Здавалка
Главная | Обратная связь

Субъекты и источники международно-правового регулирования коллективных трудовых отношений



 

в числе значимых событий и явлений хх века следу- ет отметить формирование международных стандартов в сфере труда. особое место в этом процессе занимает де- ятельность Международной организации труда (Мот), которая возникла в 1919 году после окончания первой ми- ровой войны и победы октябрьской революции в россии. необходимость создания такой международной структуры диктовалась, по крайней мере, тремя причинами.

первая причина – политическая. поводом для созда- ния Мот послужила революция в россии и в ряде других


 

 

стран. в целях предотвращения возникающих между тру- дом и капиталом противоречий и разрешения их взрыв- ным, революционным путем, основатели Мот решили со- здать международную структуру, призванную на мировом уровне содействовать социальному прогрессу, установле- нию и поддержанию стабильности в обществе, решению возникающих в нем социально-экономических, социаль- но-трудовых проблем мирными средствами на основе со- гласования интересов различных слоев и групп общества, в частности, путем взаимодействия нанимателей и наем- ных работников (их представителей) и органов государ- ственного управления.

вторая причина – социальная. условия труда и жиз- ни большинства трудящихся капиталистических стран, особенно стран полуколониальных и колониальных, были крайне тяжелыми и неприемлемыми с общечеловеческой точки зрения. они подвергались беспощадной эксплуата- ции при крайне низкой оплате труда и практически при полном отсутствии мер, обеспечивающих здоровые и безо- пасные условия на производстве. в 30-х годах хх века об- щее число жертв несчастных случаев и профессиональных заболеваний, по данным Мот, составляло ежегодно не ме- нее 12–13 млн человек. но и теперь в мире в процессе тру- довой деятельности ежегодно на рабочих местах погибает более двух миллионов тружеников. Каждый день 5 тысяч человек не возвращаются домой с работы, умножая горес- тный список жертв несчастных случаев со смертельным исходом1.

на протяжении многих десятилетий практически от- сутствовала упорядоченная социальная защита довольно многочисленной категории наемных работников, в част- ности, женщин и несовершеннолетних, инвалидов, вете- ранов труда, безработных. Этот правовой беспредел ста- новился вызовом элементарным нормам человечности.

 

1 труд без опасностей // Беларускi час. 2005. 10–17 чэрв.


 

 

Международная организация труда решила с помощью международно-признанных норм обуздать наиболее дикие проявления эксплуатации и самовластья в сфере трудовых отношений.

и, наконец, третья причина – экономическая. усилив- шееся в странах Запада стремление к улучшению положе- ния трудящихся вызвало увеличение затрат, рост себесто- имости продукции. Это осложняло конкурентную борьбу за рынки сбыта и требовало более или менее единообраз- ного решения социальных проблем если не во всех, то, по крайней мере, в развитых странах.

все это и вызвало к жизни появление норм международ- ного трудового права, абсолютное большинство которых закреплено в конвенциях и рекомендациях Мот1. перво- начально число государств – членов Мот было невелико (45 стран). ныне в Мот представлено более 180 государств мира. ее гуманная деятельность в интересах социального прогресса человечества получила всемирное признание. в 1961 году Мот была удостоена нобелевской премии мира.

Беларусь вступила в Мот одновременно с ссср, 26 ап- реля 1954 г. Мот – единственная международная органи- зация, структура и функционирование которой построе- ны на принципе трипартизма. то есть каждое входящее в Мот государство представлено тремя частями: а) от прави- тельства; б) от организаций предпринимателей и б) от ор- ганизаций трудящихся (профсоюзов). правда, правитель- ственная сторона посылает двух делегатов, а организации предпринимателей и трудящихся – по одному. Это позво- ляет вести социальный диалог на международном уровне на равных с участием представителей государств, точнее,

 

1 Международная организация труда [Электронный ресурс].

1996–2008, International Labour Organization. режим доступа: http:// www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/about/about_ilo_ ru.pdf. дата доступа: 16.10.2008.


 

 

правительств стран – членов Мот и представителей от организаций предпринимателей и профсоюзов. неправи- тельственные делегаты назначаются правительствами го- сударств по соглашению с наиболее представительными объединениями предпринимателей и трудящихся. при формировании почти всех органов Мот также выдержива- ется принцип трипартизма, то есть трехстороннего пред- ставительства.

высшим органом Мот является Международная кон- ференция труда (МКт), которая созывается ежегодно. в ходе ее работы делегаты от каждой страны, представля- ющие, как уже отмечалось, три структуры (правительство, предприниматели и профсоюзы), имеют право выступать с предложениями и голосовать при принятии Мот решений по обсуждаемым вопросам, в соответствии с инструкция- ми (наказами), полученными от делегировавших их орга- нов. они вправе голосовать и противоположно тому, как голосуют делегаты иной стороны, в том числе и правитель- ственной.

помимо конвенций и рекомендаций по значимым со- циально-трудовым вопросам, на Международных конфе- ренциях труда также утверждается бюджет Мот и избира- ются члены административного совета – исполнительного органа Мот. административный совет состоит из 56 чле- нов: 28 делегатов представляют правительства государств;

14 – представителей предпринимателей и 14 – представи- телей трудящихся. десять правительственных мест посто- янно занимают представители стран, наиболее развитых в промышленном отношении. представители других стран избираются на конференции на трехлетний срок с учетом регионально-географического распределения. предприни- матели и трудящиеся сами избирают своих членов адми- нистративного совета. административный совет избирает Генерального директора Международного бюро труда, при- нимает решения по политике Мот, определяет программу


 

 

и бюджет организации, которые затем рассматриваются на конференции. в июне 2002 года на конференции Меж- дународной организации труда в Женеве в состав адми- нистративного совета большинством голосов была избрана республика Беларусь.

осуществление гуманных целей, заложенных в нор- мах международного трудового права, зависит от поведе- ния его субъектов, в качестве которых выступают госу- дарства. поведение же государств, направленное на осу- ществление целей международных норм о труде и вклю- чающее как определенные действия, так и воздержание от действий негативного характера, составляет процесс, обозначаемый как «имплементация норм международно- го права».

понятие имплементации является весьма емким и включает в себя весь многообразный процесс осуществле- ния целей международных норм труда государствами: от выражения согласия государства на применение для него, например, той или иной конвенции Мот (в форме ее ра- тификации) и затем преломления норм соответствующей конвенции в системе внутригосударственного националь- ного права, вплоть до выполнения этих норм на практике, в ходе непосредственного регулирования трудовых и свя- занных с ними отношений.

с этой точки зрения весьма значимо то, что Конститу- ция республики Беларусь (ст. 8) признает приоритет прин- ципов международного права и обеспечивает соответствие им национального законодательства. таким образом, Кон- ституция позволяет, во-первых, непосредственно приме- нять международные нормы о труде при условии их рати- фикации. в частности, в тех случаях, когда в конвенциях Мот содержатся более высокие по уровню социальные га- рантии. а во-вторых, международно-правовые нормы, ре- гулирующие трудовые отношения, включаются в структу- ру конкретных национальных законов о труде. в резуль- тате положения, закрепленные в международно-правовых


 

 

актах, реализуются как через принятие соответствующих законодательных актов, так и через правоприменитель- ную практику.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.