Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура и формы самосознания



Что такое самосознание? В психологической науке принято сле­дующее определение: «Совокупность психических процессов , по­средством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о са­мом себе складываются в определенный «образ «Я».

«Образ «Я» — это не просто представление или понятие лич­ности о самой себе, а социальная установка, отношение лично­сти к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компо­нента:

1) познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание;

2) эмоционально - оценочный — ценностное отношение к себе;

3) поведенческий — особенности регуляции поведения.

Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.

Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире. [4]

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.

Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается чело­век, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.

Сознательность - неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическаяхарактеристика действий личности, которая основываетсяна сознании иоценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

Однако самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало» в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, - общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

Как уже говорилось, образ «Я» — не статическое, а чрезвычай­но динамичное образование личности. Образ «Я» может возни­кать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после со­ревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т.е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще су­ществование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учиты­вая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если перевес в структуре личности фантастиче­ских представлений о себе не сопровождается поступками, кото­рые способствовали бы осуществлению желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека. Маль­чик, которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным и наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты не подкреп­ляются занятиями спортом, ситуация в конце концов может его жестоко травмировать ввиду очередного несовпадения желаемо­го и действительного.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.