Здавалка
Главная | Обратная связь

Социально ориентированной рыночной экономики как важнейшее условие и результат формирования института социального партнерства



 

общественная жизнь – это постоянные столкновения интересов различных социально-демографических групп, возникающих в силу объективных различий. в этом стол- кновении, в спорах формируются цели и задачи социаль- ных групп. для развития общества нет более важной и актуальной проблемы, чем достижение социального согла- сия. исторический опыт многих стран свидетельствует, что их развитие без социальных потрясений и разрушений во многом связано с идеей социального партнерства, взаимодействия и сотрудничества различных сторон.


 

 

для анализа категории «социальное партнерство» не- обходимо определить сущность обоих понятий. Этимоло- гически данное словосочетание происходит от слов «парт- нер» [франц. pаrtenаirе] – участник какой-нибудь совмес- тной деятельности и «социальный» [лат. socialis] – обще- ственный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. таким образом, данное понятие можно тракто- вать как совместную деятельность, направленную на со- трудничество и согласование интересов.

следует отметить, что исторически сложилось так, что термин «социальное партнерство» применяется лишь тог- да, когда разделение людей, столкновение их интересов и взаимодействие происходит по схеме: работодатель – рабо- тополучатель (в терминологии белорусского законодатель- ства: наниматель – наемный работник). в данном случае интересы этих социальных групп относятся к сфере со- циально-трудовых отношений, положению людей в сфере экономической деятельности.

осмысление проблемы сотрудничества, согласования интересов разных социальных групп можно обнаружить в философских трудах древних мыслителей, в частности в

«поучении птахотепа» (XXVIII в. до н.э.), учениях Зара- тустры (VIII в. до н.э.) и Конфуция (V в. до н.э.). птахотеп, например, рассматривал необходимость согласия исходя из характера общественного устройства в форме «пира- миды», в которой есть различные социальные слои, а ее верховный правитель одаривает заслуживших того лю- дей, позволяя им подняться на следующий уровень, при- ближая таким образом к себе. и все в мире находятся на разных уровнях восхождения к Единому Началу, которое и руководит всем, всему дарует жизнь.

дальнейшее развитие идея социального партнерства

получила в XVIII веке. идея сотрудничества по праву связывается с именами «социалистов-утопистов» Шар- ля Фурье (1772–1837), Анри Сен-Симона (1760–1825) и


 

 

Роберта Оуэна (1771–1858). именно Ш. Фурье сформу- лировал мысль о неизбежности сотрудничества труда и капитала.

одним из первых, кто использовал термин «партнерс- тво» в качестве регулирования социально-трудовых от- ношений, был один из крупнейших идеологов XIX века Джон Стюарт Милль (1806–1873) – английский философ, психолог, социолог и экономист. он утверждал, что отно- шения между хозяевами и работниками будут постепен- но вытеснены отношениями партнерства, считая высшей целью всего сущего моральное преобразование общества на основе нахождения удовлетворительного компромисса между индивидом и различными общностями, в том числе и в сфере труда.

в дальнейшем этот тезис получил значительное разви- тие в трудах Альфреда Маршалла (1842–1924), который подчеркивал, что сотрудничество между капиталом и тру- дом столь же обязательно, как сотрудничество между пря- дильщиками и ткачами. при отсутствии сотрудничества или хотя бы определенного взаимодействия между сторо- нами, участвующими в производственно-трудовом процес- се, неизбежно произойдет обострение отношений между ними, чреватое острыми социальными катаклизмами.

именно на последнее обстоятельство обращали свое внимание классики научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс, утверждая в своем «Манифесте Коммунис- тической партии» (1848), что вся история развития сов- ременного человечества была историей борьбы классов. однако правы они были лишь наполовину, поскольку в общественных отношениях, наряду с тенденцией классо- вого противоборства и противостояния, постоянно прояв- ляется ее противоположная тенденция – поиск согласия, компромисса, путей к объединению.

в разные исторические периоды в определенных ус- ловиях тенденция конфликта может уступать место тен-


 

 

денции сотрудничества и согласия. во времена жизни основоположников марксизма в буржуазном обществе преобладала тенденция противоборства и противостоя- ния. однако уже в середине хх века в развитых демокра- тических странах рыночной экономики начинают преоб- ладать тенденции согласия и сотрудничества, стремление к цивилизованному регулированию социально-трудовых отношений. такая трансформация была обусловлена, прежде всего, изменением системы отношений собствен- ности.

при достижении соответствующего уровня развития производительных сил и производственных отношений происходит формирование свободного рынка труда. на этом рынке есть и продавец, и покупатель. они сами должны договариваться о цене и условиях купли-прода- жи рабочей силы. но проводиться этот «торг» должен на основе партнерских взаимоотношений: в определенных рамках, по правилам и нормам, защищающим интересы обеих сторон. такие отношения возникли лишь на этапе становления рынка труда, под воздействием окрепшего рабочего и профсоюзного движения и стали выраже- нием стремления буржуазии не допустить социального взрыва.

в экономической и социальной политике западных стран, особенно после второй мировой войны, получи- ли признание и широкое распространение различные формы сотрудничества между наемными работниками (их представителями – профсоюзами) и нанимателями (предпринимателями). Многообразные механизмы со- гласования интересов между партнерами сверху донизу (т. е. на общенациональном, отраслевом и местном уров- нях) касались как распределения доходов, так и налажи- вания «человеческих отношений» в сфере труда, вклю- чая достижение договоренностей по основным критери- ям и показателям социальной справедливости и мерам


 

 

по обеспечению и защите интересов субъектов трудовых отношений.

получила признание и развитие охранительная (по от- ношению к работнику) функция законодательства о труде. трудовое законодательство направлено главным образом на охрану трудовых и социально-экономических прав, здоровья и жизни наемных работников в процессе труда. в этом контексте немецкие ученые рассматривают тру- довое право как «особое право». его защитная функция обусловлена, по их мнению, тем, что наниматели владеют средствами производства и капиталами, и поэтому они го- раздо сильнее наемных работников с экономической точки зрения. практически на всех уровнях здесь получил при- знание переговорный характер коллективно-договорного процесса, урегулирования возникающих в социально-тру- довой сфере противоречий и разногласий согласительно- примирительными методами. возникла своеобразная сис- тема сдержек и противовесов, предполагающая участие наемных работников в управлении предприятиями, поз- воляющая упреждать или значительно смягчать остроту социальных конфликтов в социально-трудовой сфере.

таким образом, одновременно с возникновением соци- ального партнерства началось движение западных стран по пути становления социально ориентированной рыноч- ной экономики. Можно с полным основанием утверждать, что возникновение феномена «социального партнерства» выступает закономерностью общественного развития в процессе формирования социально ориентированной ры- ночной экономики. вместе с тем социальное партнерство содействует созданию социально ориентированной ры- ночной экономики.

некоторые зачатки социальных партнерских отноше- ний в сфере труда в россии и Беларуси появились еще во второй половине XIX века после отмены крепостного пра- ва и перехода российской экономики к рыночным отноше-


 

 

ниям. о социальном партнерстве работников и нанимате- лей публично стали говорить после заключения первого коллективного договора, подписанного в ходе стачки на Бакинских нефтепромыслах в 1904 году.

Законодательное закрепление некоторых элементов

социально-партнерских отношений произошло с при- нятием таких законов российской империи, как устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной (далее – устав о промышленности) и устав о промышлен- ном труде. на волне первой русской революции в устав о промышленности в 1906 году были внесены дополнения в виде главы III «об обществах», которая включала «вре- менные правила о профессиональных обществах, учреж- даемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятий». тем самым вводились правила, определяющие деятель- ность профессиональных объединений – как работников, так и нанимателей (ст. 44–66 устава о промышленности). так, в статье 44 было достаточно четко установлено, что

«профессиональные общества имеют целью выяснение и согласование интересов, улучшение условий труда своих членов или поднятие производительности принадлежа- щих им предприятий».

в россии коллективные договоры появились в самом начале XX века, но только после октябрьской революции законодательство россии в первом советском Кодексе за- конов о труде 1918 года признало практику их заключе- ния. 2 июля 1918 г. вступило в силу положение о порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанав- ливающих ставки заработной платы и условия труда. так в российском законодательстве получило признание одно из важнейших слагаемых социального партнерства – воз- можность коллективно-договорного регулирования трудо- вых отношений.

КЗот рсФср, принятый в период перехода к нэпу

(1922 г.), допускал в качестве субъектов хозяйствования


 

 

частное предпринимательство. КЗот предусматривал со- циальный диалог между профсоюзами как представите- лями работников и нанимателями, на основе которого в ходе коллективных переговоров заключались коллектив- ные договоры, устанавливающие условия труда на конк- ретном предприятии (в организации).

однако в условиях последующего усиления командно- административной системы управления и возложения на профсоюзы (с 1933 года) ряда государственных функций коллективно-договорное регулирование трудовых отно- шений стало все больше приобретать ритуально-фор- мальный характер. содержание коллективных договоров определялось, скорее, не сторонами, которые их заклю- чали, а государством на основе утверждаемых прави- тельством и всесоюзным центральным советом профес- сиональных союзов (вцспс) типовых (примерных) кол- лективных договоров. Эти акты, как правило, состояли в основном из норм законодательства о труде, отраслевых правил, а также из перечня планово-производственных заданий, культурно-массовых, спортивно-оздоровитель- ных мероприятий. их структура, содержание с годами практически не менялись и они сколько-нибудь сущест- венного влияния на регулирование социально-трудовых отношений не оказывали.

Как справедливо отмечает профессор в.и. Митрохин, в общественное сознание внедрялось представление о том, что социалистический характер общественного строя в ссср, других социалистических странах снимал пробле- му социального партнерства. предполагалось, что все вок- руг народное и «для действительного социального парт- нерства не существовало условий антагонизма интересов субъектов социально-трудовых отношений»1.

 

1 см.: Митрохин В.И. социальное партнерство: учеб.-метод. пособие для представителей сторон социального партнерства. М., 1998. с. 13.


 

 

Конечно, такого рода представления далеко не во всем соответствовали реальности. даже при очень высоком уровне развития общества всегда существовали и будут су- ществовать различия в структуре интересов и ценностных ориентаций участников социально-трудовых отношений. при самых благоприятных условиях (экономических, со- циальных, правовых) немыслимо полностью гармонизи- ровать интересы рабочего, директора, министра, профес- сионально подготовленного мастера своего дела и начина- ющего ученика.

вместе с тем необходимо отметить, что общие основы и принципы социального партнерства одинаковы в лю- бой стране, имеющей социально ориентированный вектор развития. но в каждой стране система социального пар- тнерства имеет свои отличительные черты, детерминиро- ванные:

•  конкретно-историческими условиями;

•  направлениями и темпами формирования рыночной экономики;

•  культурой;

•  традициями и обычаями;

•  национальным характером;

•  менталитетом граждан;

•  другими специфическими факторами.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.