Здавалка
Главная | Обратная связь

Самосознание личности, «Я-концепция»

Задание для самостоятельной работы

1. Сделать подробный конспект текста

2. Составить схему (или таблицу, рисунок и др.) текста

3. Найти диагностическую методику изучения самооценки, провести на себе, написать вывод о своей самооценке

4. Выучить определения – самосознание, Я – концепция, образ Я, самоуважение, самооценка, уровень притязаний

 

Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.

Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет дей­ствия на самого себя. Еще И.М. Сеченов выделял возни­кающее в результате этого «цельное самоощущение» как первичную форму самосознания.

Самосознание развивается. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это про­исходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5—3 лет). Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ним событий. Начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стре­мится выразить себя через собственные действия («Я сам!»). С этим связан так называемый кризис трех лет. Важное вли­яние на развитие самосознания оказывает исполнение роли в играх, когда ребенок начинает четко отличать себя от ис­полняемой им в игре роли. В 6-7 лет происходит еще один существенный сдвиг в самосознании - ребенок начинает смот­реть на себя как бы со стороны, представлять, как он выгля­дит в глазах окружающих. Он смущается и от этого «кривля­ется». Недаром этот период носит название «кризиса непо­средственности».

Существенный сдвиг в развитии самосознания проис­ходит в подростковом и юношеском возрастах. Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы «Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? В чем смысл моей жизни? Могу ли Я уважать себя и за что?», т.е. думать о себе как о личности. Не слу­чайно подростковый и юношеский возраст называют воз­растом второго рождения личности, личности как перио­да открытия «Я» для самого себя. Ведь, думая о себе, мы крайне редко бываем нейтральны, мы всегда каким-то об­разом относимся к себе. Эти представления реализуются в поведении, отношениях с другими людьми, в том, чего следует ждать от себя в будущем.

Думая о себе, человек крайне редко бывает нейтрален, он всегда каким-то образом относится к себе. Поэтому мысли о себе всегда эмоционально окрашены и часто содержат оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Мне­ние человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Они создают основу устой­чивого личностного образования - «Я-концепции».

«Я-концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Она существует не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне, отражая неосознанные, представленные только в переживании ус­тановки человека по отношению к себе.

В «Я-концепции» обычно выделяют три основных ком­понента - когнитивный, эмоционально-оценочный и по­веденческий.

1. Когнитивный компонент«Я-концепции» - «образ Я» -характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» могут входить представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т.п. Перечисление практически бесконечно, поскольку в «об­раз Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общ­ность с другими людьми, объединять с ними, а с другой, -отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповто­римую личность. Поэтому содержание «Я-концепции» ха­рактеризуют две составляющие: (1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми и (2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости, уникальности.

Например, для одного человека наиболее значимы пред­ставления о себе как о человеке, который многим интере­суется, хочет узнать больше о разных сторонах жизни. Ве­дущее место в его «образе Я» будет занимать его представ­ления о своей эрудиции, познавательных интересах - их разнообразии, глубине и т.п. Для другого - самым глав­ным может быть то, что он отец. В этом случае централь­ными в образе Я будут характеристики, качества, связан­ные с отцовством. Это не означает, что этими характерис­тиками исчерпываются представления человека о себе. Но они включаются в «образ Я» как менее значимые, второ­степенные.

2. Второй компонент - эмоционально-ценностное отно­шение к себе- отражает отношение человека к себе в це­лом или к отдельным сторонам своей личности, деятель­ности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве соб­ственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.

Фундамент эмоционально-ценностного компонента со­ставляет самоуважение, или чувство собственного достоин­ства,собственной ценности. Самоуважение - это вера в собственные силы, возможности. Оно не связано конкрет­но с какой-либо областью, и выражает столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Самоуважение -это принятие себя, любовь к себе.

В понятии самооценка, как видно из самого названия, на первый план выходит именно оценочный компонент. Самооценка- оценка личностью себя в целом (общая са­мооценка) и отдельных сторон своей личности, деятель­ности, отношений с другими людьми (частные, или пар­циальные самооценки). Самооценка может быть устойчи­вой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой.

Для развития очень важно разумное сочетание устой­чивости и неустойчивости самооценки. Так, сохранение устойчивой самооценки при изменившихся условиях си­туации препятствует и нормальному осуществлению дея­тельности, и самореализации в ней. Сильная неустойчи­вость самооценки, порождая колебания, своеобразные «качели» - от очень высокого до очень низкого представ­ления о себе.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний,т.е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет вос­принимать как неудачу, а какие - как успех. Уровень при­тязаний основывается на самооценке, сохранение кото­рой стало для человека потребностью.

Для нормального развития личности очень важно, что­бы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадаю­щий с самооценкой, для личностного развития неблаго­приятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека об­ластях. Подробнее об уровне притязаний рассказано в теме «Деятельность».

В конкретной деятельности самооценка и уровень при­тязаний могут быть достаточно точно установлены. Поэто­му применительно к конкретной деятельности можно го­ворить об уровнях самооценки и притязаний - высоком, среднем и низком.

В этих случаях можно говорить и об адекватности само­оценки. Самооценка является адекватной, если она соот­ветствует реальной успешности человека в какой-либо де­ятельности. Неадекватной самооценка бывает в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека. Не­адекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их). И неадекватно завышенная, и неадекватно заниженная самооценка - сильный тормоз и общего развития, и успешности в какой-либо деятельнос­ти.

Если человек имеет завышенную самооценку и ставит перед собой слишком высокие, не соответствующие ре­альным возможностям цели, он неминуемо сталкивается с неуспехом, неудачами. Такие переживания очень болез­ненны, и чтобы избежать их, человек должен либо скор­ректировать свою самооценку, снизив ее и свои притяза­ния, либо как-то обесценить неуспех, доказав прежде всего самому себе, что это произошло случайно, вызвано не­справедливостью других людей, в особо сложных случаях человек как бы не замечает собственный неуспех, игнори­рует его. Часто это происходит неосознанно для самого человека, в этом проявляется действие защитных психо­логических механизмов, которые мы подробнее рассмот­рим в следующем параграфе.

При заниженной самооценке человек ставит перед со­бой слишком легкие для себя, только достижимые цели и тем самым мешает собственному развитию.

Важно помнить, однако, что о завышенной или зани­женной самооценке можно говорить лишь по отношению к какой-либо конкретной деятельности, результаты в ко­торой могут быть точно определены и соотнесены с ка­ким-либо образцом, эталоном. Применительно к общей самооценке эти определения следует использовать с очень большой осторожностью, поскольку критерии «правиль­ности» такой самооценки обычно не выявлены.

Оптимальным для жизни человека, для развития лич­ности является высокий уровень самоуважения, общей самооценки. Это далеко не то же самое, что самовлюблен­ность, некритичность, повышенное самолюбие. Человек с высоким уровнем самоуважения - это человек, обладаю­щий чувством собственного достоинства, уверенный в себе, человек, который осуществляет и утверждает себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных воз­можностей, собственных усилий.

Напротив, низкий уровень самоуважения, неприятие себя, как правило, характеризуется ощущением собственной неполноценности, болезненным самолюбием, стремлением утвердить себя за счет окружающих. Люди с низ­ким уровнем самоуважения часто болезненно реагируют даже на безобидные шутки со стороны окружающих и еще более остро - на критику с их стороны. Они бывают склонны к накоплению мелочных обид, к соперничеству. Для них бывает характерна постоянная боязнь проявить свою не­состоятельность в глазах других людей.

Одним из проявлений низкого уровня самоуважения, самооценки является комплекс неполноценности. Это явле­ние было открыто известным психоаналитиком А. Адле­ром (1870-1937). Комплекс неполноценности проявляется в стойкой уверенности человека в своей несостоятельнос­ти, неспособности решать жизненные проблемы.

Люди с низким уровнем самоуважения бывают очень трудны в общении. Как ни парадоксально это звучит, имен­но они, а не люди с высоким самоуважением часто вы­глядят как самоуверенные зазнайки.

Однако на самом деле такие люди нуждаются в поддер­жке и помощи окружающих, а в наиболее сложных случа­ях - в оказании специальной психологической и психоте­рапевтической помощи.

3. Третий компонент «Я-концепции» - поведенческий. Он определяет возможность саморегуляции, способность чело­века принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.

В нем отражаются представления и переживания чело­века относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит перед собой, может ли он справляться с трудно­стями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе.

Важным измерением «Я-концепции» является ориен­тация в поведении на внешний или внутренний контроль. При ориентации на внешний контроль самооценка чело­века определяется в основном отношением к нему других людей, а события своей жизни он объясняет соответственно судьбой, роком, влиянием других людей. Личность, ори­ентированная на внутренний контроль, основывается глав­ным образом на самооценке и считает, что все в жизни зависит только от нее. Крайние выражения каждого из этих типов являются непродуктивными. Для успешного осуще­ствления деятельности и развития необходим их разум­ный баланс. Вот как описывает внутреннее состояние каж­дого из этих типов американский психолог Э. Шостром:«Личность, полностью ориентированная на внешний контроль: „Что подумают люди? Скажи, что ты думаешь, мне следует делать", „Что нужно делать, чтобы правиль­но делать".

Личность, полностью ориентированная на внутренний контроль: „Чтобы я не решал, я должен принять собствен­ное решение", „То, что я хочу, есть то, что я делаю".

Самоактуализирующаяся личность (наиболее оптималь­ный тип личности по Э. Шострому): „Я сверяюсь с теми, кто любит меня, и поэтому принимает мои собственные решения", „Я собираю столько информации по пробле­мам и следствиям, сколько можно, а затем доверяю реше­ние моим глубочайшим чувствам", „Я свободен от давле­ния других людей, но, однако же, меня интересует то, что они думают"»1.

Поведенческий аспект «Я-концепции» обеспечивает и возможность саморазвития, творения себя. Вот что по это­му поводу писал выдающийся русский актер и теоретик театра Михаил Чехов: «...одна мысль, одно ощущение стало овладевать мной. Это ощущение возможности творчества внутри самого себя. Творчество в пределах собственной личности... По опыту я знал только об одном виде творче­ства: вне себя. Мне представлялось, что творчество непод­властно воле человека и направление его зависит исклю­чительно от так называемого природного предрасположе­ния. Но вместе с мыслью о самотворчестве у меня есте­ственно возник волевой импульс, как бы некий волевой порыв к овладению творческой энергией с тем, чтобы перенести ее вовнутрь, на самого себя...»2.

Как система осознаваемых и неосознаваемых установок человека по отношению к самому себе «Я-концепция» вы­ражает реальное Я(каким я являюсь в настоящее время); идеальное Я (каким я хотел или должен стать); зеркальное(социальное) Я (каким меня видят другие). Выделяются также «динамическое Я»(как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «пред­ставляемое Я», «Я-маска»,«фантастическое Я» и т.п.

Наиболее важна для личности величина расхождения между «идеальным» и «реальным» Я. Оптимально Я-иде-альное должно быть соотносимо с Я-реальным, опережая его настолько, чтобы показать личности, куда и как она может развиваться. В этом случае оно служит важным ис­точником саморазвития. В тех случаях, когда Я-идеальное слишком оторвано от Я-реального, человек переживает невозможность достичь своего Я-идеального. Это может явиться источником внутриличностных конфликтов и не­гативных переживаний.

«Я-концепция» формируется под воздействием жизнен­ного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. Чем ближе отношения, чем больше они обусловлены эмоциональными связями, тем большее вли­яние они оказывают на личность.

Первоначально она складывается под влиянием пред­ставлений о ребенке, отношения к нему любящих его лю­дей, прежде всего родителей. Как правило, родители лю­бят ребенка ни за какие-то его особые успехи, таланты, а просто так, за то, что он - это он. В дальнейшем на нее начинают оказывать серьезное влияние жизненный опыт, условия, успехи и неудачи в деятельности, отношение других людей. Уже у детей «Я-концепция» сама приобре­тает активную роль в развитии человека, влияя на все стороны жизни человека, и тем самым на его собствен­ное развитие.

Таким образом, в процессе жизни человека «Я-концеп­ция» изменяется, обогащается, но может и упрощаться, меняется отношение человека к себе, его возможности саморегуляции. Однако в отличие от частных самооценок «Я-концепция» является все же относительно устойчивой. Устойчивость «Я-концепции» обеспечивает внутреннюю со­гласованность личности, ее цельность, последовательность ее поведения, преемственность во времени (Я-прошлое -Я-настоящее - Я-будущее). Для человека очень важно иметь устойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение к себе. Именно это позволяет ему ставить пе­ред собой определенные цели, видеть свое место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важ­но для него и оперативно изменять отношение к себе, представление о себе. Поэтому «Я-концепция» одновре­менно и достаточно устойчивое, и динамично изменяю­щееся образование.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.