Здавалка
Главная | Обратная связь

Важнейшие международные нормы



О социальном партнерстве в сфере труда. акцент на свободе (праве) создания ассоциаций нанимателей и трудящихся, взаимодействии сторон коллективных трудовых отношений и мирных способах разрешения трудовых конфликтов

 

по определению в.н. толкуновой, международно-пра- вовые нормы о труде – это установленная международны- ми договорами (актами) система стандартов по регулиро- ванию труда, которые государства, присоединившиеся к соответствующему международному договору (ратифи- цирование его), используют в национальном трудовом законодательстве1. Комплекс выработанных мировым сообществом на основе многолетнего опыта международ- но-правовых стандартов о труде весьма внушителен. око- ло 500 международных актов (пактов, деклараций, кон- венций, рекомендаций) составляют, по сути, всемирный кодекс о труде. он охватывает такие вопросы, как заня- тость, безработица, охрана труда несовершеннолетних и женщин, лиц с семейными обязанностями, продолжи- тельность рабочего времени, инспекция труда и ее полно- мочия, упразднение принудительного труда, минималь- ные ставки зарплаты, предупреждение производственно- го травматизма и профессиональных заболеваний, рав- ная оплата труда мужчин и женщин, взаимоотношения между трудящимися и администрацией, профсоюзами и нанимателями, органами государственного управления и

 

1 Толкунова В.Н. трудовое право: курс лекций. М.: проспект,

2004. с. 304.


 

 

ряд других аспектов трудовых и связанных с ними отно- шений.

Международной организацией труда за время ее сущес- твования принято свыше 180 конвенций и около 300 реко- мендаций по различным социально-трудовым вопросам. Эти акты по своему содержанию нередко выходят за рамки чисто трудовых отношений, распространяясь и на сферу социального обеспечения, и на области профессионально- технического образования, социально-бытового обслужи- вания работников. но все же наибольший удельный вес занимают конвенции и рекомендации, содержащие непос- редственно международные нормы о труде.

процедуры принятия конвенций и рекомендаций Мот одинаковы, а юридическая сила и порядок применения различны. Конвенция после ее ратификации (не менее чем двумя государствами – членами Мот) становится меж- дународным договором. она приобретает для государства юридическую силу после ее ратификации высшим зако- нодательным органом страны. все ратифицированные конвенции регистрируются в Международном бюро труда (МБт) и там хранятся.

К числу основополагающих относят восемь конвенций Мот. в эту категорию входят и конвенции, закрепляющие основные принципы и формы социального партнерства в сфере труда. среди них: Конвенция № 87 «о свободе ассо- циации и защите права на организацию» (1948 г.), Кон- венция № 98 «о применении принципов права на органи- зацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.). Эти Конвенции ратифицированы республикой Беларусь, и тем самым стали частью национального законодатель- ства нашей страны.

в чем их значение? прежде всего в том, что впервые на международном уровне было признано и ныне закреплено в законодательстве абсолютного большинства государств земного шара право профсоюзов и нанимателей на объеди- нение. естественно, это право имеет особое значение для


 

 

организаций трудящихся – профсоюзов. так, уже во все- общей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей оон 10 декабря 1948 г., установлено: «Каж- дый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов» (ст. 23, п. 4). но наиболее подробно это право, с точки зрения его регламентации, разработано и закреплено в документах Мот. прежде всего, в уже упо- мянутой Конвенции 1948 года № 87 «о свободе ассоциации и защите права на организацию». в ней провозглашается право трудящихся, равно как и предпринимателей, сво- бодно и без какого бы то ни было различия создавать свои организации с целью выдвижения и защиты своих инте- ресов.

Эти организации имеют право вырабатывать уставы и регламенты, свободно выбирать своих представителей, самостоятельно организовывать свой аппарат и строить свою деятельность, формулировать и отстаивать свою про- грамму действий. Государственные власти обязываются воздерживаться от всякого вмешательства, способного ог- раничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению.

профсоюзы не подлежат роспуску или временному за- прещению в административном порядке. они имеют право создавать федерации и конфедерации, а также право при- соединяться к ним, и эти организации пользуются такими же правами и гарантиями, как и любая другая профсоюз- ная структура. приобретение профсоюзными организаци- ями прав юридического лица не может быть подчинено ог- раничительным условиям. Конвенция предусматривает и право национальных профсоюзных объединений вступать в международные организации.

в Конвенции 1949 года № 98 «о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных перего- воров» содержатся дополнительные гарантии реализации права на организацию. так, трудящиеся пользуются над-


 

 

лежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объедине- ния. в особенности их следует защищать в случае отказа принять их на работу на том основании, что они являются членами профсоюза или принимают участие в его деятель- ности, а также в случае увольнения или любого другого ущерба, нанесенного по той же причине.

право на ассоциацию носит всеобщий характер, то есть оно относится ко всем трудящимся. однако для некото- рых категорий предусмотрены специальные нормы. так, Конвенция № 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государс- твенной службе» (1978 г.) подтверждает распространение на госслужащих права на объединение, т. е. на создание профсоюза и защиту от дискриминации, направленной на ущемление этого права (например, в связи с членством в какой-либо общественной организации).

Мот предусматривает специальное регулирование прав представителей трудящихся на предприятиях и в ор- ганизациях, в том числе и тех, которые не являются чле- нами профсоюзов. в соответствии с положениями Конвен- ции № 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» (1971 г.), представителям трудящихся должны предостав- ляться в организации соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции. правда, при условии, что предоставление таких возможностей не должно снижать эффективности работы соответствующей структуры.

представители трудящихся, которые признаны тако- выми в соответствии с национальным законодательством или практикой, должны пользоваться защитой от любо- го действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе. Эта защита распро- страняется на их деятельность в качестве представите- лей трудящихся, их участие в профсоюзной деятельности


 

 

или на их членство в профсоюзе в той мере, в какой она действует в соответствии с существующим законодатель- ством, коллективными договорами или другими совмест- но согласованными условиями. если в организации фун- кционируют как профсоюзы, так и иные представители наемных работников, то в обязанности нанимателя вхо- дит создание условий для нормального взаимодействия с учетом специфики прав каждого из органов, предусмот- ренной законодательством, коллективными договорами или соглашениями.

следует указать на различное функциональное назна- чение рекомендаций и конвенций Мот. одни из них на- правлены на создание условий для сотрудничества меж- ду нанимателями и работниками (и их представителями) на уровне организации (Рекомендация 1952 года № 94

«О консультациях и сотрудничестве между предприни- мателями и трудящимися на уровне предприятия» и Рекомендация 1967 года № 129 «О связях между адми- нистрацией и трудящимися на предприятии»). другие устанавливают нормы о консультациях и сотрудничес- тве между органами государственной власти и организа- циями предпринимателей и работников на отраслевом и национальном уровнях (Рекомендация 1960 года № 113

«О консультациях и сотрудничестве между государс- твенными властями и организациями предпринимате- лей и трудящихся в отраслевом и национальном мас- штабе»). третьи — регулируют вопросы трехсторонних консультаций для содействия применению международ- но-правовых норм в области трудовых отношений (Конвен- ция 1976 года № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм»).

в соответствии с Конвенцией № 144 «о трехсторонних консультациях для содействия применению международ- ных трудовых норм» государства обязаны осуществлять процедуры, которые бы обеспечивали эффективные кон-


 

 

сультации между представителями правительства, пред- принимателей и трудящихся по проблемам, связанным с обсуждением, выработкой позиции государства и решени- ем вопросов о применении документов Мот на националь- ном уровне.

характер и форма процедур определяются в соответ- ствии с национальной практикой той или иной страны и непременно после консультаций с представительными организациями предпринимателей и трудящихся (где та- кие организации существуют). Эти организации свободно выбирают своих представителей в целях осуществления необходимых процедур. предприниматели и трудящие- ся должны быть представлены на равной основе в любых компетентных органах государственного управления, свя- занных с разработкой и осуществлением социальной по- литики государства.

Консультации необходимо проводить через соответ- ствующие промежутки времени, установленные по согла- сию (но не реже одного раза в год). Конвенции и рекомен- дации Мот регулируют и вопросы реализации права на ве- дение коллективных переговоров и на заключение коллек- тивных договоров. так, Конвенция 1949 года № 98 «о при- менении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» непосредственно направлена на повышение эффективности этой сферы и этого метода регулирования трудовых и социальных отношений.

Конвенция 1981 года № 154 «о содействии коллектив- ным переговорам», вступившая в силу в 1983 году, распро- страняется на все отрасли экономической деятельности (за исключением армии и полиции), но допускает установле- ние особых способов применения этого документа (напри- мер, к государственной службе). Конвенция предусмат- ривает предварительные консультации с организациями предпринимателей и трудящихся и уточняет, что меры, принимаемые с целью содействия коллективным перего- ворам, не должны ограничивать свободу коллективных


 

 

переговоров. допускается ведение коллективных перего- воров с любыми представителями трудящихся при усло- вии, что это не ущемляет прав профсоюзов.

Конвенция «о содействии коллективным переговорам» явилась шагом вперед в развитии международно-правово- го регулирования колдоговорной практики. она расши- ряет их предмет, обязывает государства способствовать коллективным переговорам, обогащению содержания кол- лективных договоров, расширению сферы охвата ими тру- дящихся. Конвенция предписывает признавать профсою- зы стороной при заключении коллективных договоров от имени и в интересах трудящихся. правда, она не упоми- нает о забастовке как средстве давления на нанимателей с целью побудить их к заключению коллективных догово- ров на выгодных для работников условиях.

необходимо отметить, что конвенции и рекомендации Мот прямо не провозглашают право на проведение забас- товки, поскольку она исходит из неприятия законов клас- совой борьбы, противопоставляя тем самым социальное партнерство посредством заключения коллективных дого- воров и соглашений.

устав Мот предусматривает возможность пересмотра устаревших международных актов о труде, а также за- крепляет положение о контроле за соблюдением (примене- нием) конвенций и рекомендаций. создан также механизм рассмотрения жалоб на нарушения государствами обяза- тельств по соблюдению международных трудовых норм.

отношение у государств – членов Мот к конвенци- ям разное. К концу 2008 года Франция ратифицировала

121 конвенцию Мот, испания – 120, италия – 110, нор- вегия – 106, уругвай – 105, Болгария – 97, Бельгия – 95, Швеция – 92, Куба – 89, великобритания – 85, ФрГ – 82, Греция – 70, сШа – только 14. Беларусь ратифицирова- ла 49 конвенций Мот, россия – 61. следует отметить, что по объему ратифицированных конвенций судят о степени


 

 

прогрессивности трудового законодательства той или иной страны.

сам факт ратификации влечет для государства ряд пра- вовых последствий. во-первых, оно обязано разработать и принять законодательные или иные акты, гарантирую- щие проведение конвенции в жизнь, во-вторых, регулярно (раз в 2–4 года) представлять в административный совет Мот доклады о предпринимаемых мерах, направленных на эффективное применение на практике ратифицирован- ной конвенции.

Что же касается нератифицированных конвенций, то государство также обязано по запросам административ- ного совета Мот предоставлять информацию о состоянии национального законодательства по вопросам, предусмот- ренным в конвенции, и о мерах, которые предполагается принять, чтобы придать ей юридическую силу в рамках внутреннего законодательства.

однако проблемы реализации конвенций Мот сущест- вуют до настоящего времени. ведь даже если соответству- ющий орган Мот признает факт нарушения конвенции, Мот не может принудительно обязать государство изме- нить национальное законодательство так, чтобы оно не противоречило ратифицированной конвенции. то есть ус- тав Мот, по существу, не содержит необходимой правовой базы для привлечения к ответственности государств, не выполняющих своих обязательств по ратифицированным конвенциям.


 

 

Тема 6







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.