О внутренней работе
На Востоке принято деление мира на инь и ян. Это известные категории, на которых не стоит специально останавливаться, чтобы не повторять азбучных истин. Кроме того, на Востоке существует деление на внешнее и внутреннее. В понятие внешнего в нашем случае будут входить движения и позы. А вся работа внутри, обуздание своего разума и эмоций, относится к категории внутреннего. Итак, поговорим о работе на эмоциональном и ментальном уровне.
Эмоционально вам следует расслабиться. Впрочем, в этом понятии одни видят лежание на солнцепеке, другие – здоровый труд на садовом участке, третьи – встречи с друзьями за кружкой пенящегося пива с воблой, четвертые – «отрыв» на дискотеке. Чувства при этом все испытывают разные: от буйной радости до облегчения. Однако это не совсем то, что нам надо при занятиях психофизическими практиками. Работа над эмоциями должна заключаться в их гармонизации, неплохо описываемой словами: беззаботность и «все – по барабану». Здесь нет места экстремальным всплескам радужных чувств. Пусть ваш спектр эмоций либо будет на полном нуле, либо соответствует образу бескрайней безмятежной водной глади, ощущениям теплоты солнца и легчайшему дуновению ветерка, приносящему, как и лучи солнца, живительное ци. Так вы работает с тем, что на Востоке называют синь – эмоциональный разум. Теперь о том, как работать с и – разумом мудрости. Мало отмахнуться от проблем, занимающих голову, надо еще сконцентрироваться на своих движениях и ощущениях, а потом постоянно удерживать фокус внимания! Вообще концентрация внимания – тема настолько важная и глубокая, что заслуживает особого рассмотрения. Мы же остановимся лишь на отдельных моментах. Опыт показывает, что рекомендации, адресованные новичкам, о необходимости концентрации внимания зачастую оказывают прямо противоположное желаемому действие: внимание действительно концентрируется... увы, на мелочах. А за деревьями, как говорится, леса не узреть. Идеальная же концентрация внимания предполагает видение всего, не отдавая предпочтения ничему. Причем даже это не главное. Главное – отсутствие каких-либо усилий по удержанию внимания. Интересный парадокс! Но в нем – изюминка и ключ к успеху. Некоторые склонны путать концентрацию внимания с напряжением ума. Не стоит, это разные вещи! Когда напряжен ваш ум – всегда напряжено ваше тело, даже если субъективно вы отрицаете это. Вообще напряжение на любом плане – физическом, эмоциональном либо ментальном – автоматически передается во все сферы. В соответствии с иерархией управления, важнее (и труднее!) «расслабиться» мысленно. Когда ум сконцентрирован, эмоции отсутствуют и тело расслаблено – ци двигается беспрепятственно. С другой стороны, нельзя путать расслабленность и сонливость. Сонливость в покое – необходимая защитная восстановительная реакция организма. Но сонливость при движении – это болото, враг живого движения ци. Напоследок вновь вернемся к и. И только тогда и, когда вы беспристрастно оцениваете всех и вся, в первую очередь себя. Исходите из того, что все ваши внутренние процессы – это новый, незнакомый и непознанный вами мир (тем более, что это действительно так!). Познавать новое – разве это не прекрасно?
О медитации
Процесс отстранения от многих проблем и фокусировки внимания на одной, причем выбранной произвольно и совершенно свободно, имеет прямое отношение к такому методу работы над сознанием, как медитация. Хотя в комплексе «Сэнсэй» медитация в чистом виде отсутствует, автор посчитал все же необходимым остановится на этом вопросе. Причины две. Первая – безусловная значимость темы. Вторая – ощущаемый в литературе недостаток информации, особенно о возможных негативных последствиях. Описание техник без разъяснения, чем могут закончиться такие занятия, – дело опасное. Итак, цель медитации – постижение себя и своих возможностей в этом громадном мире, который явно не ограничивается знакомыми всем нам материальными предметами. В религии подобный подход называется способом постижения Бога и единения с Ним.
Медитация представляет собой мощный способ воздействия на собственную психику. Отсюда вытекают и последствия. С одной стороны, медитация помогает высвободить сознание, удалить из него массу ненужных комплексов. С другой стороны, не исключен и обратный процесс – сознание можно «запустить» в такие дебри, откуда достать его смогут лишь психиатры. В техническом аспекте выделяют по меньшей мере три этапа, или стадии, медитации. Первая стадия – это расслабление, абсолютно необходимое условие любой медитации, по какому бы пути она не протекала. Расслабление должно быть и физическое, и эмоциональное, и ментальное, причем последнее – в первую очередь. Начните с расставания со всеми беспокоящими вас насущными проблемами. В момент медитации надо заниматься только медитацией. Вторая стадия заключается в концентрации, сосредоточении на выбранном вами объекте и удержании своего фокуса внимания. Объекты могут быть разные, например, черная точка, белый лист бумаги, шаги, мерно отмеряемые вами, ритм дыхания, неподвижность вашей позы. Автор предпочитает белый лист бумаги. Белый цвет – символ чистоты и открытое, ненаписанное будущее. Особый объект – отдельная мысль. В некоторых восточных школах медитируют над проблемой, априори не имеющей решения, такие алогичные вопросы называются коанами. Хрестоматийный пример коана: мы знаем звук хлопка двумя руками, но как звучит хлопок одной рукой? Автор считает необходимым предупредить читателя: подавляющее большинство психических отклонений наблюдается после непродуманных медитаций с выбором объекта мысли. Это немудрено, поскольку в медитирующем состоянии резко повышается вероятность зомбирования (и самозомбирования) человека, внушение ему чужой мысли и воли, разрушающих сознание. Последняя, наиболее сложная стадия – это собственно медитативное состояние. Суть его заключается в остановке какой бы то ни было умозрительной деятельности, т.е. любых мыслей не только по поводу окружающей действительности и ваших ощущений, но и по поводу самого объекта медитации. Своего рода парадокс. Тем не менее только так, как пишут восточные Учителя, можно открыть свое подлинное «я». В контексте сказанного интересна трактовка медитации даосами. Процесс даосской практики состоит в следующем: а) превращении шэнь в пустоту; б) сокрушении пустоты [6]. Состояние готовности к медитации называется так: три цветка встречаются на вершине (три цветка – это цзин, ци и шэнь). Порой, чтобы познать истину, надо увидеть ее противоположность. Так вот, противоположность медитации – это страстное желание чего-либо. Как пишет Н.Михайлов, «действие по принципу: дай мне что-либо и взамен получишь от меня нечто... ведет человека куда угодно, но только не к духовному совершенству» [4]. Медитация и любое желание, в том числе простое любопытство или интерес, несовместимы друг с другом. Н.Михайлов цитирует китайского Учителя Юн Мэн: «Если идешь, просто иди. Если сидишь, просто сиди. Но главное – без колебаний. <...> Иными словами, если хочешь медитировать, просто медитируй, но не медитируй по поводу медитирования». И далее указывает: «медитация призвана сначала пробить брешь, а затем полностью разрушить плотину сознания» [4]. Состояние прорыва плотины и есть состояние просветления. В момент достижения просветления понимаешь: все достигнутые в жизни познания есть ничто и уже не нужны. Вы имеете все, что вам надо.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|