Здавалка
Главная | Обратная связь

О внутренней работе



 

На Востоке принято деление мира на инь и ян. Это известные категории, на которых не

стоит специально останавливаться, чтобы не повторять азбучных истин. Кроме того, на

Востоке существует деление на внешнее и внутреннее. В понятие внешнего в нашем

случае будут входить движения и позы. А вся работа внутри, обуздание своего разума и

эмоций, относится к категории внутреннего.

Итак, поговорим о работе на эмоциональном и ментальном уровне.


 

 

Эмоционально вам следует расслабиться. Впрочем, в этом понятии одни видят лежание на

солнцепеке, другие – здоровый труд на садовом участке, третьи – встречи с друзьями за

кружкой пенящегося пива с воблой, четвертые – «отрыв» на дискотеке. Чувства при этом

все испытывают разные: от буйной радости до облегчения. Однако это не совсем то, что

нам надо при занятиях психофизическими практиками. Работа над эмоциями должна

заключаться в их гармонизации, неплохо описываемой словами: беззаботность и «все – по

барабану». Здесь нет места экстремальным всплескам радужных чувств. Пусть ваш спектр

эмоций либо будет на полном нуле, либо соответствует образу бескрайней безмятежной

водной глади, ощущениям теплоты солнца и легчайшему дуновению ветерка,

приносящему, как и лучи солнца, живительное ци. Так вы работает с тем, что на Востоке

называют синь – эмоциональный разум.

Теперь о том, как работать с и – разумом мудрости. Мало отмахнуться от проблем,

занимающих голову, надо еще сконцентрироваться на своих движениях и ощущениях, а

потом постоянно удерживать фокус внимания! Вообще концентрация внимания – тема

настолько важная и глубокая, что заслуживает особого рассмотрения. Мы же остановимся

лишь на отдельных моментах.

Опыт показывает, что рекомендации, адресованные новичкам, о необходимости

концентрации внимания зачастую оказывают прямо противоположное желаемому

действие: внимание действительно концентрируется... увы, на мелочах. А за деревьями,

как говорится, леса не узреть. Идеальная же концентрация внимания предполагает

видение всего, не отдавая предпочтения ничему. Причем даже это не главное. Главное –

отсутствие каких-либо усилий по удержанию внимания. Интересный парадокс! Но в нем –

изюминка и ключ к успеху.

Некоторые склонны путать концентрацию внимания с напряжением ума. Не стоит, это

разные вещи! Когда напряжен ваш ум – всегда напряжено ваше тело, даже если

субъективно вы отрицаете это. Вообще напряжение на любом плане – физическом,

эмоциональном либо ментальном – автоматически передается во все сферы. В

соответствии с иерархией управления, важнее (и труднее!) «расслабиться» мысленно.

Когда ум сконцентрирован, эмоции отсутствуют и тело расслаблено – ци двигается

беспрепятственно.

С другой стороны, нельзя путать расслабленность и сонливость. Сонливость в покое –

необходимая защитная восстановительная реакция организма. Но сонливость при

движении – это болото, враг живого движения ци.

Напоследок вновь вернемся к и. И только тогда и, когда вы беспристрастно оцениваете

всех и вся, в первую очередь себя. Исходите из того, что все ваши внутренние процессы –

это новый, незнакомый и непознанный вами мир (тем более, что это действительно так!).

Познавать новое – разве это не прекрасно?

 

 

О медитации

 

Процесс отстранения от многих проблем и фокусировки внимания на одной, причем

выбранной произвольно и совершенно свободно, имеет прямое отношение к такому

методу работы над сознанием, как медитация. Хотя в комплексе «Сэнсэй» медитация в

чистом виде отсутствует, автор посчитал все же необходимым остановится на этом

вопросе. Причины две. Первая – безусловная значимость темы. Вторая – ощущаемый в

литературе недостаток информации, особенно о возможных негативных последствиях.

Описание техник без разъяснения, чем могут закончиться такие занятия, – дело опасное.

Итак, цель медитации – постижение себя и своих возможностей в этом громадном мире,

который явно не ограничивается знакомыми всем нам материальными предметами. В

религии подобный подход называется способом постижения Бога и единения с Ним.


 

 

Медитация представляет собой мощный способ воздействия на собственную психику.

Отсюда вытекают и последствия. С одной стороны, медитация помогает высвободить

сознание, удалить из него массу ненужных комплексов. С другой стороны, не исключен и

обратный процесс – сознание можно «запустить» в такие дебри, откуда достать его смогут

лишь психиатры.

В техническом аспекте выделяют по меньшей мере три этапа, или стадии, медитации.

Первая стадия – это расслабление, абсолютно необходимое условие любой медитации, по

какому бы пути она не протекала. Расслабление должно быть и физическое, и

эмоциональное, и ментальное, причем последнее – в первую очередь. Начните с

расставания со всеми беспокоящими вас насущными проблемами. В момент медитации

надо заниматься только медитацией.

Вторая стадия заключается в концентрации, сосредоточении на выбранном вами объекте и

удержании своего фокуса внимания. Объекты могут быть разные, например, черная точка,

белый лист бумаги, шаги, мерно отмеряемые вами, ритм дыхания, неподвижность вашей

позы. Автор предпочитает белый лист бумаги. Белый цвет – символ чистоты и открытое,

ненаписанное будущее.

Особый объект – отдельная мысль. В некоторых восточных школах медитируют над

проблемой, априори не имеющей решения, такие алогичные вопросы называются

коанами. Хрестоматийный пример коана: мы знаем звук хлопка двумя руками, но как

звучит хлопок одной рукой? Автор считает необходимым предупредить читателя:

подавляющее большинство психических отклонений наблюдается после непродуманных

медитаций с выбором объекта мысли. Это немудрено, поскольку в медитирующем

состоянии резко повышается вероятность зомбирования (и самозомбирования) человека,

внушение ему чужой мысли и воли, разрушающих сознание.

Последняя, наиболее сложная стадия – это собственно медитативное состояние. Суть его

заключается в остановке какой бы то ни было умозрительной деятельности, т.е. любых

мыслей не только по поводу окружающей действительности и ваших ощущений, но и по

поводу самого объекта медитации. Своего рода парадокс. Тем не менее только так, как

пишут восточные Учителя, можно открыть свое подлинное «я».

В контексте сказанного интересна трактовка медитации даосами. Процесс даосской

практики состоит в следующем: а) превращении шэнь в пустоту; б) сокрушении пустоты

[6]. Состояние готовности к медитации называется так: три цветка встречаются на

вершине (три цветка – это цзин, ци и шэнь).

Порой, чтобы познать истину, надо увидеть ее противоположность. Так вот,

противоположность медитации – это страстное желание чего-либо. Как пишет

Н.Михайлов, «действие по принципу: дай мне что-либо и взамен получишь от меня

нечто... ведет человека куда угодно, но только не к духовному совершенству» [4].

Медитация и любое желание, в том числе простое любопытство или интерес,

несовместимы друг с другом. Н.Михайлов цитирует китайского Учителя Юн Мэн: «Если

идешь, просто иди. Если сидишь, просто сиди. Но главное – без колебаний. <...> Иными

словами, если хочешь медитировать, просто медитируй, но не медитируй по поводу

медитирования». И далее указывает: «медитация призвана сначала пробить брешь, а затем

полностью разрушить плотину сознания» [4]. Состояние прорыва плотины и есть

состояние просветления.

В момент достижения просветления понимаешь: все достигнутые в жизни познания есть

ничто и уже не нужны. Вы имеете все, что вам надо.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.