Здавалка
Главная | Обратная связь

В регулировании социально-трудовых отношений



 

в соответствии со статьей 14 Закона республики Бе- ларусь «о профессиональных союзах» профсоюзы (объ- единения профсоюзов), их организационные структуры (подразделения) имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров (со- глашений) в соответствии с законодательством республи- ки Беларусь.

Как уже отмечалось ранее, если рассматривать меха- низм социального партнерства сверху вниз, то на его вер- шине оказывается генеральное соглашение. в республике Беларусь оно заключается с 1991 года и служит отправной точкой коллективно-договорного регулирования трудовых


 

 

и связанных с ними отношений на иных уровнях социаль- ного партнерства.

содержание определяется сторонами генерального соглашения. Генеральное соглашение между правитель- ством республики Беларусь, республиканскими объеди- нениями нанимателей и профсоюзов на 2006–2008 гг.1(далее – соглашение), помимо вводной части, состоит из семи глав:

1. Экономическая политика.

2. оплата труда, доходы и уровень жизни населения.

3. социальные гарантии.

4. развитие рынка труда и гарантии занятости насе- ления.

5. охрана труда, экологическая безопасность.

6. социальное партнерство, координация действий сторон, их права и обязанности.

7. Механизм реализации соглашения.

в главе «Экономическая политика» зафиксированы основные меры в области бюджетно-налоговой и ценовой политики, приоритетные направления стимулирования экономического роста и структурной перестройки эконо- мики, снижения налоговой нагрузки и повышение уровня жизни.

вторая глава соглашения включает основные показа- тели оплаты труда, доходов и уровня жизни населения. в ней содержится положение, согласно которому темп рос- та заработной платы не должен быть ниже темпа роста валового внутреннего продукта (ввп). тем самым предус- матривается механизм увеличения доли заработной платы

 

1 см.: Генеральное соглашение между правительством респуб- лики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2006–2008 годы // Федерация профсоюзов Бела- руси [Электронный ресурс]. Минск, 2007. режим доступа: http:// www.fpb.by/ru/menu_left/social_part/gen_agreement. дата доступа:

03.10.2008.


 

 

в составе ввп. в соответствии с соглашением необходимо было обеспечить размер среднемесячной заработной пла- ты к концу 2006 года в целом по республике в эквиваленте

300 долларов сШа, в организациях бюджетной сферы –

250 долларов сШа. в 2007–2008 годах уровень оплаты труда должен выдерживаться в соответствии с програм- мой социально-экономического развития Беларуси на

2006–2010 годы. в частности, к 2010 году среднемесячная зарплата по Беларуси должна составить в эквиваленте

500 долларов сШа. соглашением предусматривается раз- вивать систему регулирования заработной платы на осно- ве коллективных договоров и тарифных соглашений.

из нормативных условий соглашения весьма сущес- твенное значение имеет закрепленное в п. 29 положение, согласно которому в случае проведения санации субъек- тов хозяйствования либо их ликвидации обеспечивается первоочередная выплата заработной платы и компен- саций, предусмотренных трудовыми договорами, тариф- ными соглашениями и коллективными договорами.

в контексте реализации Концепции государственного управления охраной труда в республике Беларусь и рес- публиканской целевой программы по улучшению условий охраны труда на 2006–2010 годы принципиальное значе- ние имело принятое обязательство (п. 37.1 соглашения) разработать проект Закона республики Беларусь «об ох- ране труда»1.

соглашением (пп. 40.1–40.3) предусматривается, что

Правительство:

а) обеспечивает поддержку позитивной, социально зна- чимой роли профсоюзов и объединений нанимателей в со- вершенствовании коллективных трудовых отношений и развитии экономики республики;

 

1 Закон республики Беларусь «об охране труда» принят па- латой представителей 14 мая 2008 г.; одобрен советом республи- ки 4 июня 2008 г.


 

 

б) при подготовке нормативных правовых актов, за- трагивающих социально-трудовые и связанные с ними экономические интересы работников и нанимателей, на- правляет соответствующие проекты для рассмотрения и внесения замечаний и предложений республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов и рассматри- вает их позицию до принятия решения.

в соглашении уточнены, а по ряду позиций и усилены гарантии зашиты прав работников при контрактной фор- ме найма (пп. 49.7–49.13), закреплены условия, благопри- ятствующие деятельности профсоюзов и его актива.

важным звеном системы социального партнерства (на уровне отрасли, территории) являются отраслевые (та- рифные) и местные (региональные) соглашения, позво- ляющие во многих случаях реально усиливать социально- правовую защищенность работников, да и самих профсо- юзов. К примеру, 4 апреля 2006 г. Министерством труда и социальной защиты республики Беларусь под № 125 за- регистрировано тарифное Соглашение между Министер- ством архитектуры и строительства Республики Бела- русь, Союзом строителей и Белорусским профессиональ- ным союзом работников строительства и промышлен- ности строительных материалов на 2006–2008 годы. оно включает в себя существенно расширенные по срав- нению с нормами трудового кодекса республики Беларусь гарантии защиты социально-экономических и трудовых прав и интересов членов профсоюза, работников отрасли, а также обеспечения деятельности профсоюзных органи- заций.

так, в этом отраслевом нормативном акте, в отличие от норм трудового кодекса республики Беларусь, предусмот- рен размер минимальных гарантий в сфере оплаты труда на уровне республиканских тарифов для соответствующих профессионально-квалификационных групп работников, а не на уровне размера минимальной заработной платы.


 

 

определены соответствующие гарантии и дополнительные преимущества лицам, работающим по контракту.

соглашением предусмотрено обязательное согласова- ние с профсоюзными комитетами устанавливаемых в ор- ганизациях условий оплаты труда, порядка индексации заработной платы в случаях задержки ее выплаты, переч- ней средств индивидуальной и коллективной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда ра- ботников. на выполнение номенклатурных мероприятий по улучшению охраны труда соглашением установлено выделение нанимателем средств на уровне не менее 0,4 % от объема прямых затрат в строительстве и 0,25 % от об- щезаводских расходов в промышленности стройматериа- лов. данное соглашение гарантирует женщинам с момента установления беременности перевод с тяжелых и вредных работ на более легкую работу с сохранением средней зара- ботной платы.

рекомендуется также включать в коллективные догово- ры положения о выплате при гибели работника по вине на- нимателя семье погибшего единовременной компенсации в размере 10 годовых заработков погибшего, исчисленной по заработку за год от месяца, предшествующего несчас- тному случаю. при стойкой утрате трудоспособности в ре- зультате несчастного случая по вине нанимателя или про- фессионального заболевания выплачивается компенсация в размере одного среднемесячного заработка за каждый процент потери трудоспособности. при временной утрате трудоспособности по указанным выше основаниям лечение этих лиц осуществляется за счет средств нанимателя.

предусматриваются меры социальной поддержки ра- ботников, подлежащих увольнению. не допускается со- кращение работников, получивших в данной организа- ции травму или профессиональное заболевание. Кроме того, предприятие обязано осуществлять переподготовку работников по смежным специальностям и подготовку по новым профессиям, в том числе с отрывом от произ-


 

 

водства, сохраняя за работниками среднюю заработную плату на весь срок обучения. лицам, уволенным из орга- низации в связи с сокращением численности или штата работников, гарантируется приоритетное предоставление работы в случае возникновения вакансии в данной орга- низации. расторжение трудового договора по инициативе нанимателя по основаниям, предусмотренным пунктами

1, 3 статьи 42 трудового кодекса республики Беларусь, производится только с предварительного согласия соот- ветствующего профсоюза.

весьма внушителен в этом отраслевом соглашении пе- речень дополнительных прав и гарантий работников в слу- чае приватизации предприятия. представители профсою- за в лице председателей профкомов или их заместителей включаются в состав комиссий по преобразованию орга- низаций в процессе разгосударствления и приватизации. Членам трудового коллектива, принимающим участие в приватизации своей организации, предоставлена льгота на приобретение акций предприятия на 20 % ниже их но- минальной стоимости.

соглашение также предусматривает бесплатное пре- доставление профсоюзным органам, действующим в орга- низации, необходимых помещений, оборудования, транс- портных средств и средств связи, оргтехники и т. д.

таков далеко не полный перечень того, что вошло в от- раслевое соглашение, и тем самым позволило расширить границы социально-правовой защищенности работников, а также возможности правозащитной деятельности проф- союзных организаций в строительной отрасли.

целям усиления социально-правовых гарантий (с уче- том региональной, местной специфики) служат област- ные, городские, районные соглашения. с их помощью осуществляется защита общих интересов наемных работ- ников, занятых в определенном регионе (области, городе, районе) независимо от того, в каких отраслях экономики


 

 

они заняты. анализ этих соглашений показывает, что ими регулируются такие вопросы, как: оплата труда в услови- ях данного региона; обеспечение занятости населения, развитие экономики, сферы услуг и предпринимательства, охрана окружающей среды; экологическая безопасность, обеспечение конструктивного взаимодействия и социаль- ного партнерства сторон и т. д.

причем все больший удельный вес в местных соглаше- ниях приходится на долю сугубо конкретных обязательств. так, в Соглашении на 2005–2008 годы между Минским облисполкомом, областным объединением профсоюзов и Республиканским союзом нанимателей закреплены га- рантии, в соответствии с которыми не допускается уволь- нение по сокращению численности или штата работников, которые получили на предприятии профессиональное заболевание или увечье. а переводить таких работников на контракт можно только с предварительного согласия профсоюзного комитета. в соглашении предусматривает- ся выделение средств на дополнительные меры стимули- рования труда при переводе бюджетников на контрактную форму найма, а также предоставление им дополнительно- го отпуска, в том числе в период школьных каникул.

наниматели обязуются обеспечить гарантийные вы- платы за причиненный вред здоровью и жизни работников в результате несчастного случая на производстве и возмес- тить моральный вред.

установлены дополнительные гарантии защиты проф- союзных активистов: общественных инспекторов по ох- ране труда, работников, которые уполномочены профсо- юзами на участие в деятельности различного рода обще- ственных комиссий. Без предварительного письменного согласия профсоюзного органа не допускается наложение на них дисциплинарных взысканий. предварительное письменное согласие профсоюза требуется и в том случае, если наниматель намерен лишить премии, перевести на


 

 

контракт или освободить от занимаемой должности работ- ника, избранного руководителем профоргана.

в региональных соглашениях большое внимание уде- ляется определению прожиточного минимума и установ- лению минимального размера оплаты труда для данного региона.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.