Здавалка
Главная | Обратная связь

О методике выполнения движений



С точки зрения ритмики, или системы, можно очертить две методики выполнения

упражнений:

- с четким чередованием движений и остановок, выделением начала и конца каждой фазы,

несколько утрированным обозначением вдоха-паузы, выдоха-паузы;

- абсолютно плавное движение, без остановок и выделенных (акцентированных) пауз.

Все совершается вполне естественно, и моменты перехода одного этапа движения (как и

фазы дыхания) в другой практически неразличимы, по крайней мере стороннему

наблюдателю.

Что лучше? Трудно ответить однозначно. Подходя к этому вопросу философски, можно

отметить, что везде есть свои плюсы и минусы. Первый путь предполагает осмысленное

управление, второй – более интуитивен, лучше сказать, интуитивно стихиен. В обучении

легче для понимания первый метод, поэтому первым путем так или иначе следуют все

новички, разучивая комплекс. Второй – представляет поле деятельности для мастеров. На

начальных ступенях мастерства получаемые результаты, имея в виду чисто

оздоровительный аспект, неплохие при обоих подходах. Обычно мнения начинающих

делятся поровну: половине больше нравится первый метод, половине – второй. По оценке

автора, первый метод является одновременно и более легким, и более трудным. Почему?

Для лиц с техническим складом мышления легче, когда все «разложено» по полочкам, в

определенном порядке, да еще снабжено бирками с номерами. Но тогда трудно развивать


 

 

свое творчество. А без него, как понять самого себя? Лишь творчество позволяет человеку

уяснить, в чем он машина, и перестать ею быть, сбросив с плечей ненужное ярмо.

Будьте свободны в творчестве понимания себя!

 

О ритме движения

В любом движении всегда можно найти ритм. Другое дело, какой? Это может быть

строгое чередование быстрых и медленных элементов, напоминающих точную

пунктирную линию или синусоиду, и движение выглядит безупречным по пластике и

четкости исполнения. А может представлять собой кумуляцию множества

альтернативных ритмов, которые в сумме выглядят настоящим осциллографическим

хаосом. Движения в этом случае дергающиеся, бездумные и бесконтрольные, бессистемно

случайные и напоминают движения больных Виттовой пляской или болезнью

Паркинсона.

Ищите красоту ритма. Инь должна переходить в ян, чтобы затем вновь перерасти в инь.

Это подобно мерному накату волн на песок: одна за одной, нахлынет – и откатится, и нет

этому конца. Замкнутый круг. Вслушайтесь в размеренный прибой и проникнетесь

таинством строгого закона ритма, неожиданно (но только для вас, а не для Вселенной)

возмущаемого взрывом девятого вала. Познайте эту мудрость движения и следуйте ей.

 

О режимах

В.Хорев [5] рекомендует выполнять ката (в нашем понимании – психофизическую

практику) в трех режимах. Далее я не удержусь, чтобы не процитировать некоторые места

дословно.

Режим замедленной съемки. Метод прост и понятен из названия. Все делаете «как можно

более плавно, округленно и мягко, без остановок, а то, что кажется таковым, есть лишь до

предела замедленное движение. <...>

Ваша энергия, тело и разум должны... струиться. <...> Только в процессе плавного

движения раскрепощенный ум успевает отслеживать внутренним взором чрезвычайно

тонкие нюансы приемов... Раз за разом работая в плавном режиме, мы тем самым

«нарезаем резьбу» и создаем колею для [безупречного] исполнения приемов. <...> Этот

замечательный метод подобен волшебному зеркалу, поскольку сразу предельно ясно и

объективно выявляет решительно все скрытые дефекты техники, включая неосознанные».

Кажущиеся вам идеальными «...формы оборачиваются вдруг набором невразумительных

движений, разваливаясь на глазах».

Замечательное по тонкости наблюдение. А как виртуозно описано!

Подобно существованию инь и ян, в противовес режиму замедленной съемки существует

и скоростной режим. Работа на скорости проверяет истинность закрепленного материала,

пробует вас на прочность в экстремальных условиях. Меняя стиль привычного,

свойственного вам исполнения, вы обретаете возможность взглянуть на собственные

действия иными глазами, по-новому ощутить форму движения и оценить ее качество.

Бывает, спадает туман и видишь на дороге не просто кочки – валуны! Одно условие:

скоростной режим по-прежнему предполагает не дерганность, как у марионетки, а

плавность. Запомнили?

И наконец, последний из необходимых нам режимов – «стоп-кадр». Он используется в

учебном процессе чуть ли не каждодневно, в качестве контроля над степенью своего

совершенства. Это идеальный метод для шлифовки и отработки отточенной чистоты

формы. Замершее состояние, статика, отчетливо высветляет все неудобства и угловатости

вашей позы. Откуда-то появляются ощущения напряжения отдельных групп мышц (а их-

то как раз и не должно быть!), что-то начинает казаться неловким. Короче, из мешка

вылезает шило, и поначалу не одно.


 

 

Осознанная работа с творческой комбинацией всех трех методов переводит автоматически

вас из разряда ученика в ранг Учителя, когда вы сами начинаете видеть собственные

недостатки и искать пути их искоренения.

Удачи вам!

 

О пластике

Теперь поговорим о наружных признаках движения. Снимем, образно говоря,

осциллограмму движения и попробуем ее расшифровать. За какофонией непонятных

всплесков пытливый исследователь без труда обнаружит, что попал в мир пластики. Под

пластикой понимают согласованность телодвижений с тем смыслом, который вкладывают

в движение. Пластика – это внутренняя гармония телодвижения. Недаром определение

пластики в словаре Ожегова звучит так: искусство ритмического танца. Действительно,

безукоризненное исполнение комплекса упражнений «Сэнсэй», как, впрочем, и любого

восточного ката, очень напоминает своеобразный шаманский танец. Особое внимание

стоит обратить на кисти. Подобные движения можно увидеть в индийских, испанских,

латиноамериканских и цыганских танцах. И это не удивительно, поскольку многое в

культуре этих стран основано на древних традициях, на понимании магии движения,

умении блестяще выражать мысли и эмоции человека жестом.

Пластика должна быть чувственной, полной неповторимого обаяния и излучающая свет

вашей харизмы.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.