Здавалка
Главная | Обратная связь

Цели и мотивы самопознания



Мотив— конкретноепобуждение к деятельности, в нем выражается та или иная потребность. Так, потребность в

общении активизирует мотив общения, потребность в труде — мотивы трудовой деятельности, потребность в самопознании — мотивы самопознания.

Цель— это образ будущего результата.

К предельно широким целям самопознания относятся познание своей личности в целом и

познание жизненных целей. Встречаются люди, которые целью самопознания ставят познание

себя как личности, своей Я-концепции не только на уровне сознания, но и на уровнях

бессознательного и сверхсознания (высшее бессознательное). Такое самопознание само по себе

может превращаться в жизненную цель, вытесняя все другие цели жизни на второй план.

Другой широкой целью самопознания являются жизненныецели. Прояснение,познание жизненных целей придает самой жизни устойчивость, целенаправленность,осмысленность

К узким целям самопознания относится то конкретное содержание своего образа Я,которое становится актуальным для нас в настоящий момент. Узкие цели могутрассматриваться в разных системах координат, например: мы познаем свои интеллектуальные возможности или черты характера; свойства внимания или свою коммуникабельность.

Возможна и системная постановка целей самопознания.

Одной из самых распространенных и широко применяемых в практике систем является система: «Хочу» — «Могу» — «Надо». Когда человек четко отвечает на эти вопросы — чего я хочу добиться в ближайшем и отдаленном будущем, каковы мои возможности и насколько все это отвечает требованиям социума, окружающих, — он значительно расширяет границы своего самопознания.

Такие м о т и в ы можно выделить в две группы:

специфические, т.е. лежащие в основе самой деятельности самопознания, и неспецифические, которые связаны с самопознанием опосредованно.

К специфическим мотивам относится интерес к себе. Интерес — это эмоционально окрашенная познавательная потребность. В данном случае — эмоционально окрашенная потребность в познании себя. Различают несколько стадий развития интереса к себе:

любознательность;

собственно интерес к себе;

страсть самопознания.

Любознательность — первоначальная форма интереса к себе — характеризуетсястремлением узнать о себе, главным образом, то, что человеку не известно, но может быть известно другим людям. При благоприятных условиях любознательность перерастает вустойчивый интерес к себе, который начинает определять все новые и новые целисамопознания, расширяет границы деятельности по познанию себя. Когда же интерес к себе переходит определенные границы, обретает эмоциональный накал, он превращается в страсть к самопознанию, и человек посвящает этой страсти значительную часть своей жизни.

К неспецифическим мотивам самопознания относятся все остальные мотивы:

мотивы, связанные с Я (сюда относятся мотивы самоуважения, целостности Я, мотив достижения самоидентичности, мотив признания себя со стороны других, в основе которых лежат уже анализированные нами потребности);

мотивы, связанные с саморазвитием (а именно мотивы самоутверждения, самосовершенствования, самореализации, самопрезентации, самоактуализации);

мотивы других видов деятельности (общения, престижа, достижения, познания, учения, моральные мотивы и др.).

15. Результаты самопознания

Прежде всего, на основе самопознания рождаются знания о себе. Эти знания группируются в конструкты по принципу близости, например интеллектуальные свойства, черты характера, эмоциональные качества, способности, поведенческие характеристики. В свою очередь, названные конструкты в своей совокупности выявляют образ Я. Согласование, обоснование компонентов образа Я проясняют для человека его Я-концепцию. Естественно, целиком и полностью Я-концепция не может быть осознана, так как значительная ее часть

остается в сфере бессознательного. Поэтому, как мы уже замечали, самопознание не может быть завершенным процессом.

Но знание о себе в целом, отдельных качеств личности не является единственным результатом самопознания. Уже в ходе самопознания включается эмоционально-ценностный компонент, который на завершающих этапах самопознания начинает играть все более заметную роль, и вместе с содержанием самопознания определяет специфику его результатов. Эмоционально-ценностные отношения многообразны и могут быть выражены в самых

различных понятиях: симпатия, любовь, отвержение, самоуверенность, самодостаточность и др.

Если попытаться выделить наиболее общие результаты самопознания с точки зрения эмоционально-ценностного отношения к себе, то к ним можно отнести чувство идентичности, самопринятие, самоуважение и как итог — чувство личностной компетентности. Все этипонятия тесно связаны друг с другом, активно изучаются и обсуждаются в современнойпсихологии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.