Здавалка
Главная | Обратная связь

Задание «Власть и лидерство в организации».

1. Прочитать ситуации 1 и 2, изложенные ниже:

Конкретная ситуация 1: Уильям Х. Гейтс, возможно, один из самых влиятельных людей в отрасли, производящей персональные компьютеры. В 1980 г. в его компанию «Microsoft» обратилась корпорация «IBM» относительно разработки операционной системы для её нового персонального компьютера. Благодаря усилиям своего недавно нанятого программиста, «Microsoft» смог предложить «IBM» теперь всем известную программу MS-DOS, которая позже использовалась во всех персональных компьютерах «IBM» и совместимых с ними компьютерах. Впоследствии «Microsoft» стал буквально незаменим в отрасли компьютеров. Компания поставляла математическое обеспечение, которое профессиональные программисты используют на компьютерах производства «IBM» и «Apple». Под руководством Гейтса компания «Microsoft» установила стандарты для программ, которые управляют сетями персональных компьютеров и периферийных устройств. В дальнейшем разрабатывалась операционная система для второго поколения персональных компьютеров «IBM».

Стратегия установления новых стандартов, в дальнейшем гарантирующая долю на многих рынках, сделала «Microsoft» крупнейшей компанией по разработке математического обеспечения в США, а Гейтса — миллиардером. Согласно журналу «Wall Street Journal», эта стратегия основывается исключительно на силе воли господина Гейтса, а также на его умении убеждать, уговаривать, а иногда — и припугивать самых крупных клиентов, заставляя их покупать умопомрачительные персональные компьютеры, которые на каждом шагу пользуются услугами «Microsoft». Легенды о тактике сильной руки, применяемой Гейтсом, знают все. В 1985 г., когда Джон Скалли из «Apple» разрабатывал язык «MacBasic» для своего персонального компьютера «Macintosh», Гейтс пригрозил остановить действие купленной «Apple» лицензии на использование программ, которые Microsoft разработал для «Apple-II», если Скалли не закроет проект «MacBasic». Учитывая, что дела с линией «Macintosh» тогда обстояли плохо, а необходимые для оплаты многих счетов средства поступали только с линии «Apple-II», Скалли ничего не оставалось, как согласиться. Многие клиенты и конкуренты уважают Гейтса и восхищаются им. Джон Роуч, высшее административное лицо компании «Tandi» говорит: «В этой отрасли нет никого более надежного, чем Билл Гейтс». Гейтсу известны планы дальнейшего развития продукции большинства ведущих производителей компьютеров. Другие считают Гейтса надменным и слишком амбициозным. Они утверждают, что его осведомленность о деловых планах такого большого числа компаний дает ему незаслуженное преимущество и создает потенциальный конфликт интересов. Другие, однако, ждут, не дождутся, когда «IBM» решит, что она стала слишком уязвимой для Гейтса и «Microsoft» и прекратит свои отношения с ними.

Конкретная ситуация 2: Некий коммерческий банк — один из многих мелких коммерческих банков, созданных в Москве за последние годы. Банк начал свои операции немногим более полутора лет назад. Весь штат банка состоял из 15 человек, не считая 6 человек охраны. Банк занимал помещение из 5 комнат: операционный зал, бухгалтерия, секретариат, кабинет управляющего и касса.

Управляющий банка — Иванов Сергей Васильевич, 45 лет, ранее работал в научно-исследовательском центре. Стал управляющим благодаря своим глубоким знаниям в банковском деле и обширным связям в финансовом мире. Человек осторожный в общении с учредителями банка и несдержанный с подчиненными. Главный бухгалтер банка — Смирнова Лидия Петровна, 40 лет. В течение 10 лет работала главным бухгалтером, 2 года назад окончила курсы бухгалтерского учета в коммерческом банке. Работала в этом коммерческом банке практически со дня его основания. В результате проверки, проведенной Государственной налоговой инспекцией, были выявлены нарушения в ведении бухгалтерского учета и отчетности. На банк наложили крупный штраф. Следует отметить, что бухгалтерский учет велся в соответствии с учетной политикой банка, утвержденной его руководством. За несколько месяцев до проверки Смирнова пыталась предупредить управляющего об имеющихся нарушениях. При этом произошел следующий разговор. «Сергей Васильевич, у нас возникла проблема. Имеются серьезные нарушения в области бухгалтерского учета». «А чем я могу вам помочь? Ведь это же вы — главный бухгалтер. Для этого вас и взяли на работу». «Видите ли, я не могу изменить учетную политику предприятия без согласования с руководством банка». «Но вы же видите, сколько у меня дел! Разбирайтесь сами. Я спешу на встречу с руководителями фирмы, которая может стать очень выгодным клиентом нашего банка». Смирнова пыталась снова начать этот разговор, однако у Иванова и на этот раз нашлись более важные дела. После того как на банк был наложен штраф, Иванов в присутствии всего коллектива в грубой и оскорбительной форме обвинил Смирнову в некомпетентности, невнимательности и непрофессионализме. Смирнова сочла невозможным продолжать работу в подобных условиях и подала заявление об уходе по собственному желанию. Так как она была хорошим специалистом, да и замену ей пришлось бы искать долго, управляющий вынужден был извиниться. Для того чтобы принести свои извинения, Иванов счел неудобным вызывать главного бухгалтера к себе в кабинет и сам пришел в бухгалтерию, где кроме Смирновой находились еще двое бухгалтеров. Смирнова приняла извинения управляющего, и конфликт был улажен.

2. Используя таблицу 1, постарайтесь определить кем являются топ-менеджеры, о которых шла речь в конкретных ситуациях 1 и 2, руководителями или руководителями-лидерами?

Таблица 1

Руководители-администраторы Руководители-лидеры
Направляют дела в правильное русло Делают правильные дела
Заинтересованы в производительности Заинтересованы в эффективности
Администрируют Внедряют новшества
Поддерживают установленный порядок Развивают организацию
Полагаются на формальную систему Полагаются на людей
Полагаются на контроль Полагаются на доверие
Организуют и рекрутируют персонал Сплачивают людей, работающих над общей задачей
Уделяют внимание тактике, структуре, системе Уделяют внимание философии, фундаментальным ценностям, общим целям
Видят краткосрочную перспективу Видят долгосрочную перспективу
Сосредоточены на настоящем Сосредоточены на будущем
Подводят итоги Смотрят вперед, за горизонт
Подробно разрабатывают порядок, поэтапность действий и сроки Разрабатывают концепции и стратегии их выполнения
Стремятся к предсказуемости и порядку Стремятся к переменам
Избегают рисков Идут на риск
Побуждают персонал к соблюдению принятых стандартов Вдохновляют людей на свершение перемен
Используют формальное, обусловленное служебным положением влияние Используют личностное влияние
Требуют от других подчинения Побуждают других следовать за собой
Действуют в рамках принятых в организации правил, регламентов, правил, стратегий, процедур Действуют за пределами принятых в организации стратегий, процедур
Имеют определенную должность Берут на себя руководство

В расположенных ниже таблицах, Вы должны выделить качества, присущие каждому из руководителей, подсчитаете каких качеств больше: лидерских или администраторских и на основании этого сделаете вывод, кем являются Гейтс и Иванов – лидером или администратором.


Уильям Х. Гейтс

Руководители-администраторы Руководители-лидеры
Направляют дела в правильное русло Делают правильные дела
Заинтересованы в производительности Заинтересованы в эффективности
Администрируют Внедряют новшества
Поддерживают установленный порядок Развивают организацию
Полагаются на формальную систему Полагаются на людей
Полагаются на контроль Полагаются на доверие
Организуют и рекрутируют персонал Сплачивают людей, работающих над общей задачей
Уделяют внимание тактике, структуре, системе Уделяют внимание философии, фундаментальным ценностям, общим целям
Видят краткосрочную перспективу Видят долгосрочную перспективу
Сосредоточены на настоящем Сосредоточены на будущем
Подводят итоги Смотрят вперед, за горизонт
Подробно разрабатывают порядок, поэтапность действий и сроки Разрабатывают концепции и стратегии их выполнения
Стремятся к предсказуемости и порядку Стремятся к переменам
Избегают рисков Идут на риск
Побуждают персонал к соблюдению принятых стандартов Вдохновляют людей на свершение перемен
Используют формальное, обусловленное служебным положением влияние Используют личностное влияние
Требуют от других подчинения Побуждают других следовать за собой
Действуют в рамках принятых в организации правил, регламентов, правил, стратегий, процедур Действуют за пределами принятых в организации стратегий, процедур
Имеют определенную должность Берут на себя руководство




©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.