Здавалка
Главная | Обратная связь

Южная Месопотамия времени ранних династий.



В начале III тысячелетия до н. э. на территории Месопотамии жили уже многие разноязычные народности, среди которых выделяются: на юге — шумеры, в средней части долины Тигра и Евфрата — аккадцы, а на севере — субареи и хурриты. Из небольших поселков вырастали крупные городские центры: Ашшур, Мари, Ниневия и др. Но именно шумерский юг, где в первой половине III тысячелетия до н. э. уже существовала целая плеяда городов-государств: Эреду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур, Киш,— играл в этот период ведущую роль в истории Месопотамии. Здесь происходили основные исторические процессы, характерные для периода, который принято называть Ранне-династическим и который охватывал XXVIII— XXIV вв. до н. э. Экономический подъем Шумера в III тысячелетии до н. э. был обусловлен развитием земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде, использованием металла. В земледельческом хозяйстве этого времени отмечается разведение злаковых культур (ячмень, эммер, просо) и садовых, среди которых особое место занимала финиковая пальма. Примитивную мотыгу заменяет соха с трубкой-сеялкой, серпы изготавливаются из глины, дерева с кремневыми вкладышами, но наряду с этим и из металла. К концу периода создается обширная оросительная сеть в масштабах всей южной части страны. Для указанного периода характерен высокий уровень ремесел. На первом месте стоит металлургическое производство. Шумерские мастера овладевали методами литья, клепки, паяния. Из меди изготовляли различные орудия труда и оружие, научились также получать бронзу. Из меди, золота и серебра делали украшения с применением техники филиграни и зерна, а также сосуды и светильники. В строительстве типичным является использование плоско-выпуклого кирпича и кладка «в елку». Деревообделочное ремесло представлено изготовлением повозок и колесниц, лодок, мебели, музыкальных инструментов. Из льна и шерсти делаются ткани. Известен способ изготовления фаянса. Возможно, самый древний стеклянный слиток, хранящийся в Британском музее и датируемый первой половиной III тысячелетия до н. э., был обнаружен при раскопках Эреду. Происходит отделение торговли от ремесла. Из общин выделяются специальные торговцы — тамкары, которые занимаются обменом товаров и продуктов. Совершаются операции по купле-продаже земли, домов, скота, рабов внутри страны. Мерилом стоимости при этом служат зерно и скот, но используется уже и металлический эквивалент — медь и серебро. Развивается торговля с Сирией, Закавказьем, Ираном, островами и побережьем Персидского залива. Шумерские города выводят торговые колонии вплоть до северных и восточных пределов Месопотамии. Ремесла и торговля сосредоточиваются в городских центрах, растет площадь городов, увеличивается число их жителей. Быстрыми темпами развиваются рабовладельческие отношения. Основным источником рабства является война. Рабов клеймили, содержали в колодках, нередко они работали под контролем надзирателей, подвергались побоям. Рабыни трудились в качестве прядильщиц, ткачих, зернотёрщиц, носильщиц, работали на кухнях и скотных дворах. Рабов-мужчин использовали как землекопов, носильщиков, садовых работников. Рабы были храмовыми и частновладельческими. В храмах рабов использовали не только на тяжелых работах, но и в культовых церемониях, например как певчих. Храмы владели значительным количеством рабов (около 100—200). В частных хозяйствах их число было небольшим (1—3), а в хозяйствах правителя — несколько десятков. Кроме рабов в шумерском обществ было много подневольных работников: разорившиеся и лишившиеся своих наделов общинники, младшие члены бедных семей, лица, пожертвованные в храмы по обету, пришельцы из других общин, совершившие те или иные преступления граждане. Такие подневольные работники трудились рядом с рабами как в храмовых, так и в частных хозяйствах, их положение было близким к рабскому. Верхушку шумерского общества Раннединастического периода составлял класс рабовладельцев. К нему принадлежали родовая знать, высшее жречество, представители администрации, образующие служилую знать, значение которой все более возрастало. Все они обладали крупными участками земли, десятками рабов и подневольных работников.

Аккадское царство.

Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррум-кен), имя пере­водится как «царь истинен». Предполагают, что он был человеком не царского и не аристократического происхождения. Властью овладел, вероятно, в результате дворцового перево­рота.

Подчинив Киш, Упи-Акшак и другие северные города, и принял все высшие титулы: «лугаль Киша», «лугаль Страны», а также «лугаль Аккада» — новой столицы, которую он построил между Тиг­ром и Евфратом и которая дала имя всему государству.

Следующим этапом завоевательной по­литики-война с Лугальзагеси(победа над 50 союз.+Луг-си). Однако некоторые крупные шумерские города (Ур, Умма, Лагаш) продолжали противосто­ять, и лишь после 34 битв Саргон смог омыть свое победонос­ное оружие в водах Персидского залива.

С покорением Шумера аккадцы пред­приняли ряд успешных походов в северо­западном направлении: Мари, Эбла и другие терр. А в конце правления под власть Аккада попала и страна Субарту (Сев.Месо­потамия). Совершались набеги в Элам.

Итогом 55-летнего правления Саргона (2316—2261 гг. до н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месо­потамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с цен­тром в Аккаде.=> Созд. круп. ирригационная се­ть в масштабах всей Юж. и Сред. Месопотамии=>привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли.

!Утверждение единовластия царя-деспо­та проходило в борьбе с родовой аристок­ратией, опиравшейся на советы старейшин. С другой стороны, формировалась социаль­ная опора царской власти — служилая знать, чиновничество, частично жречество. Храмовое хозяйство во времена Саргонидов переходит в руки правителя, жречеству да­ются дополнительные льготы и материаль­ные блага, особое внимание уделяется традиционным культам в Уре и Ниппуре. Об­щина переживает процесс имущественного расслоения. В ходе войн за счет пленных возросло количество рабов в цар­ском, храмовом и частновладельческих хо­зяйствах.

Итогом политического развития Аккада в XXIV—XXIII вв. до н. э. явилось возник­новение деспотии, представленной могуще­ственной властью царя («шаррум»). Однако держава столкнулась с рядом затруд­нений: началось брожение среди «старейшин» (ро­д. аристократ.), вспыхнул мятеж в войске, отпали некоторые области (Субарту) и го­рода (Вавилон и др.).

Преемник Саргона — Римуш предпри­нял решительные меры по уничтожению сепратизма род. аристок­ратии Шумера (три по­хода против мятежных правителей городов). Особенно важным был третий поход против: Уммы, Адаба, Лагаша. Их «энси» были уби­ты или пленены.

На Элам Римуш ограничился лишь двумя походами(из трудности противостояния).

Во внутренней политике Римуш пытался заручиться поддержкой жречества, но противоборству­ющая сторона оказалась сильнее, и вслед­ствие заговора царь погиб от руки приближенных. Брату Римуша — Маништушу также пришлось подавить ряд восстаний.

Он совершил два похода в Элам.

Вводит налоги с храмового хозяй­ства, расширяет царский земельный фонд, скупая общинные земли.

После насильственной смерти и этого царя в Аккаде воцаряется знаменитый Нарам-Суэн (2236—2200 гг. до н. э.). Подавив очередную вспышку недовольства внутри государства, Нарам-Суэн принимает меры, которые укрепляют его деспотическую власть. Опора на жре­чество становится ведущей линией его внут­ренней политики. Он и его сыновья-на­местники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество соглашается признать На-рам-Суэна «богом Аккада».

Внешняя политика Нарам-Суэна отли­чается большой активностью: развитие торговли; морские экспедиции в дальние страны — в Маган (Вост. Аравия) и к рубежам Мелуххи (С-З Ин­дия), откуда в Месопотамию везут диорит, порфир, стеатит, лес, золотой песок и др.; организует успешные походы на С.-З.(Эбла), на сев.-в Субарту, на вост.-в Элам, в горы Загрос — против племени луллубеев. Его победы зафиксированы в многочислен­ных надписях, найденных в верховьях Тигра и в Сузах. На сузской «Стеле Нарам-Суэна» запечатлен триумф царя в войне с луллубеями. Однако послед. годы правления были омрачены: конфликты с частью жречества, голод, охватив­ший страну, разрушением ирригационной сети.

Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство.

Около ста лет кутии удерживали поли­тическое господство над страной. Зрело сопро­тивление, к власти при­шел простой рыбак Утухенгаль.

В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Вскоре он умер, и гегемония над освобожденной Месопота­мией перешла к царю Ура — Ур-Намму-основатель III династии Ура, правившей объед-м Шумеро-Аккадским царством (конец XXII —конец XXI в. до н. э.).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.