Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ систем социального партнерства германии и швеции



 

процесс формирования системы социального парт- нерства в западноевропейских странах представляет для современной Беларуси большой интерес, поскольку в этих странах, во-первых, социальное партнерство наиболее развито и чаще всего закреплено в конституциях и зако- нодательстве, и, во-вторых, со странами Западной европы у Беларуси наиболее тесные исторические связи во многих сферах общественной жизни.

модель социального партнерства германии.систе- ма социального партнерства в Германии хронологически является одной из старейших и едва ли не самой извест- ной. уже в XIX веке здесь принимается серия законов о социальном страховании, разработанных по указанию и при личном участии канцлера отто фон Бисмарка. среди них отметим следующие: Закон о страховании на случай болезни (принят рейхстагом в мае 1883 года, вступил в силу в декабре 1884), Закон о страховании от несчастных случаев на производстве (принят в июне 1884 года, всту- пил в силу в сентябре 1885), Закон о страховании в связи со старостью и инвалидностью (принят в мае 1889 года, стал действовать с января 1891). хотя «бисмарковская» реформа социального страхования распространялась лишь на часть рабочего класса и возлагала значительную долю расходов по социальному обеспечению на самих ра- бочих (меньшую часть платят наниматели), эта система оказалась удачной и жизнеспособной, с некоторыми мо-


 

 

дификациями она функционирует в Германии до сегод- няшнего дня.

историческое развитие Германии в XX столетии было драматическим, а в годы фашистской диктатуры – траги- ческим. итогом второй мировой войны для немцев стало

45-летнее разделение страны. в Федеративной республи- ке Германия после краха и разгрома фашизма общество пришло к пониманию необходимости установления в стране порядка, исключающего социальные потрясения. в последние десятилетия в ФрГ сформировалась развет- вленная система соучастия, т. е. система партнерских отношений бизнеса и трудящихся в управлении произ- водством.

трудящиеся ФрГ имеют возможность отстаивать свои интересы путем заключения коллективных договоров с нанимателями. однако такие договоры не обеспечивают решения всего комплекса социальных проблем, возникаю- щих на производстве. поэтому система коллективных со- глашений дополняется системой соучастия трудящихся в управлении производством, которая охватывает ныне все важнейшие центры принятия решений в промышленных корпорациях ФрГ. инициатива создания системы соучас- тия принадлежала объединению немецких профсоюзов. именно благодаря их усилиям система и приобрела ши- рокий характер и постоянно модифицируется. основной целью данной системы было именно соучастие, т. е. доступ представителей трудящихся к важнейшим органам влас- ти на предприятиях и концернах, а не стремление к огра- ничению частной собственности.

такой подход предполагает также, что собственники должны быть готовы к партнерским отношениям как с профсоюзами, так и представителями трудовых коллек- тивов. Эта готовность к компромиссу стимулируется кон- ституционно-правовой системой ФрГ. согласно основному закону ФрГ, частная собственность несет ответственность


 

 

перед обществом1. таким образом, бизнес ориентируется на проведение социальных мероприятий, в том числе в об- ласти соучастия. система соучастия ФрГ слагается из де- ятельности наблюдательных советов (нс), производствен- ных советов (пс), а на крупных предприятиях, где есть не- сколько пс, существует и общий производственный совет (опс), а также комитеты представителей руководящих служащих (Кпрс). в масштабах концерна образуется про- изводственный совет концерна (псК).

наблюдательные советы принимают решения, от ко- торых, по существу, зависит судьба крупных компаний. они определяют ее производственно-техническую и со- циально-экономическую стратегию, намечая ориентиры инвестиционной деятельности и распределения прибыли, фиксируя масштабы найма и увольнения. в состав нс со стороны собственников традиционно входят промышлен- ники и банкиры, контролирующие большую часть основ- ного капитала данного общества. деятельность нс по За- кону ФрГ о соучастии 1951 года строилась на «паритетном партнерстве», т. е. 50 % мест занимали представители тру- дящихся, а другую половину – наниматели. с одной сторо- ны, это способствовало устранению антидемократических тенденций в управлении, а с другой – более полному учету интересов трудящихся, усилению социальной направлен- ности развития предприятий.

по Закону ФрГ о соучастии 1976 года, члены нс, из- бираемые трудовыми коллективами, занимают такое же число мест, как и собственники, однако представительство этих двух социальных групп не является «паритетным», так как одно место (или несколько мест) в квоте, выделяе-

 

 

1 см.: основной закон Федеративной республики Германия // Конституции буржуазных государств: учеб. пособие для студен- тов вузов, обучающихся по специальности «правоведение» / сост. в.в. Маклаков; отв. ред. п.К. пантелеев. Минск: Юрид. лит., 1982. с. 176.


 

 

мой для лиц наемного труда, резервируется за «руководя- щими служащими». речь идет о работниках, находящих- ся на низшем и среднем уровнях менеджмента.

характерная черта системы соучастия в Германии – ее

«стыковка» с дифференцированной и гибкой организаци- ей менеджмента. Ключевой фигурой в такой связке явля- ется директор по труду. Эта должность была предусмотре- на Законом о соучастии 1951 года. речь идет о менеджере, отвечающем в правлении компании за решение всего ком- плекса социальных проблем на производстве. на первом месте в его функциях стоит планирование мероприятий в кадровой области, на втором – организация системы про- фессионального обучения и повышения квалификации. и, наконец, директор по труду обеспечивает взаимодейс- твие высшего менеджмента с органами соучастия – про- изводственными советами и комитетами представителей руководящих служащих.

в соответствии с действующим законодательством ад- министрации рекомендуется выслушивать мнение тру- дового коллектива при назначении директора по труду. таким образом, взаимодействие органов соучастия и прав- ления компании стимулирует нанимателей к вычленению социальной проблематики и способствует формированию дополнительных механизмов, посредством которых уда- ется более оперативно выявлять и разрешать социальные конфликты на производстве.

стержневой институт системы соучастия в Германии, наиболее тесно связанный с рядовыми трудящимися, – производственный совет. с помощью этих органов, фор- мируемых на различных уровнях от бригады и участка до завода и концерна, рабочие и служащие могут воздейство- вать на всю управленческую систему. производственные советы создаются трудовыми коллективами на промыш- ленных предприятиях. производственные советники из- бираются на основе прямого и тайного голосования сроком


 

 

на четыре года. рабочие и служащие участвуют в выборах раздельно.

Законодательство закрепляет право профсоюзов вы- двигать кандидатуры в пс. Коллектив может оказывать прямое воздействие на состав и деятельность членов пс, отзывая тех из них, кто не оправдал надежд избирателей. если каждый избранный в низовой производственный совет имеет один голос, то число голосов у членов опс и псК пропорционально количеству занятых в соответству- ющем подразделении. таким образом, представители ни- зового актива – бригад и участков, цехов и заводов – могут отстаивать интересы своих трудовых коллективов на более высоких уровнях управления. деятельность производс- твенных советников протекает в рабочее время и оплачи-

вается предприятием.

среди важнейших направлений деятельности ПС

следует отметить:

а) систематическое информирование трудящихся о со- циально-экономическом развитии на производстве;

б) разъяснение трудящимся основ трудового права и социального законодательства;

в) контроль за соблюдением администрацией законов и коллективных трудовых соглашений.

находясь под постоянным воздействием трудового коллектива, пс заинтересован в защите его интересов. Законодательство дает пс возможность выступать с ини- циативами в социальной сфере. предприниматель обязан информировать пс и выслушивать его мнение по вопро- сам оплаты труда, профессионального образования, повы- шения квалификации, занятости. в случае, если предва- рительной консультации не было, решение предпринима- теля может оспариваться в судебном порядке.

взаимная готовность наемных работников и нанима- телей к установлению новых, более ответственных, чем раньше, отношений проявилась в практике «доброволь- ных соглашений на производстве», облегчающих решение


 

 

крупных социальных проблем в масштабе концерна и от- раслевых комплексов. в соответствии с этими соглашени- ями администрация концерна информирует пс о своей деятельности в экологической области, о введении новой, менее угрожающей окружающей среде техники, оказыва- ющей непосредственное воздействие на занятость.

Закон о соучастии 1988 года предусматривает созда- ние комитетов представителей руководящих служащих (Кпрс). деятельность Кпрс не противопоставляется уже сложившейся системе соучастия, напротив, законодатель- ство ориентирует их на сотрудничество и взаимодействие с пс. Комитеты руководящих служащих должны исходить в своей деятельности из уже заключенных коллективных соглашений. Закон допускает присутствие членов Кпрс на заседаниях пс и наоборот.

интересы нанимателей в масштабах страны пред- ставляют экономические союзы, союзы нанимателей и палаты. первые выражают социально-экономические и политические интересы своих членов по отраслям про- мышленности и торговли. союзы нанимателей защищают общие социально-политические интересы нанимателей перед государством, проводят консультации по вопросам трудового и социального права и в случае судебных дел представляют их интересы в суде. палаты являются пуб- лично-правовыми корпорациями. торгово-промышленные и ремесленные палаты защищают интересы своих членов перед администрацией, они по требованию ведомств обя- заны предоставлять консультации и проводить эксперти- зы во всех областях экономической политики и права.

трехсторонних соглашений в Германии нет. Государс- тво, как правило, не вмешивается в переговоры между нанимателями и наемными работниками по проблемам организации и проведения переговоров по тарифным со- глашениям. однако на федеральном уровне периодически проводятся консультации по социально-экономическим вопросам, базу для которых готовят как государственный


 

 

орган – совет экономических экспертов, так и профсоюз- ный – социально-экономический институт объединения немецких профсоюзов.

в период действия тарифных соглашений забастовки являются незаконными. при недовольстве трудящихся условиями реализации коллективного договора профсоюз может обратиться в суд.

дополняет и логически завершает систему социально- го партнерства в Германии специальная судебная систе- ма, включающая трудовые и социальные суды, которые действуют на всех уровнях: федеральном, земельном, ок- ружном и местном. трудовые суды разбирают все конф- ликты между работником и нанимателем, нанимателем и трудовым коллективом. социальные суды рассматрива- ют вопросы социального страхования, профессиональной подготовки, содействия профессиональному развитию ра- ботников.

таким образом, рассмотренная система социального партнерства или социального самоуправления в Герма- нии постоянно опирается на поиск компромисса, готов- ность к укреплению социального мира и упрочению де- мократии1.

шведская модель социального партнерства.Шведс- кая модель социального партнерства стала едва ли не самой известной и популярной среди исследователей и полити- ков Беларуси. еще со времен «горбачевской перестройки» опыт социального партнерства в Швеции присутствует в дискуссиях о путях и перспективах реформирования на- шей страны. и, безусловно, для этого есть веские основа-

 

1 см. подробнее: Лох А.С. проблемы производственной де- мократии в условиях нтр (на примере ФрГ) // рабочий класс и современный мир. 1990. № 2; Можаев В.Е. и противоборство, и сотрудничество // Что нужно знать о социальном партнерстве. М., 1994. с. 113–114; Семигин Г.Ю. социальное партнерство в современном мире. М., 1996. с. 73–84.


 

 

ния, так как в плане формирования системы социального партнерства и механизма реализации, шведы находятся в авангарде этого процесса.

становление шведской модели социального партнер- ства связывают с деятельностью первого социал-демок- ратического правительства, образованного в 1920 г. ли- дером социал-демократической рабочей партии Швеции К.Я. Брантингом. в 1928 году здесь принимается Закон о коллективных договорах, с 1930 года значительно расши- ряются права профсоюзов.

в 1938 году было заключено основное соглашение между центральным объединением профессиональных союзов Швеции и Шведским объединением предприни- мателей, принципы которого до сих пор используются при регламентации отношений государства, предприни- мателей и профсоюзов. Этот договор открыл новую стра- ницу в социальной политике Швеции и ознаменовал собой официальный переход к политике «социального партнерства». отныне регулирование социально-тру- довых отношений между профсоюзом и объединением предпринимателей осуществляется при посредничестве государства. Этот договор выработал политику компро- мисса между хозяевами предприятий и наемными ра- ботниками (так называемый мир в промышленности) и затруднил возможность открытого противостояния тру- да и капитала.

для регулирования трудовых отношений был создан Комитет рынка труда, в рамках которого заключались от- дельные соглашения между профсоюзами и предпринима- телями по таким конкретным вопросам, как охрана труда, профессиональное обучение, хронометраж рабочего време- ни, промышленная санитария.

создание в 1946 году фабрично-заводских комитетов способствовало реализации на практике идей производс- твенной демократии, т. е. достижению влияния трудящих- ся на управление и развитие предприятий.


 

 

в Швеции существует закон, по которому предпри- ниматели обязаны делиться необходимой информацией с профсоюзами. Это, безусловно, способствует тому, что представители наемного труда ведут переговоры со знани- ем дела. (подобные законы существуют в сШа, великоб- ритании, Франции.)

Кроме того, в Швеции механизм ведения переговоров носит централизованный характер, т. е. национальное профсоюзное объединение имеет право заключать коллек- тивное соглашение, которое обладает обязательной силой для всех профсоюзных организаций Швеции.

особенностью шведской модели социального партнерс- тва являются ее социальная направленность. За счет пере- распределения общественных благ устранены бедность и массовая безработица (менее 2 %), эффективно функцио- нирует всеобщая система социальной защищенности граж- дан. Швецию считают самой льготонасыщенной страной в мире, не имеющей ни нефти, ни газа, ни плодородных земель. трудолюбивым шведам удалось усилиями многих поколений создать в своей стране своего рода «социализи- рованный рай». Этому в немалой степени содействовало то, что во главе правительства здесь многие десятилетия находились социал-демократы, которые, опираясь на про- фсоюзы, перенимали и переносили на шведскую почву все лучшее из социального опыта других стран, в том числе и из бывшего советского союза. и этот «льготный рай» создан для простого народа, для тех, кто трудится или тру- дился в прошлом, приумножая национальное богатство страны.

в Швеции на основе активной социальной политики государства, в разработке и осуществлении которой самое деятельное участие принимают объединения предпри- нимателей и профессиональных союзов, в хх – начале ххI века создана мощная система социальной защиты. она начинается с заботы о самом главном – о детях и мате- ринстве. так, каждая шведская женщина в течение всего


 

 

периода беременности пользуется бесплатной и квалифи- цированной медицинской помощью. после рождения ре- бенка родителям предоставляется 450-дневный оплачива- емый отпуск, которым по выбору могут воспользоваться вместе или раздельно мать и отец ребенка. в случае забо- левания детей (в возрасте до 12 лет) работающим родите- лям дается 120-дневный «лечебный отпуск» с сохранением

75 процентов месячной зарплаты. на каждого из двух пер- вых детей в возрасте до 16 лет ежемесячно семьи получают из средств госбюджета по 750 крон (около 100 долларов), а на последующих детей (например, шестого ребенка) сумма льготных выплат достигает 6000 крон. почти все шведс- кие малыши (за исключением болеющих) воспитываются в государственных яслях, садиках, дошкольных учрежде- ниях, где их, по сути, бесплатно кормят, лечат (родители покрывают в среднем 2–3 процента расходов на содержа- ние ребенка). при этом элитарных детских садиков и за- крытых пансионатов для богатых и избранных в Шве- ции нет.

после дошкольного воспитания дети идут в 12-летнюю бесплатную школу, где их бесплатно кормят, лечат, обес- печивают учебниками и школьными принадлежностями, привозят в школу и увозят из нее на школьных автобусах. Кроме того, все школьники, начиная с первого класса, по- лучают от государства ежемесячную стипендию 750 крон. а после окончания школы для всех ребят, а не только для детей из хорошо обеспеченных семей, открывается дорога в любой вуз или колледж, в котором тоже бесплатно учат, лечат, содержат в общежитиях, да еще и выделяют ежеме- сячно стипендию (около 250 долларов).

надо отметить, что кроме бесплатных школ и вузов, в стране действует около 150 прекрасно оборудованных и оснащенных учебных центров (это улучшенные аналоги межшкольных учебно-производственных комбинатов со- ветской эпохи). в этих центрах с учетом изменений, про- исходящих в экономике и сфере обслуживания, идет под-


 

 

готовка и переобучение кадров всех уровней. всего же в Швеции постоянно учится или переучивается более трети населения страны.

предмет особой заботы шведского государства – пенси- онеры, ветераны или, как их называют в народе, «серебря- ные головы». на языке фактов это выглядит так: шведы, достигшие 65-летнего возраста, получают две пенсии: одну народную – в сумме 2500 крон, другую – дополнительную, размер которой зависит от трудового стажа, среднего зара- ботка, времени проживания в стране и доходит до 11500 крон. все шведские пенсионеры получают также 50-про- центные государственные льготы по оплате жилья. а жи- лье это, как правило, отдельные дома или комфортабель- ные квартиры со всеми коммунальными удобствами. в от- дельном доме или многокомнатной отдельной квартире в Швеции проживает в среднем по 2,2 чел. осуществляется государственная программа «Шведский народный дом». при этом никаких элитных домов или спецдач здесь не строят. Шведские правительственные чиновники живут в обычных домах, наряду с другими гражданами. и ездят они в обычном транспорте, лечатся в обычных поликли- никах и больницах.

не удивительно, что средняя продолжительность жиз- ни шведских женщин достигает 81 года, а шведских муж- чин – 77 лет. смертность здесь одна из самых низких по мировым показателям1.

но шведская модель «государства всеобщего благоде- нствия», в котором обеспечивается эффективная социаль- ная защита наиболее уязвимых слоев населения, ныне уже не является чем-то исключительным. в последнее десятилетие Швеция в международном рейтинге качест- ва жизни уступила первое место нефтедобывающей нор- вегии. норвежцы ныне живут в среднем 80 лет. средняя

 

1 см.: Бакланов В. Шведский льготный рай // советская рос- сия. 2005. 10 февр.


 

 

заработная плата в стране – 3 тысячи долларов в месяц. Бедными считаются семьи, чей доход менее 30 тысяч дол- ларов в год. и число таких семей невелико – всего 5 про- центов населения.

За норвегией в списке государств с наилучшими усло- виями проживания абсолютного большинства людей идут исландия, австрия, ирландия, Швеция. в первой десят- ке находятся также Канада, япония, сШа, Швейцария и нидерланды. подобной парадигмы развития придержива- ются некоторые страны арабского востока.


 

Тема 5

РОль МеждунаРОднОй







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.