся среду. Как естественное преодоление сопротивления

переносите при этом тяжесть тела вновь на левую, т.е. фактически переднюю, ногу. В

конечном положении ваше туловище развернуто влево на 90°, руки выпрямлены вперед

по отношению к туловищу, на уровне плечей, кисти разогнуты в лучезапястных суставах,

направлены пальцами вверх, ладонями вперед.

Тонкости. Те же, что при выполнении элемента 19: следует уделять внимание не только

нюансам движения рук и кистей, но и безукоризненно точной «раскачке» тела при

переносе центра тяжести с одной ноги на другую. Помните также о внутреннем

напряжении: оно должно уподобляться отпущенной пружине; при этом эффект достигает

максимума к концу выталкивания.

Комментарии. Обратите особое внимание на пластику движения и постоянно

совершенствуйте ее. По-настоящему эффективное перемещение слоев ци возможно лишь

при совершенной пластике и безукоризненной концентрации вашего внимания.

 
 


 

 

24. Дыхание. Вдох – пауза.

Общее движение (рис. 24). Повторите элемент 20 в зеркально-симметричном исполнении.

Вначале мягко разверните кисти ладонями вверх, а затем, сгибая локти, приблизьте их по

нисходящей траектории к себе, к низу живота. Одновременно следует плавно перенести

центр тяжести тела назад, на правую ногу. Продолжая приближать кисти к себе, начните

поворот туловища вправо (возвращаясь в исходное положение) с одновременным

переносом тяжести тела равномерно на обе ноги. Еще до окончания полного поворота

туловища измените траекторию движения рук: начните поднимать их через стороны

вверх, ладонями вверх. В конечном положении руки находятся вверху, полусогнуты,

ладони обращены внутрь-книзу.

Тонкости. Уже в начале движения надо расслабиться (пружина «разжата») и выполнять

его спокойно, плавно, без напряжения.

Комментарии. Обратите внимание на свое эмоциональное и ментальное состояние. Оно

должно стать незамутненно-безмятежно-безразличным. При подъеме рук вы вновь

переместили нижние пласты ци вверх.

 

 

25. Дыхание. Выдох – пауза.

Общее движение (рис. 25). Повторите элемент 21. Опустите кисти по вертикали вниз,

пронося их мимо лица, груди и живота, ладонями вниз. В конечном положении все

суставы сохраняют «округлое» положение. На паузе поверните кисти ладонями кверху.

Тонкости. При движении пальцы кистей направлены друг к другу. Выдох можно делать

через рот, тонкой длинной струей воздуха.

Комментарии. Данный элемент завершает отдельный самодостаточный блок,

включающий элементы 18-25.

 


 

 

26. Дыхание. Вдох – пауза.

Общее движение (рис. 26). Мягко поднимите руки через стороны вверх, разворачивая

кисти. Иными словами, в начале движения ладони обращены вверх, в середине – вниз, в

конце – кнаружи. В конечном положении руки подняты над головой, кисти соприкасаются

друг с другом тыльными сторонами, пальцы направлены вверх, ладони – кнаружи. На

паузе опишите кистями поворот вокруг горизонтальной оси вперед-вниз-назад, так чтобы

пальцы были направлены назад.

Тонкости. Во время поворота только тыльные стороны пальцев остаются в тесном

контакте друг с другом.

Комментарии. Этим поворотом вы начали работу с верхним полюсом центрального

энергетического столба.

 

 

27. Дыхание. Выдох – пауза.

Общее движение (рис. 27). Опустите руки по прямой вниз с последующим подъемом

вверх-вперед, до уровня груди. В начале движения пальцы направлены назад (к себе),

плотно прижаты друг к другу тыльной стороной, в середине, когда руки находятся внизу,

пальцы также направлены вниз, затем кисти выворачивают ладонями кнаружи и пальцы

направлены уже вперед.

Тонкости. На всем протяжении движения пальцы по-прежнему плотно соприкасаются

тыльными поверхностями.

Комментарии. С точки зрения видения энергетики, вы аккуратно разрезаете

энергетический кокон тела по переднесрединной линии и «протыкаете» перед собой его

толстый слой. Вашим скальпелем служат энергетические пучки, исходящие из кончиков

пальцев.

 
 


 

 

 

28. Дыхание. Вдох – пауза.

Общее движение (рис. 28). Вначале разведите руки в стороны на уровне плечей, ладонями

назад, затем заведите их за спину и, наконец, прижмите ладони к спине в области почек-

поясницы. В конечном положении руки согнуты в локтях за спиной, ладони плотно

прижаты к спине в области почек.

Тонкости. Вдох свободный, глубокий, мощный. В финале движения постарайтесь ближе

свести за спиной локти.

Комментарии. Широкое движение руками сопровождает мощное перемещение слоев в

стороны и назад, по аналогии с плавательными движениями в воде.

 

29. Дыхание. Полный дыхательный цикл: вдох – пауза, выдох – пауза.

Общее движение. Выполните пальцами массаж области почек, плотно прижимая центр

ладоней к спине. Траектория массажного движения – круговая.

Тонкости. Можно повысить эффективность массажа, если подключить к нему плечевой

пояс: одновременно с работой пальцев подвигайте плечами, будто сбрасывая с себя

какую-то ношу.

Комментарии. Прижатие центра ладоней к спине в области проекции почек усиливает

общую энергетику организма. По восточным понятиям, в почках сосредоточивается

основная масса первородной энергии ци в виде эссенции цзин. На ваше усмотрение

данный массаж можно выполнять еще 1-2 дыхательных цикла, это совсем неплохо.

 
 


 

 

30. Дыхание. Выдох – пауза.

Общее движение (рис.30). Прижимая ладони к телу, проведите ими по траектории вперед-

вниз (от спины, по бокам, к низу живота).

Тонкости. И в начальном, и в конечном положении кисти прижаты к телу, пальцы

направлены к центру-вниз.

Комментарии. Очень полезное упражнение для улучшения функций внутренних половых

органов – и женских, и мужских.

 

31. Дыхание. Полный дыхательный цикл: вдох – пауза, выдох – пауза.

Общее движение (рис. 31). Сделайте массаж живота: на вдохе проведите ладонями по

полукругу, вокруг пупка вверх, на выдохе – по этой же траектории в обратном

направлении, вниз. Во время паузы оторвите ладони от тела и поверните их вверх, пальцы

обращены друг к другу.

Тонкости. Представьте, что кисти как бы охватывают округлый живот, тогда большой

палец отведен в сторону и по направлению к центру, а остальные направлены вниз.

Фактически вы делаете массаж периферии живота, но не его центра.

Комментарии. Данный элемент представляет собою не столько обычный, сколько

энергетический массаж, поскольку центры ладоней огибают центр силы (силовую чакру),

расположенную на несколько пальцев ниже пупка.

 
 


 

 

32. Дыхание. Вдох – пауза.

Общее движение (рис. 32). Повторите элемент 4: сгибая руки в локтях, поднимите

выпрямленные кисти вертикально вверх, к груди, ладонями вверх. На паузе разверните

кисти ладонями от себя, при этом средние, указательные и большие пальцы входят в

соприкосновение с одноименными пальцами другой кисти, образуя подобие

треугольника: большие пальцы направлены вниз-к центру, остальные – вверх-к центру.

Тонкости. При подъеме кистей ладони старайтесь держать параллельно полу, пальцы

плотно прижмите друг к другу, кисти соприкасаются друг с другом только средними

пальцами.

Комментарии. После подъема ци к области сердечной чакры вы сформировали кистями

энергетически замкнутую фигуру, направив раскрытые энергетические центры ладоней

вперед.

 

 

33. Дыхание. Выдох – пауза.

Общее движение (рис. 33). Выпрямите руки вперед, прямо перед собой. Вы должны

толкать вперед центром ладоней воображаемую сопротивляющуюся стену. В конечном

положении руки расположены на уровне плечей, кисти резко разогнуты, направлены

пальцами вверх.

Тонкости. Данный элемент совершается с предельным напряжением сил; вы напрягаете

все тело – от кончиков пальцев ног (которые подбираются «в себя», подобно когтям у

хищника), мышц ног, спины, живота, груди и шеи до кистей. Важно плавно распределить

напряжение по всему телу, достигая максимальных усилий в кистях. В конечной фазе

 
 


 

 

движения кисти разогнуты до предела настолько, что пальцы даже согнуты в мелких

суставах, отчего центр ладоней «выпирает» вперед.

Комментарии. Внимание: выдох лучше делать через рот, длинный, сквозь умеренно

сомкнутые губы. Таким способом вы создаете искусственное препятствие потоку воздуха,

способствуя внутреннему напряжению. Этот элемент не только великолепно укрепляет

легкие, но и положительно влияет на иммунную систему, поскольку, как считали древние,

«удаляет токсины» из организма.

 

 

34. Дыхание. Вдох – пауза, выдох - пауза.

Общее движение (рис. 34). На вдохе поднимите руки перед собой вверх, постепенно чуть

сгибая их в локтях и расслабляя ранее разогнутые лучезапястные суставы (фазы а, б). На

выдохе опустите кисти вниз, к плечам (фаза в). В конечном положении кисти практически

касаются плечей, располагаются на расстоянии 1-2 см от шеи; ладони «раскрыты», пальцы

свободно разомкнуты, большие пальцы отведены в стороны (по отношению к кисти).

Тонкости. В конечном положении важно, чтобы полусогнутые ладонь и пальцы, повторяя

форму шеи, охватывали ее в виде воротника-корсета. Большие пальцы почти касаются

середины ключиц. Обратите внимание на положение локтей – вперед и кнаружи, на

уровне плечей, не ниже. Спина выпрямлена, живот подтянут.

Комментарии. Шея – очень важный объект. Именно здесь череп «надевается» на

позвоночник. И здесь расположены два важных энергетических центра: передний,

известный как горловая чакра, и менее известный задний, называемый воротами смерти.

Своим движением вы притянули периферическую ци ближе к указанным энергетическим

центрам и фактически замкнули их между собой благодаря особому расположению

кистей.


 

Тонкости. Важно, чтобы предшествующий, данный и последующий

выполнялись очень слитно, без четких остановок и резких переходов.

Комментарии. Этим движением вы «зачерпнули» и подняли вверх порцию ци.


 

элементы

 


 

 

35. Дыхание. Вдох-пауза, выдох – пауза.

Общее движение в точности повторяет движение №17. После вдоха, на выдохе опустите

руки вниз по скрещивающейся перед грудью траектории. Для этого вначале опустите вниз

и внутрь локти, затем скрестите руки крест-накрест, ладонями к себе и, наконец, опустите

руки вниз, ладонями книзу. В конечном положении руки чуть согнуты в локтях и

разогнуты в лучезапястных суставах (суставы в «округлом положении»).

Тонкости. В конечном положении пальцы направлены навстречу друг другу и немного

вперед, чуть согнуты. Выдох можно делать ртом, тонкой дующей струей.

Комментарии. В данном элементе акцентирована «округлость» суставов.

 

36. Дыхание. Вдох – пауза.

Упражнение подходит к завершению - общее движение повторяет начало. Поднимите

кисти вертикально вверх, к груди, ладонями вверх. На паузе разверните кисти вокруг

своей оси ладонями вниз.

Тонкости. При подъеме ладони старайтесь держать параллельно полу, пальцы плотно

прижмите друг к другу, кисти соприкасаются друг с другом только средними пальцами.

Комментарии. Суть движения – это подъем неоформленного энергетического сгустка по

переднесрединной линии вверх, к расположению сердечной чакры. При этом

поддерживается энергетический баланс правой и левой частей тела.

 
 


 

 

 

37. Дыхание. Выдох – пауза.

Общее движение (рис. 37). Опустите кисти ладонями вниз до уровня паха.

Тонкости. Кисти направлены пальцами навстречу друг другу, между собой пальцы уже не

обязательно сомкнуты, но по-прежнему средние пальцы соприкасаются. В конечной фазе

кисти максимально разогнуты, а локти выпрямлены.

Комментарии. Вместе с предыдущим движением вы осуществили смешение

горизонтальных энергетических слоев, после чего временно блокировали передвижение

энергии от кончиков пальцев до локтей.

 

38. Дыхание. Пауза – вдох – пауза.

Общее движение (рис. 38). Вначале мягко разверните кисти ладонями вверх, а затем

начните поднимать их через стороны вверх, ладонями вверх. В конечном положении руки

находятся вверху, полусогнуты, ладони обращены внутрь-книзу.

Тонкости. Уже в начале движения надо расслабиться (пружина «разжата») и выполнять

его спокойно, плавно, без напряжения.

Комментарии. Обратите внимание на свое эмоциональное и ментальное состояние. Оно

должно стать незамутненно-безмятежно-безразличным. При подъеме рук вы вновь

переместили нижние пласты ци вверх.

 
 
 


 

 

 

39. Дыхание. Выдох – пауза.

Общее движение (рис. 39). Опустите кисти по скрещивающейся траектории вниз, пронося

их мимо лица, груди и живота, ладонями вниз. Конечное положение - обычная поза;

упражнение закончено.

Тонкости. При опускании желательно совершать расслабленными кистями

волнообразные. «размазывающие» движения из стороны в стороны. Вы как бы снимаете

шероховатости с вашего обновленного энергетического кокона. Это – последний штрих

для наведения глянца.

Комментарии. Теперь наступил «момент истины». Оцените ваше самочувствие до

выполнения комплекса и сейчас. Сопоставьте: а) степень общего комфорта (это наиболее

важно); б) ясность мыслей в голове; в) выраженность и окраску локальных симптомов. На

начальных этапах обучения не стремитесь обязательно что-то почувствовать. Бесстрастно

наблюдайте за собой. Как правило, даже после первого правильно выполненного опыта

появляется ощущение ясности мышления и особой бодрящей легкости. Вы это уже

почувствовали? Что ж, отрадно. Успехов вам и дальше!

 


 

 

 

Глава 2

 

 

Общие коментарии

 

 

В любви можно встретить боль,

в прощании – радость.

За восходом следует закат,

за ночью – рассвет.

Мудрый постигает суть вещей,

а не их внешние проявления.

 

 

О начале

 

С чего начинать психофизическую практику? Адептам философии Дао такой вопрос,

возможно, покажется глупым, ибо читающий эти строки уже начал действовать. Однако

на кое-какие вещи, по крайней мере на две, все же следует обратить внимание, а именно:

на готовность к изменению и присутствие «здесь и сейчас». Теперь подробнее об этих

значимых, более того, абсолютно необходимых элементах человеческого существования.

Уточним, благополучного человеческого существования.

О готовности к изменению. Человек по своей природе во многом ленный и

консервативный. Достигнув удобной формы комфортного существования, он

подсознательно стремится всеми силами сохранить ее. Такое поведение вполне понятно,

хотя с точки зрения эволюции и человеческого развития неоднозначно. Оно может быть и

правильным, и неправильным в зависимости от ситуации. Здесь важно понять, каким

путем достигается сохранение безмятежного покоя – защитой своих консервативных

взглядов или эволюционным изменением себя? Последнее предполагает субъективное

согласие с объективной реальностью и приспособление себя (читай – своего образа

мышления) к вечно меняющемуся миру, как того требует от нас Жизнь.

Второй необходимый элемент, присутствие «здесь и сейчас», означает отрешение от

всего, что второстепенно для человека в краткий миг нынешнего существования, прежде

всего от прошлого и будущего. Действительно, все события прошлого, равно как и любые

события будущего, менее значимы, чем вечно изменчивое настоящее. А если уж быть

абсолютно точным, с философской точки зрения пути Дао ни прошлое, ни будущее не

важны вообще, мы все существуем лишь в краткий миг настоящего.

Понимание необходимости присутствия «здесь и сейчас» открывает путь к цельности

самосознания, к обретению единства разрозненного и распыленного суетой жизни «я»,

вечно метающегося между прошлым и будущим.

 

 

О литературе

 

Сегодня все, что так или иначе связано с оздоровительными практиками, переживает

настоящий бум. Впрочем, может быть, так было всегда. К сожалению, большую часть

литературы на эту тему справедливо будет отнести к категории ширпотреба. По-

настоящему хороших и ценных книг встречается очень мало.


 

 

Автор настоятельно рекомендует ознакомиться с книгой Валерия Хорева «Кобудо в

современной жизни» [5], где просто и доступно для понимания описаны сложные

моменты восточных практик, в большинстве своем, несмотря на свою важность (а может,

именно благодаря ей!), даже не упоминаемые в других руководствах. Блестящее знание

материала плюс солидный авторский опыт – все это пропущено сквозь призму

вдумчивого анализа и изложено предельно правдиво.

Вторая книга, «Сватовство смерти» Н.Михайлова [4], более ценна для философского

осмысления и не только физических практик, но и жизни в целом.

У кого хватит сил и желания, могут пролистать книги восточных первоисточников [3, 6].

Конечно, можно заметить, что обращаться к восточным первоисточникам надо в первую

очередь, с чем автор совершенно согласен. Однако мы с вами живем в современном мире,

а он и без того перегружен информацией. Возвращение к первоисточникам подразумевает

прохождение читателем пути длиной в несколько тысячелетий. Не всем это под силам, да,

признаться, не всем это надо. Проще и правильней довериться тем современникам,

которые прошли этот путь и честно описали свой опыт, без прикрас и утайки. Низкий

поклон таким Учителям!

 

 

О ци...

 

Говоря о восточных оздоровительных практиках, нельзя обойти молчанием такие чисто

китайские понятия, как ци, цзин, шэнь, и.

Ци – это философская категория, обозначающая энергию Вселенной. В отличие от

привычных нам западных определений, основанных на строгой логике и подкрепленных

опытом, восточное понимание энергии ци гораздо масштабнее. Оно включает в себя всю

мыслимую энергию, как ту, о которой нам известно, так и ту, о существовании которой

мы, может быть, даже и не подозреваем. Звучит фантастично? Может быть. Но теория

ведь не кусается. А пользуясь наработанными веками восточными методиками на

практике, есть вероятность достигнуть весьма и весьма впечатляющих результатов.

Большой толковый словарь китайских иероглифов предлагает свыше 30 различных

значений ци. «Ци – фундаментальная субстанция, лежащая в основе устройства

Вселенной, где все существует благодаря видоизменению и движению» [1]. «Каноны

предупреждают..., что законы ее [ци] циркуляции не позволено нарушить никому» [там

же]. От себя добавлю: попытаться нарушить можно (что каждый человек в своей жизни

неоднократно и делает, совершая ошибки), но адекватный ответ никогда не замедлит себя

ждать. Хрестоматийный пример – разбитый лоб и кровь из носа.

Выделяют самые разные виды ци – по локализации, по происхождению, по

предназначению и т.д. Так, существует ци небесная, земная и человеческая; ци

изначальная, унаследованная от родителей, и ци поддерживающая, которая, в свою

очередь, делится на ци воздушную и ци, содержащуюся в продуктах питания; наконец,

можно упомянуть о защитной ци, роль которой понятна из ее названия. Раз ци – энергия,

то она напрямую связана с любой работой, будь то физическая, эмоциональная или

ментальная. Ци физическая – более грубая, ци ментальная – более легкая, но все равно и

то, и другое – ци. Детальное рассмотрение всех вопросов, связанных с категорией ци, не

входит в нашу задачу, потому остановимся пока на этом.

Цзин – это сексуальная энергия, во многом определяющая здоровье и долголетие

человека. Цзин может быть трансформирована в ци, и наоборот.

Шэнь – это ваш дух. Точнее, боевой дух. Однако в данном понятии нет и намека на

драчливость и задиристость. Напротив, оно подразумевает абсолютное спокойствие перед

лицом внезапной опасности, беспримерное мужество, стальную волю, непревзойденную

стойкость и силу духа.


 

 

Там, где опасность, всегда витает призрак смерти. Шэнь относится к смерти с полнейшим

безразличием. Больше того, шэнь приветствует смерть в любом проявлении, спокойно

принимая необходимость перемен. И потому обладатель совершенного шэнь безгранично

верит в торжество жизни. Гора, на которой восседает шэнь, – это осознание нужности и

ценности собственного существования, равно как и понимание неотвратимости

круговорота Жизни и Смерти.

Говоря о духе шэнь, важно иметь в виду некую виртуальную планку, ниже которой шэнь

просто отсутствует. В быту такой индивидуум обычно плетется по жизни, а лучше

сказать, Судьба волочит его, норовя ткнуть носом в каждый попавшийся на пути камень.

Последнее, на чем автор хотел бы остановиться, – это и. Словом «и» китайцы обозначают

разум человека. Точнее, разум мудрости. Эмоции относятся к категории отдельно

существующего эмоционального разума, называемого синь. Подробнее об этом хорошо

изложено в [6].

Все человеческие события совершаются с участием и. Понять, что такое ци, и воспитать в

себе славный воинский дух шэнь можно только с помощью и. Существует некий скрытый

подтекст в термине «и». Это – холодный, бесстрастный взгляд на вещи. Тогда это – и. При

любом возмущении, гневе, депрессии, страхе говорить о присутствии и вряд ли

корректно.

 

Три цветка сакуры

 

Мы все живем по правилам. Расписываем, когда надо встать, когда быть на работе, что

сделать, кому позвонить. И оттого мы все – узники несвободы.

«Свобода – это осознанная необходимость», – написал постепенно забываемый классик

марксизма Ф.Энгельс. Правильное утверждение, хотя для понимания жизни, пожалуй,

лучше сместить акцент: осознанная необходимость – это свобода; иначе постигаешь

смысл. Когда-то эта фраза казалась мне верхом совершенства. Годы и знакомство с

восточными философскими учениями изменили мои взгляды (и меня) и заставили понять:

это простая и далеко не главная истина, какую предстоит познать человеку на его

жизненном пути. Тем не менее она азбучная, и ее надо принять.

Итак, и в правилах следует оставаться свободной личностью. Именно тогда появляется

возможность самим менять правила, надо лишь осознать такую реальность. В попытке

внедрить высказанную мысль в сознание и подсознание читателя автор решительно

отошел не только от строгих рамок нотаций, но и от самого понятия правил, назвав их

поэтично цветами сакуры. Это отнюдь не экстравагантная прихоть. Цветы сакуры –

символ японских традиций чистоты помыслов человека. Известно, что в любой символике

заложена глубокая суть, ее лишь надо увидеть. На Востоке символику понимают

необычайно тонко и высоко ценят. Поэтому автор предлагает уважаемому читателю

приобщиться таким, может быть, несколько необычным способом к культурным и

философским пластам Востока. Здесь уместно привести пример. Эссенцию цзин, энергию

ци и дух шэнь даосы обычно называют цветами. Одна из высших целей даосского цигун

(великолепной психофизической практики) заключается в том, чтобы собрать все три

цветка вместе... [6]. Возможно, читатель уловит в цветах сакуры, о которых пойдет речь

ниже, какую-то аналогию с даосской концепцией.

 

Цветок первый

Будьте, как растение, свободны в своем развитии. Верьте в свои способности и всегда

говорите «да» своим возможностям (вы сможете! вы сумеете! вам это дело под силу!).

Таким способом, вы прогнозируете 100-процентно оптимистический путь развития

событий, означающий: все будет так, как вам искренне хочется, просто верьте в свою

мечту всем своим существом, всей своей сутью. Тут, правда, стоит оговорить позиции:

мечта подразумевает реальную избранную цель, а не иллюзию-мираж. В противном


 

 

случае суровый учитель Жизнь непременно заставит снять розовые очки под названием

«недостижимый мифический идеал».

Но это еще не все. Научитесь также твердо говорить «нет» своим желаниям (а они бывают

неуемными!), не становитесь их рабом. Знайте: цепи своих проблем человек и кует, и

одевает на себя сам. Какие-то «помощники» в этом «черном» деле, конечно, могут быть (и

даже не один, а много), но решение в конечном счете, равно как и выполнение принятого

решения, лежит всегда на самом человеке.

 

Цветок второй

Истина состоит в том, что если вы ничего не делаете для своего здоровья, это не значит,

что вы его ухудшаете. Отнюдь нет! Но если вы все же что-то делаете, это значит, что вы

его сохраняете.

Как часто надо заниматься этим «что-то делать»? Здесь правил нет. Если кто-то думает,

что чем чаще, тем полезней для здоровья, то это не совсем так. Точнее, это может быть и

так, но лишь в теоретическом плане, на практике же – наверняка нет! К примеру, по

данным отдельных исследований, общий оздоровительный эффект занятий физкультурой

по западной системе для большинства людей при частоте 5 раз в неделю ничуть не выше,

чем при частоте 2-3 раза в неделю. Удивительно? Однако факт. Итак, сколько раз в день,

неделю или месяц выполнять комплекс «Сэнсэй» и заниматься ли этим вообще – решать

вам, читатель. Дело автора сообщить, что длительность выполнения всего комплекса

всего-навсего 2-3 мин и это гарантирует высокую эффективность результатов. Разумеется,

при вашей правильной работе.

 

Цветок третий

Будьте внимательны к своему окружению: кто живет и работает рядом с вами, чьи

монологи и рассказы (полные оптимизма или, напротив, сумрачные, как лондонский

туман) вы постоянно слушаете, с кем вы едите, пьете вино или чай, делитесь своими

мыслями, короче – ко всему, что вас окружает. Между прочим, это касается не только

людей, но и растений, животных, мебели, даже цвета стен, в конце концов! Истина такова,

что мелочей в жизни человека не бывает! Просто, понимая язык растений, удобство

рабочего места и собственной спальни, вы вступаете в мир тонкой энергетики, того, что в

древности называли магией.

 

 

О масках

 

Все мы с рождения носим маски. Грустно, но не все мы знаем об этом. Иногда маска

настолько прочно вросла в наше представление о нас самих, что действительно стала

непередаваемо похожей на наше истинное «я». Настолько похожей, что порой не

отличить, однако, все же не идентичной. Маску можно сравнить со своеобразным

фильтром, сквозь который не только мир видит нас (естественно, искаженно), но и мы

смотрим на мир (опять-таки искаженно). На Западе, склонном к детализации, маски

рассматривают как совокупность человеческих комплексов. О них читатель наслышан

достаточно.

Совет: не бойтесь стать свободными! Смотреть на мир без маски оказывается совсем

неплохо. Мир, поверьте, становится теплым и прекрасным, бесконечно любящим вас.

 

 

О стойке всадника


 

 

Начальная точка любого упражнения – исходная поза. В большинстве психофизических

практик Востока она одинакова и называется позой, или стойкой, всадника. О ней и

поговорим детально.

 

О положении ног

Поставьте ноги врозь (на ширине плечей). Вес тела равномерно распределяется на обе

ноги. Колени слегка согнуты, так чтобы было удобно. (Внимание: такое легкое согнутое

положение ног сохраняется на протяжении всего упражнения, так как считается, что

выпрямленные колени создают блокаду – препятствие для свободной циркуляции энергии

ци во время упражнения. Разумеется, это касается и других суставов, в том числе

локтевых, лучезапястных и суставов пальцев. При движении они должны принимать

удобное, чуть согнутое или, как говорят на Востоке, «округлое» положении. Кстати,

древние считали, что гибкость суставов означает стабильность здоровья и долголетия

человека). Слишком сильное приседание или разведение (сведение) ног повышает

напряжение в мышцах (хотя бы для удержания равновесия), что в свою очередь

затрудняет движение ци. Опытным путем найдите положение, при котором, как вам

кажется, вы сможете максимально сильно вытолкнуть свое тело вверх, – это и будет

оптимальная для вас поза.

 

О положении стоп

Стопы желательно расположить параллельно друг другу, но без лишнего напряжения. В

специальной литературе особое внимание обращается именно на параллельное

расположение. Опыт, однако, показывает, что такое правило годится большинству, но не

каждому. Почему? Медики знают, что иногда встречается врожденная деформация

суставов, ведущая к особому положению конечностей (так называемому варусному и

вальгусному). Варусное положение – это когда стоя носки обращены резко кнаружи, под

углом, например, 150° друг к другу (вспомните Ч.Чаплина). При вальгусном – ноги

косолапят и носки направлены внутрь чуть ли не под углом 90°. Лицам, обнаружившим у

себя подобные особенности, волноваться не стоит, особых проблем в быту это обычно не

вызывает. Однако идеальную, классически правильную стойку для выполнения

восточных упражнений им будет принять тяжеловато: моментально последует

напряжение мышц. Поэтому поверните носки стоп в нужном, близком к параллельному,

направлении настолько, насколько это удобно вам. Сделайте это так, как вам

подсказывает ваш разум и ваши ощущения.

И еще одна любопытная деталь, которую надо оценить только с символической стороны,

не более. Положение стоп носки врозь символизирует открытую позу, готовность к

приему информации. Положение носки внутрь соответствует закрытой позе, замкнутости

в своей сфере, защите от ненужной информации. Положение стопы параллельно – символ

гармонии, равноценного обмена с окружающей средой.

Вернемся к технике. Подвигайте слегка ступнями, как бы притирая их к полу. Чем больше

вы ощущаете (и мысленно визуализируете) сцепление ваших подошв с землей, тем лучше

так называемое укорен







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.