Здавалка
Главная | Обратная связь

Формы и представители сторон социального партнерства



В практике взаимодействия представителей сторон социального партнерства используются раз­личные формы. К ним относятся:

- консультации сторон по актуальным проблемам социально-
трудовой политики;

- проведение переговоров по вопросам, представляющим вза­имный интерес;

- совместное участие в разработке законопроектов, нормативно-правовых актов в сфере труда;

- информирование сторон о намерениях или предпринимаемых
мерах в области трудовых отношений;

- заключение коллективных соглашений и договоров.

Под соглашением понимается нормативный акт, содержащий обя­зательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, терри­тории. В зависимости от уровня социального партнерства выделяют: генеральное соглашение (на республиканском уровне); тарифные со­глашения (на отраслевом уровне); местные соглашения (на уровне об­ласти, города, района) рис 2.

Сторонами соглашения выступают: на республиканском уровне -республиканские объединения нанимателей и профсоюзов, прави­тельство республики; на отраслевом уровне — соответствующие объе­динения профсоюзов и нанимателей, соответствующие отраслевые органы государственного управления (министерства, государственные комитеты, иные органы управления, уполномоченные правительст­вом); на местном уровне - соответствующие объединения профсоюзов и нанимателей, соответствующие местные исполнительные и рас­порядительные органы (обл-, гор-, райисполкомы).

Договорно-регулятивные нормы соглашений между социальными партнерами условно разделяют на две группы:

1) нормы, конкретизирующие и дополняющие законы и подза­конные акта о труде;

2)нормы, затрагивающие трудовые отношения, не урегулирован­ные действующим законодательством.

С точки зрения реального воздействия на трудовые отношения в соглашениях выделяют:

1) нормы, выполняющие четко выраженную договорно-регулятивную функцию;

2) положения рекомендательного характера, адресуемые субъектам социального партнерства нижестоящих уровней.

В генеральное соглашение включаются нормы и положения, кото­рые распространяются на все категории работников и слои населения республики. Генеральное соглашение может содержать положения о:

- развитии социального партнерства и сотрудничества, содей­ствии заключению коллективных договоров, предупреждению трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;

- основных критериях жизненного уровня работников и членов
их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, ми­нимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях,
стипендиях;

- заработной плате работников организаций, финансируемых из
бюджета и пользующихся государственными дотациями, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях в зависимости от роста цен;

- обеспечении занятости;

- охране труда и окружающей среды;

- иных трудовых и социально-экономических условиях.

Тарифные соглашения охватывают своим нормативным воздей­ствием нанимателей и наемных работников той или иной отрасли или группы ведомственно связанных между собой отраслей.

Местные соглашения распространяются на нанимателей и группы профессионально однородных наемных работников, чья деятельность осуществляется в пределах определенной местности.

Тарифные и местные соглашения устанавливают социально-экономические гарантии и преимущества для работников в зависимо­сти от особенностей отрасли или региона по вопросам:

- организации, условий, оплаты и охраны труда;

-информирование общественности о работе совета, отечест­венном изарубежном опыте регулирования социально-трудовьгх от­ношений.

На отраслевом и местном уровнях социального партнерства в Рес­публике Беларусь создаются соответственно отраслевые, областные, го­родские и районные советы по трудовым и социальным вопросам.

Система со­циального партнерства в Республике Беларусь носит многоуровневый характер. Она включает: республиканский уровень; отраслевой уро­вень; местный уровень (область, город, район); уровень предприятия. На каждом уровне выделяют представителей сторон социального партнерства.

Представительство интересов работников на различных уров­нях социального партнерства могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы (организации) или иные представительные органы работников, действующие на основе актов законодательства. Представителями интересов нанимателей выступают:

а) на республиканском, отраслевом и местном уровнях – соответ-­
ствующие объединения нанимателей;

б) на уровне предприятия - руководитель организации или лица,
уполномоченные учредительными документами организации или ло­-
кальным нормативным актом этой организации.

Профессиональный союз (профсоюз) - добровольная обществен­ная организация, объединяющая граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учеб­ных заведениях, связанных общими интересами по роду их деятель­ности как в производственной, так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов своих членов.

Объединение нанимателей - добровольное объединение юриди­ческих и физических лиц, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником, имеющим целью представительство и защиту своих прав и законных интересов.

Под коллективным договором понимается локальный норматив­ный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отно­шения между нанимателем и работающими у него работниками.

Сторонами коллективного договора выступают работники орга­низации в лице их представительного органа (профессионального союза и иного представительного органа, действующего на основании актов законодательства) и наниматель или уполномоченный им пред­ставитель (руководитель организации или лицо, уполномоченное уч­редительными документами организации или локальным норматив­ным актом этой организации).

Коллективный договор может содержать положения об:

а) организации труда и повышении эффективности деятельности
трудового коллектива;

б) нормировании труда, системах оплаты труда;

в) размерах тарифных ставок, доплат;

г) продолжительности рабочего времени;

д) создании здоровых и безопасных условий труда;

е) заключении и расторжении трудовых договоров;

ж) обеспечении занятости, профессиональной подготовке и пере­
подготовке;

з) регулировании внутреннего трудового распорядка;

и) строительстве и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;

к) предоставлении дополнительных гарантий многодетным и не­полным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

л) улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионе­ров, работающих или работавших у нанимателя;

м) создании условий для культурного досуга;

н) минимуме необходимых работ, обеспечиваемых при проведе­нии забастовки;

о) ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;

п) гарантиях работникам при разгосударствлении и приватизации;

р) ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;

с) других трудовых и социально-экономических условиях.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.