Здавалка
Главная | Обратная связь

Индская цивилизация XXIII – XVIII вв. до н.э..



Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется Индской. Она датируется примерно ХХШ—XVIII веками до н. э.

Открытие культуры долины Инда произошло сравнительно недавно (в 20е гг.20в).

На терр. к западу от реки Инд уже в эпоху неолита, в VI (а возможно, и в VII) тысячелетии до н. э., население стало заниматься земледелием. К концу IV тысячелетия до н. э. выделяется несколько типов энеолитических земледельческих культур. Глиняные фигурки и роспись на керамике свидетельствуют о типичных культах плодородия—богини-матери и быка.

Ранние земледельческие культуры С-З Индии не были изолированы от близлежащих областей.

Первыми были исследованы два наиболее крупных городских центра — Мохенджо-Даро и Хараппа. Такие города, как Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган, имеют характерную двухчастную планировку. Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Она была предназначена для общегородских построек—административных и религиозных.

Раскопки городских центров представление о с/х. Найденные остатки злаков свидетельствуют о том, что выращивались пшеница, ячмень, просо. Остатки тканей доказывают, что в Индии раньше, чем в других странах Азии, начали возделывать хлопчатник. В качестве тягловых животных использовали быков и буйволов. Разводили домаш. птицу (н-р, кур).

Более полное представление можно составить о городском ремесле. В строительстве применялся обожженный кирпич. Разнообразием форм отличается характерная хараппская керамика. Роспись сосудов в основном воспроизводит растительные орнаменты. Находки пряслиц свидетельствуют о развитии ткачества. Найдено некоторое количество изделий из бронзы, золота и серебра. Не характерна монументальная скульптура. Все сохранившиеся изображения небольшого размера. Наиболее известна статуэтка так называемого правителя-жреца. Каменная и бронзовая скульптура отличается пластичностью. Наиболее примечательными произведениями художественного ремесла являются небольшие каменные печати (не цилиндрические, а прямоугольные). Изображения на печатях часто отражают мифологические сюжеты — такие, как борьба героя с тиграми, изображение сопровождается обычно краткой надписью, что является свидетельством происхождения письменности. Широко использовалась посредническая торговля.

Доказательством развития внутренней торговли считают обычно находки каменных гирь.

На основе памятников материальной культуры могут быть сделаны выводы о религиозных представлений жителей долины Инда. Изображения на печатях свидетельствуют о культе деревьев (и богини дерева), животных, небесных светил. Фигурки богини-матери указывают на земледельческий характер религии. Мужское божество, сидящее в так называемой йогической позе в окружении четырех зверей, рассматривается как владыка четырех стран света. Есть основания говорить о том, что большое значение придавалось ритуальному омовению, письмо имеет морфемно-слоговой характер.

Примерно к концу XVIII в. до н. э. хараппская культура перестала существовать. Обширный материал, накопленный к настоящему времени археологами, показывает, как постепенно, в течение столетий приходили в упадок некогда цветущие города. В периферийных областях на севере и на полуострове Сураштра, позднее других колонизованных жителями долины Инда, дольше сохранялись характерные черты хараппской культуры, постепенно сменявшейся позднехараппской и послехараппскими.

По поводу социального и политического строя Индской цивилизации могут быть сделаны лишь общие замечания. Наличие цитадели и городской планировки говорит о существовании государственной власти. Находки зернохранилищ и помещений для работников вызывают ассоциации с храмово-государственным хозяйством Древней Месопотамии. Уровень развития производства, наличие городов и письменности заставляет думать о социальном неравенстве, что подтверждается различиями в размерах и типах жилых помещений. Возможно сложились прообразы классов. Но при отсутствии письменных источников мы не можем с уверенностью судить о степени социальной дифференциации, формах эксплуатации или организации политической власти.

После гибели Индской цивилизации история делает «шаг назад» и на месте опустевших городов возводят свои бедные лачуги племена. Однако период расцвета городов долины Инда не прошел бесследно. Прямое влияние Хараппы чувствуется как в энеолитических культурах Центрального Индостана II тысячелетия до н. э., так и у племен бассейна Ганга. Культурное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованиях и культах позднейшего индуизма.

54. Ведийский период в истории Индии. Становление ранних государств в Северной Индии (XIII-VIвв.до н.э.).

Начало II тыс.до н.э. - появление индоевропейских племён, т.н. ариев. Расселение арийских племён. Слово Арья - "благородный - было самоназванием господствующих родов в древнеиндийских и древнеиранских племенных союзах. Период с конца II тыс. до середины I тыс. до н.э. именуется "ведийским" - по созданной в это время священной литературе вед. Веды- сборники гимнов ("Ригведы"), напевов, жертвенных формул и заклинаний, а также обширные сочинения, посвящённые истолкованию священного ритуала. Существует четыре Веды: Риг-веда — «Веда гимнов» Яджур-веда — «Веда жертвенных формул» Сама-веда — «Веда песнопений» Атхарва-веда — «Веда заклинаний»

Ранний этап: XIII-IX вв до н.э. - расселение племён ариев в Северной Индии.

Жителей восточных районов Индии арии считали варварами, в нижнем течении Ганга возможно обитали племени группы мунда (культура кладов и жёлтой керамики).

В экономики основное место занимало скотоводство: разведение крупного рогатого скота. Социальная организация - племенная. Во главе каждого племени стоял раджа- военный вождь и предводитель. Между племенами была постоянная вражда. У правителей были часто рабы, в основном рабыни.

Поздний этап: VIII - VI вв. - Расселение ариев по всей центральной части Индо-Гангской равнины, социальная и политическая дифференциация, приведшая к образованию первых государств, главным образом в долине Ганга. Стало распространятся земледелие. Плуг с лемехом изготовлялся из дерева, начало появляться железо. Молочная пища была основной.

К приближённым царя относился военачальник. Жречество консолидировалось в отдельное сословие.

Развивалось ремесло (культура серой керамики).

Социально-политическое развитие Северной Индии конца II - первой половины I тыс. до н.э. привело к образованию четырёх основных слоёв общества.

Самой «высокой», «чистой» варной были 1)брахманы. Их называли авадхья - неприкосновенные. При этом, брахманы, выполнявшие жреческие функции и занимали наиболее почетное место в обществе. Его занятие - изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний.

Изгнание и острижение - единственные наказания, которые могут быть применены к брахману.

2)варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии, из её среды выходили цари, военачальники, сановники. Согласно системе варн, кшатрии должны были взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев и ремесленников.

Особая воинская верхушка, - кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. Вместе с тем племенные вожди и некоторые чужестранные правители были ассимилированы в брахманское общество как второразрядные кшатрии их стали звать раджпутами.

В маурийский период к кшатриям, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов.

3)вайшьи произошло от слова виш - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев, крестьян, ремесленников и торговцев - подлинный демос. Вайшья чаще всего как полноправный общинник-землевладелец сам мог быть эксплуататором

4)Четвертую варну составляли шудры. В их среде - обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы, но рабский труд в решающих отраслях экономики Др.Индии значительной роли не играл. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, путь к обогащению не был ему закрыт каким-либо запрещением. Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения. В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать. Шудры устраняются от участия в жертвоприношениях.

В дхармашастрах в отдельных случаях проводятся различия м/у рабами и шудрами. Широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения - к рабам).

В разряд шудр попадала и беднейшая часть населения арийской общины, те ее члены, которые отрабатывали долги, находились в услужении.

Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность сделать это, так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.

Кшатрии и брахманы стали выделять себя из общей массы населения на том основании, что они владеют скотом, зерном, деньгами, а также рабами, но имелись также бедные брахманы и кшатрии, не отличавшиеся по положению от бедных вайшьев. По мере консолидации высших варн - брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта - боли. Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Люди, входившие в три высшие варны, были ритуально отделены от тех, кто входил в четвертую варну.

Ограничивалась возможность смешанных браков. Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшьями и шудрами. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма.

Т. о., внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, но кастовые, общинные, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

55. Буддийский период в истории Индии.

Традиция относит жизнь Будды и его ближайших учеников восходят к V—IV вв. до н. э. Священные книги буддизма связаны с другими областями Индии, нежели ведийская литература. Сам Будда был родом из небольшого олигархического объединения шакьев, расположенного на терр. современного Непала. В предшествующую эпоху составители ведийских текстов отзывались о населении этого района с пренебрежением, рассматривая его образ жизни как чуждый и варварский.

Развитие земледелия в центральной части долины Ганга было сопряжено со значительными трудностями. Климат здесь жаркий и отличается повышенной влажностью, в древности долину Ганга покрывали густые заросли тропического леса. Не меньшие сложности представляла распашка твердой, изобилующей корнями почвы. По всей видимости, условия для этого были созданы распространением железных орудий труда (железного топора, мотыги и лопаты). Упоминания этих орудий встречаются уже в древнейших буддийских книгах.
Отличительной чертой периода является интенсивное строительство городов. Излюбленные персонажи буддийских преданий—купцы и зажиточные горожане, которые слушают проповеди Будды и оказывают покровительство его ученикам и последователям.

О социальной структуре и системе управления городом ценные сведения сохранились в буддийских легендах. В них упоминаются купеческие объединения и цеховые организации ремесленников. Селились члены таких объединений обычно вместе, образуя кварталы. Профессиональные навыки передавались по наследству, а браки заключались в пределах своего социального круга. В сельской местности преобладали зажиточные домохозяева. Хозяйство велось силами отдельной семьи, которой принадлежали дом, поля, скот и всевозможный инвентарь. Всем этим имуществом от имени семьи распоряжался ее глава - старший мужчина. После смерти отца раздел происходил не всегда, место главы семьи занимал часто старший из братьев. В случае, если братья требовали раздела, то старший претендовал на дополнительную долю. Сыновья должны были проявлять почтительность по отношению к матери, но она прав на наследство, оставшееся после мужа или сына, не имела и сохраняла лишь то имущество, что получено из дома ее отца.

Хозяин от имени всех домочадцев совершал заупокойные жертвоприношения. Строго соблюдались передававшиеся из поколения в поколение семейные обычаи.

Развитие частной собственности способствовало не только имущественному расслоению, но и прямой эксплуатации чужого труда. Лишь прочность общинных традиций взаимопомощи препятствовала повсеместному распространению долгового рабства. Широкими возможностями приумножения богатств располагали верхи городского населения, главным образом купцы, ростовщики и главы ремесленных корпораций. В буддийских рассказах неоднократно встречаются упоминания и рабов. Типичной при этом является ситуация, когда раб помогает женщинам по дому или относит обед хозяину, работающему в поле. Рабство имело преимущественно домашний характер.

Социальные перемены сказались и на политическом строе. Правители середины I тыс. до н. э. опирались на служилую знать, административный аппарат. Важнейшей опорой являлась армия. Ядро армии составляли отряды, находившиеся на постоянном царском довольствии. Временные ополчения формировались обычно на основе городских ремесленных корпораций. В середине I тыс. до н. э. сельское население было, как правило, безоружно и обязано лишь исправно платить налоги.

Многие государства середины I тыс. до н. э. занимали обширную терр.. В большей части из них правили царские династии, но существовали и олигархические государства. Власть в последних принадлежала обычно более или менее узкому кругу знати. Каждый представитель этого правящего слоя аристократии носил царский титул «раджа». Бюрократический аппарат в таких государствах складывается медленнее, чем в монархиях.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.