Здавалка
Главная | Обратная связь

Пути совершенствования нормативной правовой базы по поддержке семей с детьми



 

В целях разрешения проблем, препятствующих укреплению института семьи и повышению его роли в сохранении и развитии российской государственности, необходимо разработать и реализовать ряд последовательных мероприятий.

1. В законодательстве отсутствует определение “семья с детьми”, что приводит к ограничению прав некоторых категорий граждан, фактически осуществляющих воспитание и содержание ребёнка (опекунов, попечителей, приёмных родителей), на получение тех или иных видов социальных пособий. Необходимо внести законодательно определение – “семья с детьми”, под которой следует понимать совместно проживающую группу лиц, состоящую не менее чем из двух лиц, одним из которых является ребёнок, а другим – лица (лицо), которые осуществляют заботу о ребёнке и находятся с ним в определённой правовой связи на основании: кровного родства по рождению (родители), факта усыновления (усыновители), установления опеки (попечительства) (опекуны, попечители), принятия в приёмную (приёмные родители) или патронатную (патронатные воспитатели) семью – либо являются его фактическими воспитателями. В предложенном определении семьи делается акцент на уравнивание прав фактических воспитателей на различные виды социальных пособий на детей.

2. Необходимо расширить перечень государственных мер поддержки семьипридав им системный характер. В частности, требует увеличения размер ежемесячного пособия на ребёнка до величины не менее прожиточного минимума на человека в данном регионе страны. Финансирование следует осуществлять за счёт средств федерального бюджета, так как региональные бюджеты чаще всего являются дотационными и не в состоянии обеспечить надлежащее финансирование.

3. Отсутствует дифференциация размеров пособий в зависимости от очерёдности рождения детей в семье. Так, в целях стимулирования рождения в семьях 2 и 3 ребёнка предлагается дифференцировать продолжительность отпуска по беременности и родам в зависимости от того, каким по счёту рождается ребёнок, увеличив его продолжительность (84 дня до родов и 110 дней после родов), для одиноких матерей 194 дня. Исходя из принципа дифференциации продолжительности отпуска по беременности и родам в зависимости от субъекта – получателя пособия, предлагается установить отпуска большей продолжительности (200 дней) женщинам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и с тяжёлыми условиями труда. Это положение следует распространить и на мужчин – получателей родительского пособия по уходу за ребёнком.

4. Следует расширить число приоритетных национальных проектов на федеральном уровне, дополнив их рядом проектов, посвящённых развитию института семьи. Например, можно разработать и внедрить перспективный приоритетный национальный проект “Развитие семьи, материнства, отцовства и детства”, в рамках которого следует осуществлять мероприятия по увеличению рождаемости, профилактике младенческой смертности и заболеваний, борьбе с подростковой преступностью, детской беспризорностью и безнадзорностью. На основе существующих приоритетных национальных проектов необходимо разработать и реализовывать региональные приоритетные проекты, посвященные решению наиболее злободневных проблем, связанных с укреплением института семьи. Такие проекты будут особенно актуальны в субъектах РФ, где существуют существенные проблемы с уменьшением рождаемости, ростом смертности, числа инвалидов.

5. В рамках трудового законодательства по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до достижения им 3 лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Так, Закон №81, определяет выплаты пособия во время отпуска по уходу за ребёнком до 1,5 лет. Однако в ТК РФ речь идёт об отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет, отпуск по уходу за ребёнком до 1,5 лет не оговаривается. То есть, граждане, имеющие детей, получают материальную поддержку государства только во время первой половины отпуска по уходу за ребёнком. Необходимо устранить данный пробел в законодательстве.

6. ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29 января 2006 года №255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и по беременности и родам” гласит, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка, в то время как размер пособия фактически ограничен нормами другого закона.[18]

Таким образом, сложность текстов (отсутствие единообразной терминологии, наличие математических формул), большое количество отсылочных норм в законодательстве о социальном обеспечении является одним из препятствий на пути эффективной реализации жизненно важного права граждан на социальное обеспечение. Более того, отдельные правовые нормы вводят в заблуждение и создают иллюзию несуществующего благополучия.

 

Заключение

 

В результате проведённого исследования, можно сказать, что под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на государственное обеспечение определённых категорий граждан в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными. Семьи с детьми сталкивается с рядом острейших проблем, часть из которых они не могут разрешить без помощи государства. Проблемы выходят за рамки чисто семейных отношений, это в конечном итоге экономические и политические проблемы, решение которых требует самого активного вмешательства государства. Развитие всех сфер жизни общества с необходимостью затрагивает и законодательство, в том числе ту его часть, которая регулирует отношения по социальному обеспечению семей, имеющих детей.

Итоги проведённого в работе исследования нормативной правовой базы, анализа российского законодательства и комплекса мер в области государственной поддержки семей с детьми позволяют сделать следующие выводы.

Главной проблемой современного состояния законодательной базы в данной сфере является определённый разрыв между прогрессивными концептуальными подходами, провозглашёнными в российских законах целям, приоритетам, принципами государственной поддержки семей и реальными размерами помощи. Это придаёт законодательству отчасти декларативный характер и снижает доверие семей к государству. Прямая денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей в виде государственных пособий, компенсационных выплат и других видов выплат федерального уровня устанавливаются в форме твёрдых денежных сумм. Размеры их не зависят от реальной потребности семьи в поддержке для конкретного случая нуждаемости, а определяются финансовыми возможностями государства или иных источников финансирования мер социальной поддержки.

Общей проблемой законодательного регулирования государственной поддержки семей, имеющих детей, является привязка большинства форм поддержки к доходам семьей, точнее – к прожиточному минимуму. Наличие теневой экономики зачастую не позволяет реально оценивать доходы семей и выявлять действительно нуждающиеся семьи с детьми. Решение данной проблемы лежит вне возможностей отрасли социального обеспечения. Недостаточная надёжность установленных законодательством источников финансированиям и их ограниченность для большинства видов поддержки семей с детьми. Законодательная и нормативная база действующей системы социальных мер социальной поддержки представляет собой огромный массив законодательных актов с многочисленными поправками, не всегда чётко описывающих порядок предоставления социальных выплат и других форм социальной поддержки. Не все семьи, имеющие право на поддержку, получают её из-за недостаточной информированности семей, либо недоступности (отсутствия) учреждений, призванных оказывать помощь.

Одним из основных недостатков современного законодательства является отсутствие чёткого механизма привлечения к ответственности за невыполнение положений законов. Необходима систематизация законодательства, отмена декларативных и противоречащих друг другу норм, надёжные финансовые и организационные механизмы реализации. Законодательство о социальном обеспечении семей, имеющих детей, остро нуждается в упорядочении. Всесторонний учёт интересов и потребностей семьи должен быть в основе коренного изменения действующей системы отраслевого законодательства, проводимого в рамках правовой реформы.

На современном этапе экономических реформ государство оказалось неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 №2-ФКЗ,от 21 июля 2014 года №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №9. – Ст. 851.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.