Государство в системе социального партнерства
Мы определили социальное партнерство как совокуп- ность отношений, характеризующих состояние социально- экономической и политической жизни общества и способ- ствующих формированию социального мира и согласия. в качестве субъектов этих отношений выступают органы государственного управления, наниматели, их объедине- ния, наемные работники, различные социально-профес- сиональные группы, общности и слои населения. такое понимание социального партнерства позволяет анализи- ровать этот общественный феномен как систему, опреде- лять ее внутреннюю структуру, раскрывать взаимосвязи и функции, динамику развития ее элементов. Какова же роль государства как субъекта партнерских отношений в формировании и функционировании систе- мы социального партнерства? опыт стран, где действуют различные модели социального партнерства, показывает,
что для обеспечения социального мира и удержания воз- никающих конфликтов в приемлемых для общества рам- ках необходимы специальные механизмы и институты со- циального согласия и сотрудничества. важнейшая роль в формировании таких механизмов социального партнерства принадлежит государству. Без государственного регулирования современное общество существовать не может. но чтобы государство стало субъ- ектом партнерских отношений, должна пройти опреде- ленная трансформация в функциях и задачах властных структур. в системе социального партнерства государство учас- твует, как правило, в лице исполнительной власти – пра- вительства, его органов и представителей (Министерство труда, различного рода государственные комитеты соци- альной ориентации). Государство выступает в качестве равноправной стороны со своими особыми функциями, от- личающимися от функций двух других партнеров – проф- союзов и нанимателей. известно, что решения государства определяют: модель перехода на рыночные отношения; темпы, формы разгосударствления и приватизации; соотношение преобразований на макро- и микро- уровне; взвешенный учет социальных аспектов в продвиже- нии к рынку. только такой мощный регулятор, каким является го- сударство, может сформировать основной каркас инфра- структуры рынка. однако нельзя не признать важную роль государства как необходимого участника социального консенсуса. так, при заключении коллективного договора на предпри- ятии государство не принимает в нем непосредственного участия. но оно незримо присутствует и здесь: законода- тельно устанавливает минимальную черту оплаты и усло-
вий труда, ниже которой нельзя опускаться в любых дого- ворах и соглашениях. Государство в социальном партнерстве выступает в трех ипостасях: собственника (а значит и нанимателя), законо- дателя и арбитра (посредника). Белорусское государство было и продолжает оставаться крупным (доминирующим) собственником и нанимателем. Государственные структу- ры обеспечивают разработку и принятие соответствующе- го трудового и социального законодательства. Функции государства как нанимателя должны быть отделены от его функций как посредника, арбитра в социальном партнер- стве. вмешательство государства в отношения собствен- ника и работника должно происходить только в тех слу- чаях, когда той или иной стороной трудовых отношений нарушается трудовое законодательство, когда обе конф- ликтующие стороны не могут выработать компромиссного решения, когда достигнутый компромисс наносит ущерб государственным интересам. одновременно должна усиливаться социальная роль государства. Это связано с тем, что экономика, ориенти- рованная на создание рыночных стоимостей, не стиму- лирует появления ценностей, находящихся за пределами рыночных интересов, но без них невозможно устойчивое развитие любого общества. справедливость, социальное согласие, честность и другие ценности, определяющие бла- гоприятный климат в обществе, не являются продуктами рыночной системы как таковой. таким образом, свойс- твенные рыночной экономике ограничения заставляют государственные структуры принимать соответствующие правовые политические решения, отражающие взгляды большинства населения или его важнейших групп. ради налаживания эффективного социального парт- нерства государство должно пойти на серьезные самоог- раничения. речь идет, прежде всего, о добровольном, но твердом и узаконенном невмешательстве правительствен- ных органов в производственно-коммерческую и админис-
тративную самостоятельность государственных предприя- тий, а также в самостоятельность профессиональных ор- ганизаций рабочих и служащих госсектора (в том числе госаппарата). Без такого самоограничения государства либо социальное партнерство будет носить формально-бю- рократический характер, либо возникнут неконтролиру- емые очаги социальной напряженности внутри государс- твенного сектора. правительство в процессе расширения самостоятельности государственных предприятий должно сузить рамки своего вмешательства в деятельность их ди- ректоров. смысл этого состоит в том, чтобы вывести ди- ректорский корпус на самостоятельный, профессиональ- ный предпринимательский курс, как это есть в госсекторе многих стран с рыночной экономикой. одновременно ми- нистерства и ведомства должны предоставить право ди- ректорам госпредприятий или акционерных обществ, где контрольный пакет акций сохраняется за государством, вступать в отраслевые и территориальные объединения нанимателей с перечислением необходимой суммы вступи- тельного и членского взноса за счет средств предприятия.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|