Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные функции социального партнерства



 

социальное партнерство – не только цель, но и сред- ство обеспечения успешного развития экономики и более справедливого распределения создаваемых обществом ма- териальных и духовных благ.

социальное партнерство не исключает, а, напротив, предполагает наличие противоречий и споров. но споры не должны переходить границ, допустимых законом. пред- почтение в споре отдается не подавлению и уничтожению, а убеждению и согласованию позиций, достижению кон- сенсуса. практика показывает, что «подавляющую часть конфликтов можно направить и перевести в режим конс- труктивных решений для всех сторон»1.

целостное исследование системы социального парт-

нерства предполагает выявление ее функций. не претен- дуя на завершенность, можно сформулировать следующие функции системы социального партнерства:

1. Функция выявления, координации и гармонизации интересов социальных общностей, слоев и групп или фун- кция представительства интересов. от того, насколько точно представлены интересы субъектов системы социаль- ного партнерства, во многом зависит ее стабильность, ди- намика развития и эффективность функционирования.

 

 

1 Фишер д. путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1992. с. 26–27.


 

 

2. Функция социального контроля осуществляемой социально-экономической политики. ее конкретные фор- мы разнообразны:

а) сбор и распространение информации о текущем со- стоянии и перспективах разрешения важных социально- политических и экономических вопросов с точки зрения интересов широких общественных слоев, различных со- циальных групп;

б) внесение, принятие и реализация законодательных инициатив, обеспечивающих экономическую, социаль- ную и правовую защиту трудящихся;

в) критика тенденций правительственной политики, направленной на удовлетворение корыстных интересов правящих групп.

3. Функция участия в разработке и принятии соци- ально-экономических программ, в распределении матери- альных ценностей, создаваемых в обществе. Защищая трудящихся, а не только наемных работников, от заметно- го неравенства в имуществе, доходах, положении и влас- ти, профсоюзы выступают против свободы накапливать без ограничений экономические ресурсы и организовы- вать хозяйственную деятельность в ущерб обществу. они стремятся к тому, чтобы сгладить вредные для демокра- тии и политического равенства результаты экономической свободы, рыночной стихии, порождающей большое нера- венство в распределении богатств, а тем самым – прямо и косвенно – и в распределении власти.

4. Функция участия в ускорении научно-технического прогресса, повышении производительности общественно- го труда. реализация этой функции опровергает негатив- ные оценки и прямое третирование профсоюзов и других организаций трудящихся как экономически «контрпро- дуктивной» силы.

Экономическая роль профсоюзов исследовалась учены- ми Гарвардского университета. полученные результаты оказались в разительном контрасте с широко укоренив-


 

 

шимися в сШа представлениями, выявив позитивную корреляцию тред-юнионизма и эффективности произ- водства. вывод о том, что общественный характер труда в индустриальном и постиндустриальном обществе – это объективное условие для социального партнерства, а про- фсоюзы – надежный социальный партнер для организаци- онно-технологической модернизации производства – весь- ма симптоматичен.

5. Функция развития самоуправления, совершенство- вания демократического гражданского общества. Кон- кретные воплощения форм рабочего контроля и участия многообразны: в великобритании – это институт цеховых старост, в Германии – соучастие, во Франции – самоуп- равление, в австрии и Швеции – социальное партнерство. содержание у них одно – участие представителей трудя- щихся, нанимателей и государства в управлении произ- водством, а также фондами социального обеспечения и страхования.

6. Функция, связанная с повышением благосостоя- ния трудящихся (борьба за социальную справедливость). профсоюзы своей деятельностью во многом способству- ют укреплению «государства всеобщего благосостояния», обеспечению для каждого гражданина определенной со- вокупности социальных благ, включая минимальный жизненный уровень, независимо от его возраста, пола, социального статуса и занятий. Минимально достойный человека жизненный уровень вовсе не сводится к прожи- точному минимуму, а должен быть не ниже минимального потребительского бюджета. тем самым сразу же опреде- ляются границы возможной дифференциации доходов в обществе.

7. Функция формирования благоприятного климата в обществе, построенного на учете интересов и потреб- ностей сторон, на доверии и уважении. осуществление примирительных процедур при разрешении коллектив- ных трудовых конфликтов и противоречий предполагает


 

 

формирование примирительных и арбитражных органов на трехсторонней основе.

система социального партнерства может быть отне- сена к разряду социальных систем с достаточно высоким уровнем сложности и инерционности. развитие партнер- ских отношений не может осуществляться по принципу жесткой регламентации. Механизм управления способен влиять лишь на общие тенденции развития, интеграль- ные характеристики процесса, стратегию. а тактика, учет всех деталей – это уже дело отдельных составляющих сис- темы.

система социального партнерства должна обладать высокой степенью децентрализации. располагая полной информацией о частностях, субъекты партнерских отно- шений будут лучше раскрывать потенциал социального партнерства применительно к отраслям, регионам, пред- приятиям и т. д.


 

Тема 4







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.