И коллективных договоров в бюджетной сфере
в бюджетной сфере, в отличие от производственной, за- ключаются двусторонние соглашения, поскольку в этом сегменте социально-трудовых отношений государственные органы являются нанимателями. в перспективе по мере увеличения количества негосударственных учреждений возможно создание объединений нанимателей, которые будут функционировать в системе социального партнер- ства наряду с государственными органами и представлять интересы нанимателей-собственников. на отраслевом уровне сторонами социального парт- нерства в бюджетной сфере выступают отраслевые проф- союзы в лице их руководящих органов, а также органы государственного управления (министерства, управления и отделы областных, районных, городских исполкомов), являющиеся нанимателями. в организациях и учреждениях интересы работников представляют профорганизации или иные органы, а ин- тересы нанимателей – администрация. в состав админис- трации в учреждении входят: руководитель учреждения, его заместители, руководители функциональных струк- турных подразделений, юрисконсульт, работники кадро- вой службы. если в учреждении функционирует несколько профсо- юзов, то целесообразно заключать только один коллектив- ный договор.
в отличие от хозрасчетных предприятий, в бюджет- ных учреждениях сфера действия колдоговорного регули- рования ограничена лишь теми вопросами, решения по которым принимает администрация организации, уч- реждения без согласования с вышестоящими органами. например, тарифная ставка первого разряда в договорах и соглашениях бюджетной сферы не может быть предус- мотрена выше установленной на государственном уровне. а увеличение зарплаты при наличии средств может осу- ществляться лишь в виде премий, надбавок и доплат. в соответствии со своей компетенцией администрация заключает коллективные договоры с профсоюзами или другими представительными органами коллектива учреж- дения, преимущественно по вопросам, которые не предпо- лагают прямое бюджетное финансирование, а связаны с повышением эффективности труда членов коллектива1. в этой связи заметим, что решение финансовых про- блем в учреждениях бюджетной сферы во многом может быть обеспечено на стадии подготовки и заключения Ге- нерального соглашения. профсоюзные комитеты учреж- дений бюджетной сферы должны оказывать давление на отраслевые профсоюзные органы и через своих представи- телей в рабочей группе по подготовке Генерального согла- шения активно влиять на принимаемые решения по воп- росам, включаемым в это соглашение. представителям министерств непроизводственной сфе- ры также целесообразно лоббировать интересы своих от- раслей в национальном совете по трудовым и социальным вопросам с тем, чтобы с помощью Генерального соглаше- ния улучшить финансирование отраслевых организаций. при достижении по этим вопросам согласия на националь-
1 Более подробно о разработке и заключении коллективных договоров см.: Коллективный договор на предприятии: метод. материалы для разработки коллективных договоров / под ред. Ф.п. витко [и др.]. Минск, 1997.
ном уровне соответствующие согласованные показатели бюджетных расходов могут быть включены в проект За- кона республики Беларусь «о Государственном бюджете». в силу указанного обстоятельства профсоюзам работни- ков бюджетной сферы целесообразно заблаговременно до разработки проекта Государственного бюджета на следую- щий год инициировать рассмотрение и актуализацию со- ответствующих положений Генерального соглашения. другие согласованные на основе отраслевого соглаше- ния позиции министерства и отраслевого профсоюза по социальной защите работников, а также по вопросам под- готовки кадров, охраны труда, повышения ответственнос- ти работников за непрофессиональное и недобросовестное исполнение своих должностных обязанностей и другим, должны найти отражение в коллективных договорах уч- реждений. причем в этих договорах могут быть сформули- рованы только те нормы и положения, которые улучшают материальное положение и условия труда по сравнению с законодательством и соответствующим отраслевым и/или местным соглашением. в местных соглашениях, наряду с другими вопроса- ми, как правило, предусматривается непосредственное участие всех сторон социального партнерства в обеспече- нии устойчивого функционирования бюджетной сферы на данной территории. органы государственной власти и объединения нанимателей берут на себя обязательства по материальной поддержке этой сферы в соответствии с имеющимися у них возможностями. а объединения проф- союзов через профсоюзные комитеты в учреждениях про- водят работу в коллективах по повышению качества об- служивания населения работниками бюджетной сферы, а на предприятиях производственной сферы инициируют выделение части заработанной прибыли на поддержку бюджетной сферы. в зависимости от наличия финансовых возможностей и остроты тех или иных проблем бюджетной сферы сто-
роны местного соглашения могут договариваться о при- оритетах развития отдельных отраслей, о создании фонда поддержки этой сферы, об организации и проведении кон- кретных мероприятий и их финансирования за счет мест- ных источников и т. п. в бюджетной сфере необходимо совместными усили- ями профкому и администрации искать дополнительные источники доходов и по согласованию сторон использовать полученные доходы на производственные и социальные нужды. целесообразно в ближайшей перспективе перейти к бюджетному финансированию учреждений по принципу оплаты государством за выполненные объемы услуг в со- ответствии с определенными установленными стандарта- ми. Граждане, претендующие на более высокие стандарты обслуживания, должны оплачивать их. Это может стать важным дополнительным источником доходов учрежде- ний и существенно расширить возможности финансирова- ния обязательств в соответствии с заключаемыми коллек- тивными договорами и соглашениями.
Тема 10 ПОРядОК РазРешенИя КОллеКТИвных ТРудОвых СПОРОв, Связанных С заКлюченИеМ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|