О методике выполнения движений
С точки зрения ритмики, или системы, можно очертить две методики выполнения упражнений: - с четким чередованием движений и остановок, выделением начала и конца каждой фазы, несколько утрированным обозначением вдоха-паузы, выдоха-паузы; - абсолютно плавное движение, без остановок и выделенных (акцентированных) пауз. Все совершается вполне естественно, и моменты перехода одного этапа движения (как и фазы дыхания) в другой практически неразличимы, по крайней мере стороннему наблюдателю. Что лучше? Трудно ответить однозначно. Подходя к этому вопросу философски, можно отметить, что везде есть свои плюсы и минусы. Первый путь предполагает осмысленное управление, второй – более интуитивен, лучше сказать, интуитивно стихиен. В обучении легче для понимания первый метод, поэтому первым путем так или иначе следуют все новички, разучивая комплекс. Второй – представляет поле деятельности для мастеров. На начальных ступенях мастерства получаемые результаты, имея в виду чисто оздоровительный аспект, неплохие при обоих подходах. Обычно мнения начинающих делятся поровну: половине больше нравится первый метод, половине – второй. По оценке автора, первый метод является одновременно и более легким, и более трудным. Почему? Для лиц с техническим складом мышления легче, когда все «разложено» по полочкам, в определенном порядке, да еще снабжено бирками с номерами. Но тогда трудно развивать
свое творчество. А без него, как понять самого себя? Лишь творчество позволяет человеку уяснить, в чем он машина, и перестать ею быть, сбросив с плечей ненужное ярмо. Будьте свободны в творчестве понимания себя!
О ритме движения В любом движении всегда можно найти ритм. Другое дело, какой? Это может быть строгое чередование быстрых и медленных элементов, напоминающих точную пунктирную линию или синусоиду, и движение выглядит безупречным по пластике и четкости исполнения. А может представлять собой кумуляцию множества альтернативных ритмов, которые в сумме выглядят настоящим осциллографическим хаосом. Движения в этом случае дергающиеся, бездумные и бесконтрольные, бессистемно случайные и напоминают движения больных Виттовой пляской или болезнью Паркинсона. Ищите красоту ритма. Инь должна переходить в ян, чтобы затем вновь перерасти в инь. Это подобно мерному накату волн на песок: одна за одной, нахлынет – и откатится, и нет этому конца. Замкнутый круг. Вслушайтесь в размеренный прибой и проникнетесь таинством строгого закона ритма, неожиданно (но только для вас, а не для Вселенной) возмущаемого взрывом девятого вала. Познайте эту мудрость движения и следуйте ей.
О режимах В.Хорев [5] рекомендует выполнять ката (в нашем понимании – психофизическую практику) в трех режимах. Далее я не удержусь, чтобы не процитировать некоторые места дословно. Режим замедленной съемки. Метод прост и понятен из названия. Все делаете «как можно более плавно, округленно и мягко, без остановок, а то, что кажется таковым, есть лишь до предела замедленное движение. <...> Ваша энергия, тело и разум должны... струиться. <...> Только в процессе плавного движения раскрепощенный ум успевает отслеживать внутренним взором чрезвычайно тонкие нюансы приемов... Раз за разом работая в плавном режиме, мы тем самым «нарезаем резьбу» и создаем колею для [безупречного] исполнения приемов. <...> Этот замечательный метод подобен волшебному зеркалу, поскольку сразу предельно ясно и объективно выявляет решительно все скрытые дефекты техники, включая неосознанные». Кажущиеся вам идеальными «...формы оборачиваются вдруг набором невразумительных движений, разваливаясь на глазах». Замечательное по тонкости наблюдение. А как виртуозно описано! Подобно существованию инь и ян, в противовес режиму замедленной съемки существует и скоростной режим. Работа на скорости проверяет истинность закрепленного материала, пробует вас на прочность в экстремальных условиях. Меняя стиль привычного, свойственного вам исполнения, вы обретаете возможность взглянуть на собственные действия иными глазами, по-новому ощутить форму движения и оценить ее качество. Бывает, спадает туман и видишь на дороге не просто кочки – валуны! Одно условие: скоростной режим по-прежнему предполагает не дерганность, как у марионетки, а плавность. Запомнили? И наконец, последний из необходимых нам режимов – «стоп-кадр». Он используется в учебном процессе чуть ли не каждодневно, в качестве контроля над степенью своего совершенства. Это идеальный метод для шлифовки и отработки отточенной чистоты формы. Замершее состояние, статика, отчетливо высветляет все неудобства и угловатости вашей позы. Откуда-то появляются ощущения напряжения отдельных групп мышц (а их- то как раз и не должно быть!), что-то начинает казаться неловким. Короче, из мешка вылезает шило, и поначалу не одно.
Осознанная работа с творческой комбинацией всех трех методов переводит автоматически вас из разряда ученика в ранг Учителя, когда вы сами начинаете видеть собственные недостатки и искать пути их искоренения. Удачи вам!
О пластике Теперь поговорим о наружных признаках движения. Снимем, образно говоря, осциллограмму движения и попробуем ее расшифровать. За какофонией непонятных всплесков пытливый исследователь без труда обнаружит, что попал в мир пластики. Под пластикой понимают согласованность телодвижений с тем смыслом, который вкладывают в движение. Пластика – это внутренняя гармония телодвижения. Недаром определение пластики в словаре Ожегова звучит так: искусство ритмического танца. Действительно, безукоризненное исполнение комплекса упражнений «Сэнсэй», как, впрочем, и любого восточного ката, очень напоминает своеобразный шаманский танец. Особое внимание стоит обратить на кисти. Подобные движения можно увидеть в индийских, испанских, латиноамериканских и цыганских танцах. И это не удивительно, поскольку многое в культуре этих стран основано на древних традициях, на понимании магии движения, умении блестяще выражать мысли и эмоции человека жестом. Пластика должна быть чувственной, полной неповторимого обаяния и излучающая свет вашей харизмы.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|