Здавалка
Главная | Обратная связь

Профсоюзы как субъект социального партнерства



 

важнейшим субъектом системы социального парт- нерства выступают профессиональные союзы. право граждан на объединение в профессиональные союзы, по- рядок объединения и их регистрации определены статьей

41 Конституции республики Беларусь, Законом республи- ки Беларусь «о профессиональных союзах» и иными за- конодательными актами. после ратификации Конвенций Мот (в том числе и Конвенций № 87, 98) Беларусь взяла на себя обязательство соблюдать основные права трудящих- ся – объединяться в профсоюзы для защиты своих инте- ресов и свободно вести переговоры об условиях жизни и труда своих членов.

в свете принципов Международной организации тру- да, касающихся свободы объединения, работники долж- ны сами, без какого-либо давления со стороны нанима- телей или государственных органов, принимать решение об учреждении собственной профсоюзной организации и о вступлении в существующую организацию. они также вправе в соответствии с уставом выйти из организации, если они этого хотят.

Часто профессиональные союзы, а также доброволь- ные организации и ассоциации трудящихся (граждан) оп- ределяют как демократические институты общества. Важ- нейший признак их демократичности – это предста- вительность, способность организационно представлять интересы граждан. в соответствии со статистикой сегодня большинство трудоспособного населения является члена-


 

 

ми профессиональных союзов. Эти организации формаль- но и на практике аккумулируют мнения своих членов.

любая добровольная социальная организация (в част- ности, профессиональные союзы), защищающая интересы наемных работников, многофункциональна. Здесь важно не столько то, что профсоюзы превращаются в монополь- ного объединителя и представителя интересов наемных работников и не выполняют больше никаких других фун- кций, сколько то, что эта функция становится их осо- бой ответственностью, т. е. профессиональные союзы стремятся играть регулирующую роль в отношении дан- ной функции в социально-экономической и политической жизни общества.

в этом контексте упрощенно было бы понимать соци- альное партнерство как систему отношений, способ орга- низации общества, полностью свободный от функциони- рования каких-либо политических структур и институтов. Это вполне объяснимо, так как и организации наемных работников, и организации нанимателей представляют собой не только общественные ассоциации и объединения по защите социально-экономических интересов и потреб- ностей, но и одновременно организации, способные в опре- деленных условиях и обстоятельствах оказывать активное воздействие на государственную власть, на многие сторо- ны политического процесса в обществе.

профсоюзы – неполитические организации. они не мо- гут ставить перед собой задачу прихода к политической власти. но это не значит, что они не участвуют в решении политических вопросов. тем более, что между политичес- кими, экономическими и социальными проблемами в ре- альной жизни нет «китайской стены».

К примеру, ключевое место в деятельности профсоюзов в нашей стране сегодня занимают вопросы оплаты труда. в этой связи резонен вопрос: низкий уровень заработной платы – это политическая или экономическая пробле-


 

 

ма? очевидно, эта важнейшая социально-экономическая проблема может при определенных обстоятельствах быс- тро превратиться в политическую. позиция организаций трудящихся, заключающаяся в том, что средняя заработ- ная плата работников народного хозяйства обеспечивала воспроизводственную и стимулирующую функции, была справедливой.

не менее важно защитить трудящихся от безработи- цы. Численность официально зарегистрированных без- работных в республике в последнее время снижается. по состоянию на конец 2008 года официально безработ- ными числилось менее 40 тыс. человек (0,9 % экономи- чески активного населения). однако реальная ситуация на рынке труда существенно отличается от официаль- ной статистики, поскольку значительная маргинальная часть трудоспособного населения не регистрируется в ка- честве безработных.

дестабилизирующее положение в сфере занятости вы- зывает увеличивающаяся в последнее время доля убыточ- ных предприятий. возможное их будущее банкротство приведет к массовому высвобождению работников в после- дующие периоды. участвуя в разработке законодательства о занятости, организуя совместные действия профсоюзов и служб занятости в отработке механизма социального партнерства в сфере занятости, решая эти вопросы в Гене- ральном, отраслевых, региональных соглашениях и кол- лективных договорах, профсоюзы реализуют свое право на содействие занятости.

условия и охрана труда работников, состояние эколо- гии на производстве и вне его также являются предметом защитной деятельности профсоюзов.

Ко всему сказанному можно добавить и некоторые другие аспекты защитной деятельности профсоюзов, спе- цифические именно для нашей страны. Это организация досуга и оздоровления работников; деятельность по обес-


 

 

печению достойного уровня жизни путем защиты прав потребителей, снабжения своих членов продуктами пер- вой необходимости по более низким ценам, что в некото- рой степени дополняет доходы работников. и, наконец, вопросы приватизации и участия работников в распреде- лении прибыли.

однако «защитную» функцию профсоюзов нельзя понимать только в узком ее значении. трудящиеся яв- ляются составной частью гражданского общества, а его представительские организации – профсоюзы – входят в систему общественных институтов, защищающих так- же гражданские права членов общества. профсоюзы во многих промышленно развитых странах, странах снГ, в том числе и в Беларуси, стремятся активно участвовать в дальнейшем развитии гражданского общества. все чаще они направляют свою деятельность в поддержку различ- ных групп людей, не являющихся наемными работника- ми: например, членов семей трудящихся, а также пенси- онеров, учащихся и студентов, инвалидов, людей, живу- щих на пособие, представителей национальных и расовых меньшинств и т. д.

отметим также, что международное профсоюзное дви- жение сегодня явно переживает кризис, проявляющийся в ослаблении позиций профсоюзов как в сфере отношений найма, так и в политической области, в гражданском об- ществе. результатом всего этого явилось резкое сокраще- ние численности профсоюзов за последнее десятилетие.

Причины кризиса многообразны: экономические, со- циальные, политические и др. Можно перечислить только наиболее значительные из них:

•  упадок ряда базовых отраслей промышленности и

транспорта, которые традиционно были опорой массовых профсоюзов;

•  уменьшение численности промышленных гигантов,

где значительно легче было объединить рабочих;


 

 

•  рост сферы услуг с ее небольшими предприятиями и организациями, с которыми не привыкли работать проф- союзы;

•  изменение соотношения между рабочими и служа-

щими в пользу последних при том, что «белые воротнич- ки», как правило, труднее вступают в профсоюз;

•  новые модели занятости, распространение частич-

ной, временной, домашней работы и других «гибких» форм занятости, затрудняющих вовлечение работников в профсоюз;

•  стремление части предпринимателей ослабить проф-

союзы и вообще внедрить в лучшем случае индивидуаль- ный трудовой контракт вместо коллективного договора;

•  антипрофсоюзная политика отдельных прави-

тельств, часто использующих средства массовой информа- ции для дискредитации профсоюзов.

тем не менее нынешний сложный, болезненный для постсоветских стран переходный период требует не ог- раничения, а усиления защитной функции профсоюзов. ведь совершенно очевидно: профсоюзы республики, ис- пользуя свои права и возможности, во многих случаях как бы снимают накал социальной напряженности. они побуждают нанимателей считаться с законодательством о труде, сдерживают присущее многим стремление дейс- твовать бесконтрольно. профсоюзный контроль выступа- ет таким образом как важный дополнительный фактор сдерживания административного произвола, своеволия и беззакония.

в республике Беларусь существует несколько объеди- нений профсоюзов, действующих независимо и претенду- ющих на представительство и защиту интересов работ- ников, членов профсоюза. Федерация профсоюзов Бела- руси (ФПБ) – самое крупное и представительное из них. по состоянию на 1 января 2007 г. в состав ФпБ входили

28 отраслевых профсоюзов, 6 областных и Минское город-


 

 

ское объединение профсоюзов, 138 районных и городских объединений. при этом работники предприятий, учреж- дений и организаций составляют 85,8 % от общего коли- чества членов ФпБ, студенты высших учебных заведений, учащиеся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ – 8,8 %, неработа- ющие – 5,4 %.1

в последнее время там, где работники уже объедине- ны в профсоюзы, создаются альтернативные профсоюзы. со стороны альтернативных организаций, в частности, со стороны Белорусского конгресса демократических про- фсоюзов (БКдп) ведется борьба за членство, прежде всего с уже действующими профсоюзами. в результате профсо- юзного противостояния снижается авторитет организа- ций трудящихся, не консолидируются, а разобщаются их усилия по защите интересов людей труда, что приводит к ослаблению профсоюза в целом как субъекта социального партнерства.

совершенно очевидно, что, обладая равными правами, профессиональные союзы, их органы в зависимости от ко- личества объединяемых ими членов, влияния в трудовых коллективах, реального их признания объединениями нанимателей, органами государственного управления иг- рают неравную роль в системе партнерских отношений на всех уровнях.

одно дело – профсоюз, в составе которого сотня чело- век, и совсем другое, когда он объединяет многие тыся- чи, миллионы наемных работников. Как отмечает один из ведущих специалистов Международного бюро труда джузеппе Казале, в этом главная причина того, почему в ряде стран в законодательстве имеется ссылка на по- нятие «наиболее представительных» профсоюзов, кото-

 

1 см.: Федерация профсоюзов Беларуси [Электронный ресурс]. Минск, 2007. режим доступа: http://www.fpb.by. дата доступа:

15.10.2008.


 

 

рым, как правило, предоставляется ряд прав и преиму- ществ1.

Фактически речь идет о легитимности того или иного профсоюза или профцентра представлять интересы всех на- емных работников и групп, являющихся его членами, как социального партнера. Этот вопрос приобретает сейчас не- малую остроту в связи с начавшимся сокращением проф- союзного членства и падением престижа профсоюзов.

в настоящее время принцип представительности по- лучил международное признание путем закрепления в ус- таве Мот. в частности, в параграфе 5 статьи 3 устава ука- зывается, что члены организации обязуются назначать неправительственных делегатов и советников по соглаше- нию с наиболее представительными профессиональными организациями предпринимателей или трудящихся дан- ной страны, если такие организации существуют.

проблема представительности профсоюзов, опреде- ления критериев отнесения того или иного профсоюза к числу наиболее представительных непроста и ее решение должно вырабатываться в каждой стране индивидуально. в нашей республике данная проблема пока не получила соответствующего организационно-правового оформления, но ею необходимо вплотную заниматься с учетом накоп- ленного опыта других стран.

 

1 см.: Смирнов Ю.П., Юркевич Н.Г. Коллективно-трудовые отношения // промышленно-торговое право. 2008. № 1–2. с. 16.


 

 

Тема 7







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.