Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 4. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕХАНИЗМЫ



САМОПОЗНАНИЯ

Под механизмом понимается обычно то, что обеспечивает функционирование какой-

либо системы. Мы уже отметили, что самопознание является одним из механизмов

функционирования самосознания. В то же время и самопознание имеет свои собственные

механизмы, которые определяют его деятельность, способствуют началу и завершению актов

познавания себя. К таким механизмам относятся идентификация и рефлексия. Идентификация

дает возможность отождествления с кем-либо или чем-либо, а рефлексия, наоборот,

отстраниться от предмета анализа, «посмотреть» на весь процесс как бы со стороны.

Рассмотрим последовательно эти механизмы.

Идентификация

С позиций проблемы самопознания наиболее важными являются первые два аспекта.

Остановимся на них подробнее.

*Идентификация (лат.) — отождествление, равнозначность, уподобление, одинаковость, сходство.

Начнем с идентификации с другим человеком, другими людьми, образцом, в роли которого может выступать вымышленный герой, литературный персонаж. В свою очередь, здесь выделяются также две стороны: одна в ходе идентификации осуществляет перенос качеств другого на себя; вторая — перенос своих качеств на другого.

Постепенно идентификация становится универсальным механизмом и начинаетопределять направления развития личности, своеобразие ее самопознания. Первая идентификация происходит, конечно, с родителями.

Таким образом, через идентификацию личность познает другого человека, через подражание переносит познанное на себя и, обнаруживая перенесенное уже в себе, становится способной к установлению сходства и различия. Следовательно, в процессе идентификации с другим человек продвигается от простой имитации к присвоению и осознанию поведения,качеств, навыков и т.д., что изначально ему не принадлежало

Другой стороной идентификации является стремление приписывать собственные черты,свойства, взгляды, отношения другим людям. Подобным образом формируются наши многочисленные ожидания по отношению к другим людям.

Итак, мы рассмотрели первый механизм самопознания, но уже из контекста становится ясно, что этот механизм не может существовать изолированно и обеспечить полноценность процесса самопознания. Другим важным механизмом является рефлексия.

Рефлексия

Рефлексия* — обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия — это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым.

*Рефлексия (лат. ге/1есш) — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ .Проиллюстрировав понятие рефлексии, вернемся к нашей проблематике, а именнорассмотрим рефлексию как механизм самопознания.

Прежде всего необходимо заметить, что рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания.

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека;

личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;

интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то таких этапов, как показывает отечественный исследователь А. А. Тюков, будет Шесть.

1. Рефлексивный выход — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.

2. Интенционалъностъ (интенция — направленность) — направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.

3. Первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование.

4. Конструирование системы рефлексивных средств — выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.

5. Схематизация рефлексивного содержания — проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых

6. Объективизация рефлексивного описания — оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.