Здавалка
Главная | Обратная связь

Культура Древнего Ирана.



Иранское искусство начало формироваться более 8 тысяч лет назад. В эпоху правления Ахеменидов в Иране происходили самые активные взаимовлияния культур народов Востока. Ахемениды проводили политику терпимости местным культурным традициям и религиям. Именно в эпоху Ахеменидов распространяется письменность, которая была в основе своей алфавитная, арамейская, а в конце правления Ахеменидов возникли системы индийского письма. На арамейской основе возникли алфавитные письменности иранских языков Ирана, Средней Азии и Афганистана (среднеперсидского, парфянского, хорезмийского, согдийского и др.), которые использовали в этих странах до широкого распространения в них в средние века алфавита арабского происхождения.

Все эти процессы сыграли большую роль в развитии культуры и науки античного мира (то есть и в истории европейской культуры в целом). Греческие ученые – Геродот, Демокрит, путешествовали по различным странам Ахеменидского государства, заимствовали многие достижения математики, астрономии и других наук. Даже на философские системы греков оказали влияние учения иранских магов и зороастризм.

Искусство в ахеменидский период достигло расцвета, оно было придворным монументальным искусством, призванным символизировать могущество государства и величие царской власти. Самыми ранними памятниками искусства являются дворцы и гробница Кира II в Пасаргадах. Большое значение имеют дворцы и рельефы Персеполя, построенного в конце VI – в первой половине V в. до н. э. на колоссальной искусственной платформе. Ко времени сооружения Персеполя относятся и гробницы ахеменидских царей в Накше-Рустаме.

Большой популярностью у персов пользовалось художественное ремесло, на памятниках которого реалистично изображены домашние и дикие животные (цилиндрические печати). В эллинистический период осуществляется процесс взаимодействия эллинских и местных начал в культурной жизни. Но настоящий синтез приходится на последующий парфянский период. В этот период греки лишаются своего привилегированного положения и постепенно сливаются с местным населением. В период Сасанидского Ирана создалась богатая литература на среднеперсидском языке, близком к новоперсидскому, но с другой системой письменности – арамейского происхождения. Можно выделить сочинения «Артак-Вираз-Намак» (зороастрийская «божественная комедия», «Ятка-ре-Зариран»), «Книга деяний Арташира Папакана» (исторический роман). Очень расстроен был жанр «книг советов» («панд-намак») и «книг наставлений» (андарз-намак») – сборников назидательных рассказов, правил этики и поведения, иногда принципов управления для правителей.

Большое количество по культуре Сасанидского Ирана дают надписи на парфянском и среднеперсидском языках, - надписи царей Ардешира I, Шапура I, Шапура II и др., а также монеты с именами царей и годами правления. Очень важен юридический памятник «Матикане хазар датастан» («Сборник тысячи судебных решений»). О военном деле дает представление «Айин-Намак» («Уставная книга»), дошедшая до нас в переводе IX в.

Исторических сочинений до начала VII в. не было. При дворе Сасанидов производились регулярные записи памятных событий, они были использованы в первой половине VII в. дихканом Данешваром, который составил труд по истории Ирана.

В это время в Иране высокого развития достигла архитектура: царский дворец в Ктесифоне, дворец в Сарвистане, замок Касре Ширин и другие. Очень высокого искусства достигла скульптура – настенные и наскальные рельефы; таковы рельефы в Накше Рустаме и Шапуре, изображающие триумф Шапура I. Высокохудожественные сасанидские серебряные вазы и сосуды с рельефными изображениями являются гордостью Гос-го Эрмитажа и многих других музеев.

Значительное место в развитии культуры Ирана в IV-VII вв. занимали сирийцы-христиане, существовала богатая литература на сирийском языке, сирийцы переводили также с греческого языка на сирийский, а с него на среднеперсидский сочинения по логике, философии, медицине и др. Известным переводчиком сочинений Аристотеля на персидский язык был перс, несторианский епископ Павел Дершехрский (VI в). Большой известностью пользовались богословская школа в Нисибине и медицинская академия в Гундишапуре.

При Сасанидах укрепились и культурные связи Ирана с Индией. Были переведены некоторые научные сочинения и сборники художественной прозы – «Капила и Димна», «Книга о Варлааме и Иосафане», «Синдбадова книга», и другие. Позднее эти произведения переводились на арабский язык и стали известны народам Европы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.