Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 5. БАРЬЕРЫ САМОПОЗНАНИЯ



Выдающийся австрийский ученый, один из основоположников этологии — науки о

поведении животных — К. Лоренц выделяет три препятствия на путы самопознания

человека:

1) самое примитивное. Оно мешает самопознанию человека тем, что запрещает ему

увидеть историю собственного возникновения. Другими словами, человек не желает признавать своего родства со своими братьями меньшими— животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что порождает самые невероятные теории о происхождении человека. (Как отмечает К.Лоренц, хотя происхождение от животных нередко и не отрицается прямое но близкое родство с шимпанзе либо перепрыгивается серией логических кульбитов, либо обходится изощренными окольными путями.);

2) эмоциональная антипатия к признанию того, что наше поведение подчиняется законам естественной причинности. Это препятствие порождается противоречием между смутным чувством несвободы и вполне оправданной потребностью в свободе воли и столь же оправданным желанием, чтобы их действия определялись не случайными причинами, а высокими целями;

3) наследие идеалистической философии, особенно в западной культуре, делящей мир на мир вещей и мир человеческого внутреннего закона, который лишь один заслуживает признания как ценности. Такое деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы — и потому нет ничего удивительного в том, что оно так глубоко вросло в общественное сознание.

Таким образом, наиболее общими препятствиями к самопознанию человека, согласно представлениям К.Лоренца, являются нежелание человека осознать себя частью природы, приписывание себя к высшей ценности и считающим себя вправе управлять природой.

 

Если с философских высот спуститься на уровень психологии отдельного человека, томожно выделить более прозаические барьеры, которые каждому из нас могут мешать познаватьсебя. Эти барьеры составляют две группы: первая обусловлена некоторыми объективными факторами, вторая — барьерами, которые сам человек выстраивает для себя.

К первой группе можно отнести барьеры:

-возникающие в результате несформированности мотивационных, процессуальных и оценочных компонентов самопознания (например, у человека отсутствует или слабо развита потребность в самопознании, нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки простого любопытства);

-несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа, оценивания, принятия;

-неумение полноценно использовать различные средства самопознания: идентификации и рефлексии;

-неспособность выстроить адекватный образ самого себя, принять собственную личность, обрести чувство личной идентичности.

Более интересной с точки зрения научного и практического познания является вторая группа барьеров, которые осознанно или неосознанно человек выстраивает сам:

-боязнь познания себя. Она возникает в результате подспудного страха личности обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе, заблокировало потребность быть на уровне собственных требований. Наличие этого барьера приводит к тому, что человек отказывается от самопознания примерно по тем же причинам, по каким он отказывается обращаться к врачу, лечь на обследование.

-стремление личности оценить себя в соответствии с требованиями социального окружения. Данный феномен хорошо описан в гуманистической психологии. Человек начинает жить, действовать в соответствии с требованиями социума, в результате его реальное Я все более отделяется от идеального Я

16. САМОРАЗВИТИЕ КАК ПРОЦЕСС. ФОРМЫ САМОРАЗВИТИЯ

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся вовремени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например,

последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

К ним относят: самоутверждение,самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить осебе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление

приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация — выявить в себе определенный

потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать

в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в

целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным,

с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в

полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой

стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и

самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития

испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя

есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и

результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и

самоактулизации.

17. САМОПРИНЯТИЕ И САМОПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМЫ

САМОРАЗВИТИЯ

§ 1. Самопринятие личности

Самопринятие — это признание права на существование всех аспектов собственной личности, как и личности в целом. Как сильные стороны, так и слабые, как положительные, так и отрицательные — все они имеют

равное право на существование, функционирование, какие бы отрицательные эмоции и переживания эти слабые стороны, негативные черты у нас ни вызывали. В психологии давно известен и доказан факт: чем в большей мере человек способен принимать себя, свои качества (даже те, которые вызывают негативные эмоции), тем в большей

мере он является гармоничной личностью и в большей степени способен к поступательному саморазвитию.

Однако проблема состоит совсем не в том, что человек не принимает что-либо в себе, а в том, что он просто не умеет этого сделать, не обладая соответствующими способностями, которые, в свою очередь, зависят от сложившихся установок; что многое в себе он просто не умеет обнаружить, так как непринимаемое, по законам психологии, уходит в область бессознательного.

В контексте рассматриваемой проблемы самопринятия как механизма саморазвитияособую актуальность приобретают следующие группы вопросов.

Во-первых, важно выяснить: что человек в себе безусловно принимает, признает и к чему положительно относится; что осознает в себе как негативное, порождающее отрицательные переживания (какие-то свойства или качества не принимаются, и начинаетсяборьба по их изживанию); что он в себе не осознает в силу того, что это неприемлемо и было вытеснено в бессознательное, поэтому и не может быть принято.

Во-вторых, особого обсуждения заслуживают случаи, когда у человека формируется отрицательная оценка самого себя как полное неприятие в силу функционирования установки«Я плохой». Эти ситуации различного отношения к себе и к другим описаны Э. Берном (американским ученым), который выделяет разные жизненные позиции индивида: «Я хороший— ты плохой», «Я хороший— ты хороший», «Я плохой —ты хороший», «Я плохой — ты

плохой». В двух последних случаях доминирует установка «Я плохой». Однако в последнем случае она выражает вообще негативный взгляд на мир: «Все плохие, в том числе и я». Эта позиция — самоуничижение и одновременно зависть к другим, кого воспринимают и оценивают как обладателей положительных свойств.

Такое неприятие себя либо приводит к самым безрадужным и пессимистичным мыслям, вплоть до мысли о самоубийстве, либо, наоборот, «на всю катушку» эксплуатируется личностью, чтобы выгадать для себя определенные материальные блага и преимущества (т.е. осуществляется элементарный процесс манипулирования другими).

В-третьих, принципиальное значение приобретает вопрос: почему разные люди по-разному принимают или не принимают одни и те же свойства и качества личности? Ответ на него и сложен, и прост одновременно.

§ 2. Самопрогнозирование личности

Одной из фундаментальных способностей человека является способность кпрогнозированию. Действительно, ежедневно и ежечасно людям приходится предвидеть, т. е.прогнозировать, развитие событий, предсказывать результаты, без этого было бы невозможнопланировать жизнь, деятельность и все, что с этим связано. Под прогнозированием в психологии понимают обычно предсказание, предвосхищение, предвидение будущего. Такое

прогнозирование всегда носит вероятностный характер. И это понятно — точно и однозначно

предвидеть и предсказать какие-либо события весьма сложно и проблематично.Чаще всего люди прогнозируют развитие каких-либо событий, поведение других людей,например: педагог обязательно прогнозирует результаты своего труда, которые в будущемпроявятся в виде уровня образованности и воспитанности детей. Когда же личность ставит себяв центр осуществляемого прогноза, предвидит результаты не только собственной деятельности,но и себя в новом или обновленном качестве, мы имеем дело с самопрогнозированием —способностью к предвосхищению событий внешней и внутренней жизни, связанных срешением задач предстоящей деятельности и саморазвития. В сочетании с самопознанием самопрогнозирование позволяет определить перспективы личностного развития, выделить тот идеальный образ Я, ту систему требований, к которым личность будет стремиться и на которые ориентироваться в ближайшее или более отдаленное время.

Обратимся к некоторым характеристикам самопрогнозирования как механизма саморазвития личности. К ним можно отнести следующие:

Содержание и направленность самопрогнозов могут быть рассмотрены с трех позиций:

1) ориентация на определенные события жизненного пути (поступки, события внутренней жизни, среды);

2) направленность самопрогнозов на предвосхищение событий среды и себя в них, своих поступков, событий внутренней жизни;

3)самопрогнозы, связанные с представлением себя на разных этапах жизненного пути, на разных этапах овладения деятельностью, направленные на создание представлений о развитии своих качеств в будущем. По содержанию в самопрогнозах выделяют образный и познавательный (когнитивный) компоненты: человек может буквально «видеть» себя в будущем (иметь образную картинку), а может рассуждать о себе. На то и другое накладывается разная мера четкости и осознанности (мысленной отфокусированности).

Определенность — неопределенность самопрогнозов. О данном параметре можно судить по четкости представлений или суждений личности о себе в будущем. При оценке степени определенности самопрогнозов важно проанализировать их аргументированность, доказательность, реалистичность.

Устойчивость самопрогнозов определяется по частоте обращений личности к одному и

тому же образу себя в будущем. Устойчивые самопрогнозы постепенно превращаются в

перспективы развития личности.

Глава 5. БАРЬЕРЫ САМОРАЗВИТИЯ

В качестве самого серьезного барьера (препятствия для саморазвития) является тот факт,что далеко не всегда человек становится субъектом собственного развития, эту функцию занего выполняют другие люди. Отсюда — отсутствие адекватной мотивации и целей саморазвития. Человек начинает «плыть по течению», самопостроение его личности определяется случайными событиями, ему трудно определиться в конкретной ситуации, еще

труднее выстроить адекватные перспективы. Поэтому такие люди чаще всего сетуют на обстоятельства, которые якобы мешают им в достижении поставленных целей. В то же время следует отметить, что иногда обстоятельства складываются удачно, порождая чувство удовлетворенности жизнью и собой. В таких случаях однозначно преодоление барьеров саморазвития связано с необходимостью оказания помощи человеку со стороны значимых других людей. Самостоятельно данный барьер преодолевается в исключительно редких случаях.

Следующая группа барьеров связана с неразвитыми способностями к самопознанию.

Нечеткое, расплывчатое представление о себе, сужение сфер и областей функционирования собственной Я-концепции приводят к тому, что индивид ставит либо нереальные либо неадекватные цели саморазвития. В итоге человек получает результаты, которые далеко его не удовлетворяют, не дают возможности ощутить себя полноправным субъектом, автором собственной жизни.

Особо хотелось бы остановиться на группе барьеров, которые обусловлены системойсложившихся стереотипов и установок.

Нельзя обойти вниманием и группу барьеров, которые определяютсянесформированностью механизмов саморазвития. Непринятие себя или частичное принятие,как мы уже показывали, приводит к неверной стратегии саморазвития, когда человек начинаеттратить свои силы не на то, чтобы открывать что-то новое в себе, а на борьбу со своими отрицательными качествами. На это может тратиться драгоценное время, а результаты как для

личности, так и для окружения остаются неудовлетворительными. Необходимо указать и на

роль сформированности механизмов самопрогнозирования личности.

Наконец, можно выделить особую группу барьеров, которая связана с отсутствиемнавыков самовоспитания, незнанием и неумением привлекать такие способы, которые позволяли бы строить себя в нужном направлении и реализовать в полной мере. Часто это сопровождается отсутствием волевых импульсов, когда человек, определяя для себя некоторые временные пороги саморазвития и самоизменения, не выдерживает их, продолжая вести себя, действовать по-старому.

В качестве барьеров саморазвития могут выступать и другие люди, которые путем неведения или целенаправленно препятствуют саморазвитию конкретного человека. В силу простой зависти или нежелания того, чтобы кто-то был лучше, совершеннее, они создаютпреграды, препятствия, нередко даже для своего близкого. И здесь нет ничего удивительного,срабатывают законы конкуренции, законы собственного личностного самоутверждения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.