Здавалка
Главная | Обратная связь

Уровни коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений



 

уровни коллективно-договорного регулирования   вид соглашения   участники соглашений
национальный Генеральное (1) республикан- ские объеди- нения нанима- телей правительство республики Беларусь республиканские объединения профсоюзов (ФпБ, БКдп)
отраслевой тарифное (54) отраслевое объединение нанимателей отраслевое министерство, рес- публиканский орган хозяйс- твенного управления отраслевой проф- союз
территориальный меж- отраслевой (областной, городской, районный) Местное (70) объединение нанимателей (областное, городское, районное) областные, городские, район- ные исполкомы объединение проф- союзов (областное, городское, район- ное, координацион- ный совет)
территориальный отрас- левой (областной, город- ской, районный) тарифное (332) отраслевое объединение нанимателей управления и отделы облас- тных, городских, районных исполкомов областной, город- ской, районный профсоюз
предприятие, организа- ция, учреждение Коллектив- ный договор (17,6 тыс.) наниматель профсоюз предпри- ятия, организации, учреждения

 

пр и м е ч а н и е . в скобках приведено количество соглашений по состоянию на 1 января 2007 г.


 

 

если рассматривать механизм социального партнер- ства сверху вниз, то на его вершине оказывается генераль- ное соглашение. в республике Беларусь такие соглашения между правительством, республиканскими объединения- ми нанимателей и профсоюзов заключаются с 1991 года. особый статус генерального соглашения закреплен в час- ти 2 ст. 362 трудового кодекса республики Беларусь, где указывается, что «генеральное соглашение является осно- вой для тарифных и местных соглашений, коллективных договоров».

таким образом, в республике Беларусь генеральное со- глашение служит отправной точкой коллективно-договор- ного регулирования трудовых и связанных с ними отно- шений на иных уровнях социального партнерства. оно ус- танавливает общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики и определяет основ- ные минимальные социальные гарантии со стороны госу- дарства, объединений нанимателей и профессиональных союзов для всех трудящихся и населения. а это значит, что включенные в него нормы не могут быть уменьшены при заключении отраслевых и местных соглашений, кол- лективных договоров.

нельзя не отметить, что белорусский законодатель четко обозначил в трудовом кодексе республики Беларусь стороны различных коллективных соглашений о труде. в статье 359 настоящего Кодекса определено, что сторо- нами соглашения на республиканском уровне могут быть республиканские объединения профсоюзов и нанимате- лей, а также правительство республики Беларусь (пред- ставителями именно этих сторон заключается и подписы- вается генеральное соглашение).

для координации взаимодействия правительства рес- публики Беларусь, республиканских объединений нани- мателей и профсоюзов (далее – стороны) по реализации согласованной политики в социально-трудовой сфере, за- щите прав и интересов граждан в Беларуси указом пре-


 

 

зидента республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278

«о развитии социального партнерства в республике Бе- ларусь» создан Национальный совет по трудовым и социальным вопросам (далее – совет). в своей деятель- ности совет руководствуется Конституцией и другими актами законодательства республики Беларусь, между- народными нормами права, утвержденным положением о совете и строит свою работу на принципах социального партнерства.

Основными задачами Совета, помимо участия в раз- работке и проведении согласованной социально-экономи- ческой политики, направленной на защиту прав и инте- ресов работников, повышение уровня жизни населения, являются также: поиск компромиссов и содействие конс- труктивному взаимодействию между социальными парт- нерами; подготовка генерального соглашения между пра- вительством республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов и контроль за его выполнением; координация деятельности социальных партнеров на отраслевом и местном уровнях, отраслевых и территориальных (областных, городских и районных) советов по трудовым и социальным вопросам; совершен- ствование системы и практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений; развитие взаимодействия с международными организациями и ана- логичными структурами других государств.

в основные функции Совета входит:

•  рассмотрение вопросов, требующих согласованных действий социальных партнеров;

•  изучение, обобщение и распространение позитивно-

го опыта регулирования социально-трудовых отношений, выработка рекомендаций и предложений по его практи- ческому применению;

•  совершенствование механизмов взаимодействия

сторон;


 

 

•  внесение предложений по совершенствованию тру- дового законодательства, организация экспертизы и рас- смотрение проектов нормативных правовых актов, регу- лирующих социально-трудовые отношения;

•  анализ выполнения конвенций Мот, ратифициро-

ванных страной;

•  информирование общественности о работе совета, отечественном и зарубежном опыте регулирования соци- ально-трудовых отношений, разрешения коллективных трудовых споров и конфликтов.

для выполнения возложенных задач Совету предо- ставлено право:

•  осуществлять контроль за выполнением генерально-

го, отраслевых и местных соглашений, Концепции разви- тия социального партнерства и программы мер по ее реа- лизации;

•  получать информацию от компетентных органов о

ходе выполнения генерального, отраслевых и местных со- глашений, социально-экономическом положении респуб- лики, регионов, отдельных предприятий, практике регу- лирования социально-трудовых отношений, проводимой работе по совершенствованию социального партнерства;

•  заслушивать должностных лиц по вопросам соци-

ально-трудовых отношений;

•  в установленном порядке вносить предложения по совершенствованию законодательства республики Бела- русь по социально-трудовым вопросам; о приостановлении действия или отмене решений государственных органов, республиканских объединений нанимателей и профсою- зов, предприятий, учреждений и организаций, противоре- чащих национальному законодательству, нормам между- народного права, соглашениям между сторонами;

•  рекомендовать своих представителей в состав комис- сий по подготовке прогнозов социально-экономического

развития республики, проектов нормативных актов и го- сударственных программ;


 

 

•  привлекать к подготовке вопросов, выносимых на рассмотрение совета, представителей республиканских ор- ганов управления, объединений нанимателей и профсою- зов, формировать из их числа рабочие группы и комиссии;

•  освещать свою деятельность в средствах массовой ин-

формации.

сопредседателями национального совета по трудовым и социальным вопросам являются Заместитель премьер- министра республики Беларусь, руководитель Белорус- ской научно-промышленной ассоциации, председатель Федерации профсоюзов Беларуси.

помимо сопредседателей в состав совета входят еще не менее десяти представителей от каждой стороны с пра- вом решающего голоса (на основе принципа паритетнос- ти). персональный состав совета определяется сторонами путем переговоров с учетом принципов полномочности и делегирования прав. представительство республиканских объединений нанимателей и профсоюзов в рамках уста- новленных квот определяется пропорционально числен- ности их членов.

Члены совета имеют право вносить предложения по организации работы совета, совершенствованию взаимо- действия сторон и развитию системы социального пар- тнерства; обращаться с запросами к руководству минис- терств и других органов государственного управления, рес- публиканских объединений нанимателей и профсоюзов по вопросам, входящим в компетенцию совета, знакомиться с нормативными актами, статистическими, информацион- ными и справочными материалами.

решения совета принимаются голосованием при на- личии более половины представителей сторон и счита- ются принятыми, если каждая из сторон поддержала их большинством голосов. принятые в рамках его полномо- чий решения носят обязательный характер для сторон и реализуются ими посредством издания соответствующих


 

 

нормативных актов, других форм организационно-прак- тической работы.

сопредседатели председательствуют (поочередно) на заседаниях совета; организуют подготовку вопросов к его заседаниям; вносят предложения в план работы совета; организуют реализацию генерального соглашения и реше- ний совета, ежеквартально информируют стороны о ходе их выполнения.

положение о совете предусматривает наличие в его структуре координатора, который организует работу сек- ретариата совета; совместно с сопредседателями плани- рует работу совета; содействует взаимодействию сторон и достижению согласия между ними при выработке и реа- лизации решений совета; принимает участие в обсужде- нии вопросов, выносимых на рассмотрение совета, но в го- лосовании не участвует; согласует со сторонами вопрос об участии членов совета в заседаниях Коллегии и президи- ума совета Министров республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию совета; в случае необходимости по согласованию с сопредседателями приглашает для учас- тия в работе совета представителей сторон, не входящих в его состав; принимает участие в работе Коллегий прави- тельства, министерств и других органов государственного управления, руководящих органов республиканских объ- единений нанимателей и профсоюзов по вопросам, входя- щим в компетенцию совета.

рабочим органом совета, который формируется из представителей сторон, является секретариат. он осу- ществляет подготовку заседаний совета; контролирует исполнение его решений; информирует членов совета о проводимых мероприятиях; готовит сводный план меро- приятий, проводимых национальным, республикански- ми отраслевыми и региональными (областными) советами по трудовым и социальным вопросам; осуществляет учет отраслевых и местных (областных, городских и районных) соглашений; ведет делопроизводство совета; осуществля-


 

 

ет оперативную связь с республиканскими и местными органами государственного управления, объединениями нанимателей и профсоюзов, отраслевыми и местными со- ветами по трудовым и социальным вопросам, со средства- ми массовой информации.

совет созывается не реже одного раза в квартал. расхо- ды, связанные с деятельностью совета, компенсируются сторонами по взаимной договоренности.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.