Уровни коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений
пр и м е ч а н и е . в скобках приведено количество соглашений по состоянию на 1 января 2007 г.
если рассматривать механизм социального партнер- ства сверху вниз, то на его вершине оказывается генераль- ное соглашение. в республике Беларусь такие соглашения между правительством, республиканскими объединения- ми нанимателей и профсоюзов заключаются с 1991 года. особый статус генерального соглашения закреплен в час- ти 2 ст. 362 трудового кодекса республики Беларусь, где указывается, что «генеральное соглашение является осно- вой для тарифных и местных соглашений, коллективных договоров». таким образом, в республике Беларусь генеральное со- глашение служит отправной точкой коллективно-договор- ного регулирования трудовых и связанных с ними отно- шений на иных уровнях социального партнерства. оно ус- танавливает общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики и определяет основ- ные минимальные социальные гарантии со стороны госу- дарства, объединений нанимателей и профессиональных союзов для всех трудящихся и населения. а это значит, что включенные в него нормы не могут быть уменьшены при заключении отраслевых и местных соглашений, кол- лективных договоров. нельзя не отметить, что белорусский законодатель четко обозначил в трудовом кодексе республики Беларусь стороны различных коллективных соглашений о труде. в статье 359 настоящего Кодекса определено, что сторо- нами соглашения на республиканском уровне могут быть республиканские объединения профсоюзов и нанимате- лей, а также правительство республики Беларусь (пред- ставителями именно этих сторон заключается и подписы- вается генеральное соглашение). для координации взаимодействия правительства рес- публики Беларусь, республиканских объединений нани- мателей и профсоюзов (далее – стороны) по реализации согласованной политики в социально-трудовой сфере, за- щите прав и интересов граждан в Беларуси указом пре-
зидента республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 «о развитии социального партнерства в республике Бе- ларусь» создан Национальный совет по трудовым и социальным вопросам (далее – совет). в своей деятель- ности совет руководствуется Конституцией и другими актами законодательства республики Беларусь, между- народными нормами права, утвержденным положением о совете и строит свою работу на принципах социального партнерства. Основными задачами Совета, помимо участия в раз- работке и проведении согласованной социально-экономи- ческой политики, направленной на защиту прав и инте- ресов работников, повышение уровня жизни населения, являются также: поиск компромиссов и содействие конс- труктивному взаимодействию между социальными парт- нерами; подготовка генерального соглашения между пра- вительством республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов и контроль за его выполнением; координация деятельности социальных партнеров на отраслевом и местном уровнях, отраслевых и территориальных (областных, городских и районных) советов по трудовым и социальным вопросам; совершен- ствование системы и практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений; развитие взаимодействия с международными организациями и ана- логичными структурами других государств. в основные функции Совета входит: рассмотрение вопросов, требующих согласованных действий социальных партнеров; изучение, обобщение и распространение позитивно- го опыта регулирования социально-трудовых отношений, выработка рекомендаций и предложений по его практи- ческому применению; совершенствование механизмов взаимодействия сторон;
внесение предложений по совершенствованию тру- дового законодательства, организация экспертизы и рас- смотрение проектов нормативных правовых актов, регу- лирующих социально-трудовые отношения; анализ выполнения конвенций Мот, ратифициро- ванных страной; информирование общественности о работе совета, отечественном и зарубежном опыте регулирования соци- ально-трудовых отношений, разрешения коллективных трудовых споров и конфликтов. для выполнения возложенных задач Совету предо- ставлено право: осуществлять контроль за выполнением генерально- го, отраслевых и местных соглашений, Концепции разви- тия социального партнерства и программы мер по ее реа- лизации; получать информацию от компетентных органов о ходе выполнения генерального, отраслевых и местных со- глашений, социально-экономическом положении респуб- лики, регионов, отдельных предприятий, практике регу- лирования социально-трудовых отношений, проводимой работе по совершенствованию социального партнерства; заслушивать должностных лиц по вопросам соци- ально-трудовых отношений; в установленном порядке вносить предложения по совершенствованию законодательства республики Бела- русь по социально-трудовым вопросам; о приостановлении действия или отмене решений государственных органов, республиканских объединений нанимателей и профсою- зов, предприятий, учреждений и организаций, противоре- чащих национальному законодательству, нормам между- народного права, соглашениям между сторонами; рекомендовать своих представителей в состав комис- сий по подготовке прогнозов социально-экономического развития республики, проектов нормативных актов и го- сударственных программ;
привлекать к подготовке вопросов, выносимых на рассмотрение совета, представителей республиканских ор- ганов управления, объединений нанимателей и профсою- зов, формировать из их числа рабочие группы и комиссии; освещать свою деятельность в средствах массовой ин- формации. сопредседателями национального совета по трудовым и социальным вопросам являются Заместитель премьер- министра республики Беларусь, руководитель Белорус- ской научно-промышленной ассоциации, председатель Федерации профсоюзов Беларуси. помимо сопредседателей в состав совета входят еще не менее десяти представителей от каждой стороны с пра- вом решающего голоса (на основе принципа паритетнос- ти). персональный состав совета определяется сторонами путем переговоров с учетом принципов полномочности и делегирования прав. представительство республиканских объединений нанимателей и профсоюзов в рамках уста- новленных квот определяется пропорционально числен- ности их членов. Члены совета имеют право вносить предложения по организации работы совета, совершенствованию взаимо- действия сторон и развитию системы социального пар- тнерства; обращаться с запросами к руководству минис- терств и других органов государственного управления, рес- публиканских объединений нанимателей и профсоюзов по вопросам, входящим в компетенцию совета, знакомиться с нормативными актами, статистическими, информацион- ными и справочными материалами. решения совета принимаются голосованием при на- личии более половины представителей сторон и счита- ются принятыми, если каждая из сторон поддержала их большинством голосов. принятые в рамках его полномо- чий решения носят обязательный характер для сторон и реализуются ими посредством издания соответствующих
нормативных актов, других форм организационно-прак- тической работы. сопредседатели председательствуют (поочередно) на заседаниях совета; организуют подготовку вопросов к его заседаниям; вносят предложения в план работы совета; организуют реализацию генерального соглашения и реше- ний совета, ежеквартально информируют стороны о ходе их выполнения. положение о совете предусматривает наличие в его структуре координатора, который организует работу сек- ретариата совета; совместно с сопредседателями плани- рует работу совета; содействует взаимодействию сторон и достижению согласия между ними при выработке и реа- лизации решений совета; принимает участие в обсужде- нии вопросов, выносимых на рассмотрение совета, но в го- лосовании не участвует; согласует со сторонами вопрос об участии членов совета в заседаниях Коллегии и президи- ума совета Министров республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию совета; в случае необходимости по согласованию с сопредседателями приглашает для учас- тия в работе совета представителей сторон, не входящих в его состав; принимает участие в работе Коллегий прави- тельства, министерств и других органов государственного управления, руководящих органов республиканских объ- единений нанимателей и профсоюзов по вопросам, входя- щим в компетенцию совета. рабочим органом совета, который формируется из представителей сторон, является секретариат. он осу- ществляет подготовку заседаний совета; контролирует исполнение его решений; информирует членов совета о проводимых мероприятиях; готовит сводный план меро- приятий, проводимых национальным, республикански- ми отраслевыми и региональными (областными) советами по трудовым и социальным вопросам; осуществляет учет отраслевых и местных (областных, городских и районных) соглашений; ведет делопроизводство совета; осуществля-
ет оперативную связь с республиканскими и местными органами государственного управления, объединениями нанимателей и профсоюзов, отраслевыми и местными со- ветами по трудовым и социальным вопросам, со средства- ми массовой информации. совет созывается не реже одного раза в квартал. расхо- ды, связанные с деятельностью совета, компенсируются сторонами по взаимной договоренности.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|