Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 4 ЛАВКА ТОРГОВЦА



Соколов А.В. Искусство двигать горы: три стратегии лидерства. СПб, Речь, 2010. – 143 с.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление................................................... 8

Глава 1 ПРОБЛЕМАТИКА ЛИДЕРСТВА15

Теория черт, или Метод «Идеальная невеста» 15

Метод «Давайте спросим у...»................... 20

Метод «Рабинович напел...»...................... 23

Метод «Измерение качества через количество» 24

Метод «Мозг Ленина»............................... 26

Подробнее о харизме................................. 27

Motivation speaker...................................... 32

Глава 2 СОБСТВЕННО ЛИДЕРСТВО…..34

Лидерский потенциал................................. 35

Психический бюджет................................. 39

Лидер и последователи.............................. 41

Самый сильный, Самый умный, Самый красивый 45

Архетипическая природа лидерских стратегий 47

Взаимодействие.......................................... 50

Краткие сравнения..................................... 52

И в заключение........................................... 53

Глава 3 ПРИЕМНАЯ ПРАВИТЕЛЯ ……54

Предназначение......................................... 57

Позиционирование..................................... 57

Отношение ко времени.............................. 63

Этичность................................................... 64

 

Стиль жизни....................................................... 64

Прямая речь Правителя.................................... 65

Резюме главы (краткое описание воздействия архетипа

на сознание индивида)....................................... 69

 

Глава 4 ЛABKA ТОРГОВЦА …..71

Мотивация......................................................... 72

Стиль жизни....................................................... 73

Эмоциональный интеллект............................... 75

Отношение к Системе........................................ 81

Перемены сулят возможности.......................... 83

Ну и в довершение прямая речь от Торговца..... 84

Резюме главы (краткое описание воздействия архетипа

на сознание индивида).......... ........................... 85

 

Глава 5 КЕЛЬЯ МУДРЕЦА………………….…..87

Предназначение................................................. 88

Стиль жизни....................................................... 89

Действие или созерцание................................... 92

Конкурентное преимущество............................ 92

Позиционирование по отношению к другим людям 95

Отношение к себе, самооценка.......................... 96

Отношение к Системе........................................ 97

Резюме главы (краткое описание воздействия архетипа
на сознание индивида)........................................ 102

Глава 6 КАРЬЕРА………………………………104

Под пятой Правителя...................................... 105

В обнимку с Торговцем.................................. 108

В беседах с Мудрецом.................................... 114

Глава 7 ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИЙ И МИФЫ
О САМОРАЗВИВАЮЩИХСЯ ОРГАНИЗАЦИЯХ
119

 

Глава 8 ПРОБУЖДЕНИЕ ….122

Стратегии в балансе................................ 125

Актуализация........................................... 126

Постановка цели...................................... 127

Формулировка цели................................ 128

Конкретизация образа............................. 129

Программа действий............................... 131

Поддерживающая среда..................... .....132

Рекомендации по актуализации каждого из архетипов ........132

Дифференциация архетипа...................... 137

Частые опасения....................................... 138

 

Литература……………………………………………..141

 

Екатерине Соколовой посвящается

Эта книга для тех, кто уже твердо
решил перевернуть эту Землю, но пока
еще не подобрал нужный рычаг.

Никогда не поздно стать тем, кем вы
могли бы стать.

 

Джордж Элиот

 

Вступление

 

Это произошло в Ростовском соборе на Пасху. Мы вместе с моей знакомой, которая буквально за два месяца до этого приняла православие, пришли в церковь.

Разумеется, внутри собора было очень многолюдно, и долго мы там не задержались.

Но находясь в храме и глядя на иконы, я сделал поразившее меня наблюдение: среди святых довольно много воинов (в основной массе своей святые, разумеется, монахи и священники), но нет ни одного купца. Да, еще сам Иисус лично выгнал торговцев из храма.

Интересно другое: то, что монахи и священники становятся святыми, это понятно, это, по сути, высшая ступень их служения Богу. Но вот как становятся святыми воины? Ведь они проливают кровь, прямо нарушая одну из главных Заповедей (и, кстати, на иконах воины обычно изображены с оружием).

Но это не мешает многим из них быть канонизированными. Однако парадокс для меня заключался не в этом. Больше всего меня удивило другое.
Ведь купцы и торговцы никого не убивают и вообще не склонны к насилию, более того, они даже иногда жертвуют серьезные деньги на нужды церкви.

И тем не менее, никому из них не суждено быть канонизированным. Да что там! Их даже из храма изгоняют, несмотря на их сравнительно мирный и кроткий нрав. Почему же так происходит? Примерно таковы были мои мысли.

 

И как я понял впоследствии, именно этот случай в храме стал отправной точкой создания теории о трех ипостасях лидерства.

Будучи бизнес-тренером, я постоянно пересекаюсь с темой лидерства. Мне неоднократно предлагали провести тренинги или мастер-классы по этой теме. Однако я или вынужден был отказаться от этих заказов или, слегка слукавив, перекраивал тему на что-то более понятное и привычное для меня.

Проблема в том, что, несмотря на массу исследований, теорий и публикаций по этой теме, нигде нет ответов на ключевые вопросы. Что такое Лидерство? Можно ли научиться быть Лидером? Как это сделать?

Точнее, попыток ответить на эти вопросы множество. Но в большинстве своем они лишь еще более все запутывают и уводят нас в сторону. Например, существуют целые списки лидерских качеств и компетенций, характеризующих «подлинного лидера». Однако сложность заключается в том, что
эти качества никак не взаимосвязаны между собой (а зачастую и прямо друг другу противоречат), и совершенно непонятно, какие из этих качеств являются ключевыми, а какие — вспомогательными.

В общем, чем больше я читал литературы по теме, тем сильнее запутывался.

Мне никак не удавалось найти той самой «хорошей» теории.

Ведь, как известно, нет ничего практичнее хорошей теории.

Такой теории, которая обеспечивала бы четкую систему координат для дальнейших действий.

И которая позволила бы мне создать эффективный и работающий тренинг по теме «Лидерство».

Притом что по другим направлениям бизнес-обучения (переговоры, продажи и пр.) есть прекрасные концепции, позволяющие тренерам создавать прагматичные и эффективные инструменты для обучения и развития специалистов в самых разных сферах рынка.

Но в области исследований лидерства ситуация, прямо скажем, печальная.

В большинстве книг в ответ на вопрос «Как стать лидером?» следует нечто невразумительное, вроде: «Нужно развивать лидерские качества» и далее в столбик перечисляется

 

такое количество (безусловно, прекрасных) человеческих качеств, что становится грустно и опускаются руки. Или же в очередной раз следует рассказ о жизни великих лидеров прошлого (Чингисхан, Сталин, Черчилль и пр.). И выводы напрашиваются сами собой: для того чтобы стать лидером, нужно, к примеру, стать таким, как Черчилль. Но вот мне, например, непонятно, чтобы стать великим лидером, обязательно ли выпивать бутылку коньяку в день, как это, по слухам, делал Черчилль? И обязательно ли приходить на работу в сильном опьянении, как это, опять же по слухам, делал Черчилль? Вокруг их жизней уже сформировано столько фантазий, мифов и грез, что добыть что-либо конкретное, четкое и ясное — дело практически безнадежное.

Кроме того, в литературе по лидерству попытки дать четкие и прагматические определения просто тонут в потоке высокопарной поэтической чепухи.

Например, о том, что лидер — обязательно человек высоконравственный, а всю свою жизнь кладет сугубо на то, чтобы удовлетворить все групповые и личные запросы своих последователей. Да и собственно основное его предназначение исключительно в том, чтобы взять на себя всю полноту ответственности за своих последователей. На мой взгляд, это просто исследователи фантазируют о том, какой лидер был бы идеален для них. А стало быть, самому лидеру читать такие книги чревато, поскольку это ведет к сомнениям в своей правоте и затуманивает разум.

И все же, как люди становятся лидерами?

И еще вопрос вдогонку: почему одни становятся лидерами, а другие — нет?

В дальнейшем мы остановимся на этом подробнее, а если кратко, то вот:

 

Лидер — человек недовольный миром и активно меняющий его вокруг себя.

 

Разумеется, речь идет о субъективном недовольстве миром. И ведь если ты в целом доволен миром, то у тебя не будет сил, чтобы попытаться его изменить. Да и зачем тебе в этом случае его менять? От добра добра не ищут, так ведь?

И только если этот мир тебя не устраивает, то твое сердце будет постоянно жечь огонь, не дающий тебе покоя и заставляющий тебя идти вперед.

 

Важно помнить, что лидером движет не жажда власти или славы или стремление к материальным благам как таковые. Им движет стремление изменить мир и сделать его приемлемым и комфортным для себя. А власть, слава и деньги — это лишь средства для достижения цели…

 

ТОРГОВЕЦ

 

Ценность — выгода.

Вайшьи — это торговцы, ремесленники. Если шудре все равно, что пить и с кем, то вайшьи понимают: чтобы продать что-то, надо хотя бы поговорить с человеком. Надо быть опрятным, приветливым и членораздельным. Вайшью больше замечают людей. Они для них более реальны, чем для шудры. Вайшьи получают наслаждение от всяческих жизненных процессов. Взять товар, отвезти его, постоять на базаре, поторговаться. Или найти сырье, поговорить с поставщиком с рабочими, с заказчиками и т. д. Они работящие ребята. Вайшьи немного жуликоваты. Они ищут свою выгоду. Они смекалисты. Не вполне честные. Они не любят законы. За ними нужен присмотр. «Кулак» — это типичный вайшью. В их мир входят, помимо тел, орудия труда, здания, дороги. Они очень хозяйственные. Все в семью. Они могут взять ответственность за других, за своих работников. Семейные предприятия. Лавки. Крестьянское хозяйство. Такси. Ну и так далее.

ПРАВИТЕЛЬ

 

Ценность — закон и честь.

Кшатрии — это воины, полководцы, администраторы, короли, цари, президенты. Кшатрий знает, что есть закон. Он присматривает за вайшью и шудрами. Кшатрий следит, чтобы вайшью все не растаскали по своим

 

норам. Кшатрий обеспечивает существование государства. Он ведет войны, судит, наказывает. Он выстраивает отношения между людьми. Собирает налоги, распределяет субсидии. Следит, чтобы в погоне за собственным интересом вайшью не разорили землю. Кшатрий получает наслаждение от понимания, что есть закон, и от обеспечения выполнения закона. Он уже мыслит не категориями семьи и производства, а общественными интересами, интересами групп людей. Он обеспечивает выживание города, области, государства. Это важнее для него, чем деньги. Он борется за власть. Власть для него — это инструмент, рабочий инструмент. Он умеет ею пользоваться. У него есть закон, и он его соблюдает.

И тот, кто нарушает закон, — кшатрий с ним борется. Интересы групп людей для него выше интересов отдельного человека. Он может убить, если это поможет группе людей выжить. Он оперирует массами людей. В его мир входят люди, их связи, социальные институты, армии, налоги, государство. Он кшатрий — защитник и предводитель. К нему идут за защитой, за судом, за справедливостью, за привилегиями, за концессиями, за должностями, за службой. Кшатрии — гордые ребята. Гордость и честь для них что-то значат. Вайшью может поступиться гордостью ради выгоды.

Для кшатрия — это практически невозможно. Если кшатрий покажет свою слабость, то ему могут перестать подчиняться. И он окажется не у дел.

 

МУДРЕЦ

 

Ценность — знания, истина.

Брахман — это человек Знания. Он исследует мир, людей, ищет смысл происходящего. Он рассказывает остальным, зачем все это, то, что они видят, с чем связываются. Почему так происходит, а не иначе. Брахман дает кшатрию законы, которые тот с радостью защищает. Брахман объясняет смысл и назначение жизни. Брахман всю жизнь учит и учится. Это философы, ученые, исследователи, экспериментаторы, знахари, ведуны.

 

шаманы, жрецы, священники, монахи. Брахман не привязан к материальным ценностям, к семье, к государству, к морали. Исследование, познание для него важнее всего. Истина дороже. Истинный брахман не подчиняется никому. Он ни от кого не зависит.

Самая большая ошибка для него — это пойти в услужение. Поставить свое выживание в зависимость от милости кого бы то ни было. Он не привязан ни к чему. Брахман понимает относительность всего. Для него даже его собственная жизнь не имеет особого значения. Известно много случаев, когда такие люди рисковали здоровьем или даже жизнью ради познания. Они ставили на себе опыты, порой смертельно опасные. Они могут все отдать за знания. Отдать деньги, семейное благополучие, годы жизни.

Брахман вне закона. Брахман сам устанавливает законы и объясняет, как их соблюдать. Он строит общество. Он дает идеологию, мораль, показывает картину мира. Аля него нет авторитетов. Он может быть бос и гол, но он не пойдет в наем, в услужение. Потому что тогда в своих размышлениях и исследованиях ему придется все время оглядываться на работодателя, на того, от кого он зависит. И подстраивать картину мира под кшатрия, под хозяина. В таком случае может пострадать истина, что совершенно недопустимо для брахмана.

Только брахман может влиять на кшатрия. Фактически брахман — это столп, на котором все держится. У всех остальных функции обеспечения потребностей государства. А само общество создается брахманами.

Как в теле человека, брахман — голова, кшатрий — руки, вайшью — живот, шудры — ноги. И без любой этой части человек неполноценен. Он или мертв, или калека.

Автор непосредственно этого текста мне неизвестен, но позднее друзья мне сообщили, что основываются эти рассуждения на работах Жоржа Дюмезиля (http://ru.wikipedia.org/wiki/Жорж_Дюмезиль)[1].

 

 

Глава 3. ПРИЕМНАЯ ПРАВИТЕЛЯ

 

Настоящий чекист должен иметь холодный ум,

горячее сердце и чистые руки

Феликс Дзержинский

Итак, Приемная. Каждый из нас бывал в подобной приемной. Там вас встречает секретарь, которая не особенно рада вас видеть, о чем тут же недвусмысленно дает понять. Вы садитесь на один из ряда стульев и начинаете ждать. Даже если вам придется ждать всего 10-15 минут, у вас все равно хватит времени, чтобы подумать о «вечном» и если не впасть в состояние безысходной тоски, то хотя бы подрастерять уверенность в себе.

Наконец вас приглашают и вы заходите в кабинет (двери двойные и тяжелые).

И вот сам кабинет. Он поражает своими огромными размерами. При этом все здесь на своих местах и все имеет свой смысл. Здесь свой феншуй с собственной логикой.

У первого лица «системы» самый большой кабинет. Вам нужно пройти с десяток шагов, чтобы приблизиться к столу Т-образной формы. И даже после этого до хозяина кабинета будет оставаться метров пять. Вы должны ощутить субординацию и как следует ею проникнуться, если еще не вполне успели это сделать, ожидая своего часа в приемной.

Я помню, как в первые, будучи студентом 4-го курса, оказался в кабинете ректора в качестве Председателя Союза студентов. К тому моменту, как я добрался до предложенного стула у Т-образного стола, я уже был ни жив, ни мертв.

 

Далее, на стене, обычно над головой руководителя — портрет нынешнего лидера государства. Он, конечно, символизирует безусловную лояльность нашего Правителя высшему руководству.

На столе возле руководителя в рамочке стоит небольшая фотография. Вам обычно не видно саму фотографию. Но можете не мучиться от любопытства. На фотографии кто-то из членов семьи (обычно дети или внуки) либо вся семья вся целиком.

Стол огромен, массивен и практически пуст.

Кстати, если на столе кипы бумаг — это серьезный знак. Вы уверены, что вы действительно попали на прием к первому лицу?

У Правителя — первого лица организации — на столе нет и не может быть никаких стопок бумаг!

Но к делу.

Если вы хоть как-то понимаете, куда вы попали, то у вас в руках имеется пара листов А4 (или документов), где тезисно описана суть вашего вопроса.

После того как вы скомканно произнесли приветствие, вы передаете эти листы ему. Какое-то время он, молча и внушительно, их просматривает (он их обычно не читает, это просто ритуал такой), после чего интересуется, в чем суть вашего дела.

Дальнейший ход разговора уже зависит от того, насколько хорошо вы проработали вопрос и чьей поддержкой внутри системы уже заручились.

«Первый» будет с вами общаться, лишь если увидит, что вопрос проработан, то есть на документах уже стоят положительные резолюции, визы одного или двух его замов.

Таким образом, если вопрос проработан, то вам задают пару проясняющих вопросов, после чего ставят высокую визу, либо, если не проработан, вас отправят дальше блуждать в дебрях системы.

Впрочем, давайте вернемся в интерьер.

Пока он смотрит на ваши документы и сосредоточенно шевелит губами, вы можете посмотреть по сторонам.

В углах и шкафах стоят многочисленные подарки и знаки верноподданнической лояльности. Собственно, этот обычай

 

существует с древних времен. Некоторые подарки даже изменились мало с тех времен. Раньше дарили мечи, ковры и золото. Сейчас дарят сабли, картины и дорогие ручки с золотым пером. А на Украине руководству дарят деревянные булавы.

Конечно, это не универсальное описание. В кабинетах первых лиц бизнес-систем обстановка будет различаться, порой незначительно, а порой существенно. В бизнесе порядки другие.

А вот этот текст мне попался через три месяца после написания того, что выше:

«Берия открыл дверь, и мы вошли в приемную таких огромных размеров, что стоявшие там три письменных стола выглядели совсем крошечными. В приемной находились трое: двое в кителях того же покроя, что и у Сталина, и один в военной форме. Берию приветствовал невысокий, казавшийся с виду коренастым, человек в зеленом кителе, голос которого звучал тихо и бесстрастно. (Уже потом я узнал, что это был Поскребышев, начальник секретариата Сталина.) Мне показалось, что в этой комнате было правилом полное отсутствие внешних проявлений каких бы то ни было эмоций. И действительно, таков был неписаный и раз навсегда утвержденный Сталиным и Молотовым порядок в этом здании.

Поскребышев ввел нас в кабинет Сталина и затем бесшумно закрыл за нами дверь.

В этот момент я испытывал те же чувства, что и в прежние встречи со Сталиным: волнение, смешанное с напряженным ожиданием, и охватывающий всего тебя восторг. Мне казалось, что биение моего сердца могут услышать окружающие.

При нашем появлении Сталин поднялся из-за стола. Стоя посередине кабинета, мы обменялись рукопожатиями, и он жестом пригласил нас сесть за длинный стол, покрытый зеленым сукном. Рабочий стол самого Сталина находился совсем рядом в углу кабинета. Краем глаза я успел заметить, что все папки на его столе разложены в идеальном порядке, над письменным столом — портрет Ленина, а на другой стене — Маркса и Энгельса.

 

 

Все в кабинете выглядело так же, как в прошлый раз, когда я здесь был. Но сам Сталин казался другим: внимательным, спокойным и сосредоточенным. Слушая собеседника, он словно обдумывал каждое сказанное ему слово, похоже имевшее для него особое значение. И собеседнику просто не могло прийти в голову, что этот человек мог быть неискренним».

Павел Судоплатов «Спецоперации»

 

Как видите, отличий практически нет.

 

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

 

Итак, вот он перед нами.

Именно о нем написаны все героические эпосы человечества. Именно он убивает драконов и освобождает прекрасных принцесс.

Именно он не знает усталости и страха и, превозмогая боль, приносит человечеству справедливость и надежду на лучшую жизнь.

Впрочем, он же является и жестоким тираном, посылающим тысячи человек на верную смерть ради укрепления собственной власти.

Именно Правителю мы обязаны существованием всех организованных человеческих общностей. И демократии и диктатуры, монархии и огромные завоевательные армии, бизнес-империи и любые другие организации, все, что в этом направлении было когда-либо создано и будет когда-либо создано человечеством. Все это выстраивают Правители, выжимая из этих организаций максимальную эффективность.

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

Правитель и сам себя не мыслит вне Системы (здесь и далее под Системой я подразумеваю любую человеческую организованность). Он всегда должен принадлежать к какой-либо общности. Он должен знать, каковы благие цели этой общности, кто в ней первый и кто последний. А также, самое главное, каковы

 

правила игры. Для того чтобы Правитель начал действовать, ему необходимо выяснить, кто здесь начальники и кто подчиненные; каковы правила, то есть права и обязанности, полномочия, схема взаимодействия по горизонтали и по вертикали.

Поэтому любую ситуацию он рассматривает через две позиции: Свой — Чужой.

Любой в твоей организации всегда прав по отношению к аутсайдеру (внешнему человеку). Даже если твой солдат не прав, то он прав; ситуация может быть улажена между вами двумя позднее.

V. «Менеджер мафии»

 

К Чужим правила и законы относятся постольку поскольку. Раз они не принадлежат к Системе, то они потенциальные Враги и, значит, с ними можно особо не церемониться.

Правила, законы и этические принципы, которые действуют внутри системы и священны для Правителя, на чужих не распространяются. Правитель, конечно, не будет с ними агрессивен, но вот если не дай бог они сами проявят агрессивность к Системе, то пощады ожидать не стоит. Всякий Враг Системы — личный Враг Правителя.

И поверьте, Правитель может быть очень жесток и кровожаден.

 

«В те дни я искренне верил – продолжаю верить и сейчас — что Зиновьев, Каменев, Троцкий и Бухарин были подлинными врагами Сталина. В рамках той тоталитарной системы, частью которой они являлись, борьба со Сталиным означала противостояние партийно-государственной системе советского государства.) Рассматривая их как наших врагов, я не мог испытывать к ним никакого сочувствия. Вот почему мне казалось, что, даже если обвинения, выдвинутые против них, и преувеличены, это, в сущности, мелочи».

Павел Судоплатов «Спецоперации»

 

Предательство! Это самое страшное преступление для Правителя. Предатель заслуживает как минимум презрения,

 

а как максимум — мучительной смерти. Человек, предавший своих товарищей, а значит, и самое Систему, жизни не заслуживает. Предательства Правитель не прощает никому и никогда.

В отношении к системе кроется и главная слабость Правителя. Поскольку он не видит себя вне системы, то крах Системы парализует его. А если Система его выбрасывает (например, в связи с выходом на пенсию), то это может привести к смерти Правителя (конечно, не самого архетипа, а за-
хваченного им индивида).

Правитель больше всего боится того, что он окажется неэффективным для Системы, и она отвергнет его.

Поэтому Правитель «повернут» на эффективности. Его всегда преследует мысль о том, что все, что он делает, можно было бы сделать быстрее, качественнее и правильнее.

Отсюда и любимая пословица Правителя: «Чтобы только оставаться на месте, нужно быстро бежать вперед». Именно из уст людей, захваченных Правителем, я постоянно слышу эту фразу. Так что для меня она уже давно стала диагностической. И поверьте, ни от одного Торговца, а уж тем более
Мудреца вы ее в качестве девиза не услышите.

Именно отсюда следуют потрясающие работоспособность и трудолюбие. Он воистину способен на трудовые подвиги.

К своим подчиненным он относится, как к одному из ресурсов, и щадить их не намерен. Еще одна диагностическая фраза: «Да, я строг к другим. Но прежде всего, я строг к самому себе!»

Его идеал подчиненных — беспредельно верные Системе «солдаты», каждый из которых, подобно своему Правителю, готов отдать все свои силы и самое жизнь во благо Системы. «Солдаты», которые думают только о служении Системе, которые не заботятся о собственном комфорте и не имеют эгоистичных желаний. Те, кто трудится изо всех сил на благо
общей Победы, а не ради собственной выгоды.

К себе и своему телу Правитель относится тоже как к ресурсу для достижения своих высоких целей. Помните такую фразу: «Я не знаю, как побеждать других, я знаю, как побеждать себя!»? Это отличная иллюстрация для понимания того, как реализовывает себя этот архетип. В некоторых случаях это отношение может принимать катастрофические формы.

 

Поскольку воля Правителя не позволяет ему идти на поводу желаний тела, то он может перейти границы возможностей собственного организма.

Так это бывает, например, со спортсменами, когда человек по окончании успешной спортивной карьеры становится настоящим инвалидом.

Конечно, он очень волевой. И превозмогая себя, ограничивая себя, он даже испытывает от этого некоторое удовольствие.

Контроль эмоций — еще одна важнейшая характеристика. Правитель отчетливо сознает, что упустить контроль над собственными эмоциями означает потерять контроль над ситуацией, и тогда уже не ты управляешь, а тобой управляют.

Поэтому Правитель уделяет особое внимание самоконтролю в целом и контролю над эмоциональной сферой в первую очередь.

В результате эмоциональная сфера Правителя становится забитой и недифференцированной. У него большие проблемы с проявлением чувств.

Как известно, в психологии чувства и эмоции разделяются как разные процессы. Кратко говоря, чувства длительны и затрагивают всю душу и личность человека, а эмоции кратковременны и ярки и служат как раз для выражения чувств.

Так вот, Правитель способен любить всем сердцем, быть преданным как пес, а если уж он возненавидит, то это — на всю жизнь.

Вот только выразить эту богатую жизнь чувств ему очень трудно.

Помните эту песню: «Жил отважный капитан, он объездил много стран, и не раз он бороздил океан... раз пятнадцать он тонул, погибал среди акул, но ни разу даже глазом не моргнул...»?

Вот это как раз о нашем герое. В бою он бесстрашен как тигр, при проявлении чувств, например при объяснении в любви, он будет краснеть, бледнеть и тщетно подыскивать нужные слова.

У Торговца, кстати, дела обстоят ровно наоборот. Эмоции великолепно развиты и дифференцированы. Торговец способен моделировать и отыгрывать любые эмоциональные состояния, а также отлично умеет вызывать нужные эмоции у

 

других. А вот чувства у Торговца остаются на уровне развития избалованного ребенка 5-7 лет.

Соответственно, Правитель молчалив и стремится скрывать свое отношение. И именно поэтому он кажется таким холодным и черствым. Только с самыми близкими и проверенными людьми он может позволить себе расслабиться и побыть самим собой.

Представителей руководства Системы Правитель видит осененными бо-жественным светом. Они для него, по сути, Боги. И тут нет ничего удивительного, ведь они персонифицируют Систему. А Система идеальна! И значит те, кто ее олицетворяет, идеальны в свою очередь.

Вот что пишет по этому поводу V. в своем «Менеджере мафии»:

Когда ты наверху, все, что ты делаешь, будет восприниматься твоим персоналом как действо гения. Для них ослиная глупость из твоих уст станет истиной в последней инстанции просто потому, что ты — босс.

 

Разумеется, Правитель — патриот. Фразы о лояльности к организации и чувство гордости за ее достижения моментально характеризуют ведущий архетип человека.

Правитель — абсолютный патриот и безраздельно предан своей организации. Даже в бизнес-среде, где по определению все продается и покупается. Я знаю множество людей, которые трудятся в одной и той же фирме много лет и отвечают категорическим отказом на все, даже самые «шоколадные» предложения рекрутеров и хедхантеров. Многие из этих людей трудятся далеко не в самых лучших условиях и получают за это отнюдь не самое хорошее вознаграждение (да и то зачастую с задержками и перебоями). То есть в среднем по рынку они на аналогичном месте могут получать зарплату на 30-50% выше.

И разумеется, Торговец вовсю пользуется патриотизмом Правителя.

Вот как это обычно бывает:

Правитель, долгое время копивший недовольство, не получая достаточной награды за свои труды, наконец

 

получает очень выгодное предложение и решается уйти в другую организацию. Конечно, он приходит к шефу, ну просто, чтобы тот был в курсе, не более того, ведь решение уже принято и Правитель его ни в коем случае не изменит. Хватит! Надоело все!

Шеф (если он, конечно, Торговец) как раз с этого и начнет. Вроде того, ну раз решил, значит, решил, что ж тут поделаешь. Жаль, конечно... эх... Мы ведь вместе столько всего совершили. Да уж. А сколько бы еще совершили. Ну ты хоть расскажи, в чем причина, из-за чего ты собрался уходить?..

Правитель, конечно, рассказывает о наболевшем. На самом деле, в глубине души, он как раз и пришел, чтобы выяснить отношение к нему и его усилиям со стороны руководства (и Торговец это чует).

Ну а далее Торговец клятвенно обещает все проблемы решить, причины недовольства снять, зарплату повысить, не сразу, конечно (ты ведь понимаешь, у нас сейчас временные трудности, продажи упали, конкуренты теснят, а тут еще и ты уходишь, и т. п.).

Просто для Правителя признание его заслуг Системой в лице Шефа (в виде грамоты или медали) гораздо важнее, чем все деньги мира.

 

ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ

 

Правитель стремится выстроить прямую, как стрела, и неоспоримую, как аксиома, последовательность: прошлое→настоящее→будущее.

Прошлое является незыблемым, и Правитель никогда добровольно его не пересмотрит. Будущее всегда имеет приоритет перед Настоящим. Поскольку Настоящее подчинено Будущему, то сегодня мы обязаны жертвовать маленькими радостями, чтобы наше Будущее стало светлым.

На наш скромный взгляд, вот здесь и скрываются страшные тайны трудоголиков: «Вот построим, Петька, коммунизм (то есть капитализм), а уж после заживем...»

Таким образом, для Правителя стрела времени — один из основных бастионов, который необходимо постоянно оборонять.

Ведь если изменить хотя бы одну из составляющих, то вся прямая начнет выходить из-под контроля. Именно это является еще одним поводом для претензий Правителя по отношению к двум другим нашим друзьям: они постоянно посягают на составные части временной стрелы с целью исказить их до неузнаваемости, причем делают это сугубо в личных интересах.

Для Правителя время подобно магистрали, прямой, как натянутая струна. Прошлое четко определено и пересмотру не подлежит. Настоящее распланировано по минутам, на «глупости» нет времени! Будущее также прописано максимально четко. И в этом смысле Правитель сюрпризов не любит. Любое расхождение фактических показателей с запланированными однозначно указывает на недостатки планирования. И за это кто-то должен ответить. Форс-мажоры, конечно, могут случаться. Но и они с максимально возможной степенью должны быть учтены, риск их появления просчитан, а меры по их устранению запланированы заранее.

Любые попытки пересмотреть прошлое, а также поспекулировать на тему Будущего Правитель воспринимает как угрозу и реагирует соответствующим образом.

Отдыхать Правитель не умеет и не любит. Кстати, риторический вопрос: как вы думаете, каким архетипом захвачены так называемые трудоголики?

 

Этичность

По сути, основной деятельностью Правителя является распределение ресурсов. Как вы понимаете, практически любое решение в этой сфере будет непопулярным. Всегда найдется тот, кто почувствует, что его незаслуженно обделили (особенно если этот кто-то — Торговец), и попытается оспа-ривать принятое решение.

Поэтому законы и правила есть необходимейшие вещи. Правитель будет сам свято соблюдать эти правила и требовать этого же от окружающих. Только если Правитель уверен, что он прав, он лишится сомнений и сможет действовать решительно и эффективно. Вот почему Тарасов в «Искусстве управленческой борьбы» уделяет этичности столь пристальное внимание.

Но, казалось бы, высокая коррумпированность российских чиновников никак не вяжется с образом Правителя и, более того, прямо противоречит этому образу. И действительно, как Правитель — этот поборник честности и принципиальности — может брать взятки?!

Но на самом деле противоречий здесь нет. Ведь Правитель — плоть и кровь Системы, а потому неукоснительно следует всем ее правилам и традициям. И если в Системе принято брать взятки, то это не может являться неправильным, а значит, Правитель будет их брать. По той простой причине, что так ПОЛОЖЕНО.

 

СТИЛЬ ЖИЗНИ

 

В жизни он скромен и сдержан. Он не любит высовываться вперед и блистать на светских раутах. Он лучше поработает. Эпоха Интернета, ноутбуков и коммуникаторов открывает для этого массу возможностей. И теперь вы можете видеть работающих менеджеров и в самолете и в поезде, некоторые умудряются это делать даже на новогоднем корпоративе.

Одевается он подчеркнуто сдержанно. Впрочем, для Правителя одежда очень важна. Ее главное предназначение — обозначать его статус в Системе. Армейская форма — воплощение этого в чистом виде. Удобство одежды при этом особой

 

роли не играет. Более того, неудобная одежда как-то мобилизует и придает повседневности ореол героизма.

В отличие от армии, в бизнесе и властных структурах не принято носить ордена, медали и знаки различия, поэтому их заменяют разного рода аксессуары (запонки, ручки, часы и галстуки).

Лучше всего «дух и буква» архетипа Правителя отражены в книгах Владимира Тарасова. Вот пример: «Его любят, и его боятся. Эти два самые сильные чувства идут за ним рука об руку». Лучше и не скажешь.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ ПРАВИТЕЛЯ

Ниже я привожу текст своей знакомой. На мой взгляд, это очень хорошая иллюстрация стратегии Правителя в действии.

Я сдержанна. Очень сдержанна в эмоциональной сфере. Проявлять по поводу и без повода свои эмоции, чувства — это примитивно. Кроме того, еще и опасно. Сдержанность — это панцирь своего рода, защита от внешней интервенции. Но это уже если рассуждать и интерпретировать. А если не погружаться в глубокий анализ причинно-следственных связей, то просто бесят меня ахи-охи, вздохи, слезы, восторги и проч. Я не практикую это сама, тем более меня раздражает это в окружающих. И еще как раздражает! Это мой мощнейший психологический аллерген! Но я не считаю себя холодной. Просто считаю дурным тоном демонстрировать окружающим те чувства, страсти и переживания, которые и меня захлестывают, как всякого другого человека.

Я стремлюсь помогать людям, покровительствовать им. Но, несмотря на предельную благосклонность, которую я проявляю, люди не тянутся ко мне, как будто в какой-то момент общения натыкаются на невидимую преграду. Можно было бы подумать, что я умышленно дистанцируюсь, что именно описанная выше сдержанность проявляется в холодном или высокомерном обращении. Однако это не так! Я всегда всячески стараюсь расположить к себе

 

собеседника, найти общий язык, оказать помощь. Тем не менее, имидж простого человека, «своего парня» мне никогда не удается. Подозреваю, многие считают меня высокомерной занудой, заносчивой выскочкой и были бы даже рады, если бы меня немножко «пообломали». Зависть — вечный спутник успеха. Кстати, никогда не испытывала этого чувства и искренне удивляюсь его существованию в палитре человеческих чувств. Нет, правда, неужели зависть существует? Я не понимаю ее смысла.

Ну, в общем, теплых близких отношений с людьми у меня не складывается, в целом я и не испытываю в этом потребности. Коль скоро я не люблю изливать душу и выслушивать взаимные излияния, я не стану задушевным другом-жилеткой.

Может быть, это еще потому, что я не люблю сплетен. Я считаю, низко обсуждать кого-либо. Мне неловко обсуждать даже свою личную жизнь и личные дела собеседника, так как я считаю: мой дом (читай — моя жизнь) — моя крепость. Не впускать же туда каждого встречного-поперечного! Оберегая свою территорию, я уважаю и территорию собеседника, поэтому мне одинаково неприятны как обсуждение личных-интимных подробностей жизни других людей, так и откровенные излияния какого-либо чрезмерно откровенного собеседника.

Вообще-то с коммуникативной компетентностью у меня все ок. Я много общаюсь с людьми по роду своей деятельности, часто выступаю публично. Считается, что мне это хорошо удается. Хотя мое ощущение — что я иногда говорю с аудиторией на инопланетном языке, о каких-то высочайших заоблачных материях, которых они не понимают. Непростительный недостаток для оратора. К сожалению, я не всегда могу спуститься до уровня слушающей меня аудитории, в общем, и не ставлю перед собой такую задачу.

Вообще, я считаю себя человеком достаточно благородным, я не опускаюсь до низких поступков, оскорбляющих человеческое достоинство. У меня есть моральные устои, принципы, которыми не поступаюсь, и я очень четко осознаю их.

 

Я люблю, когда люди меня понимают, разделяют мои идеи (ведь для меня они так просты и понятны, почему для всех это такая проблема?), в конце концов, просто прислушиваются к моему мнению. Это в действительности так, хотя большинство «прислушивающихся» делают это в силу моего проверенного временем авторитета эксперта в тех вопросах, по которым я высказываюсь, а не потому, что доверяют моей точке зрения, принимают мою жизненную позицию.

Меня раздражает глупость, и вместе с тем я одновременно отношусь очень снисходительно к проявлениям этой глупости. По принципу «Что с дурака возьмешь, кроме анализа».

А вот что действительно вызывает у меня не просто раздражение, а скорее недоумение, оторопь, даже ступор — это когда люди не выполняют своих обязанностей или нарушают субординацию. Это почти преступление, поражающее своим бессмыслием.

Мне очень нравятся люди самостоятельные, способные выполнять работу при минимальных указаниях относительно тонкостей и мелочей. Хорошо, когда человеку достаточно сказать, что сделать и минимально намекнуть, скорее, предложить, как сделать. Но он может выбрать и свой путь. Главное, чтобы цель была достигнута. Я сама умею достигать поставленных целей, самостоятельно и в команде. И приветствую это качество в других людях. Я рада, когда мои подчиненные могут освободить меня от скрупулезной проработки деталей, я не люблю вникать в дело слишком глубоко, у меня нет на это времени. Тем более если я уж начинаю вникать во что-либо, я начинаю «мудрствовать лукаво», размышлять, взвешивать, сомневаться... (Мудрец) А вот это меня выводит из себя — неопределенность, отсутствие четкости, системы. Вообще, любая неопределенность, коими так богата жизнь, вызывает у меня состояние нетерпения, близкое к аффекту. Вот ожидание тоже из этой оперы.

Я люблю планировать. Формировать будущее, его образ в своем воображении, чтобы потом реализовать его в действительности. Мне нравится использовать свои

 

интеллектуальные ресурсы для того, чтобы упорядочить хотя бы частицу вселенского хаоса. Я люблю организовывать. Когда все винтики, болтики, гаечки (читай: люди, время, деньги, материальные ресурсы) вдруг складываются в четко работающий механизм, выполняющий последовательно конкретные задачи. Я люблю, когда работа выполнена, это приятное ощущение своей значимости. Ведь механизм работал и сработал благодаря эффективному руководству. Я могу точно сказать — я не стремлюсь к власти, но как инструмент достижения цели, реализации плана — она мне необходима, и приятно осознавать, что твое влияние на людей приносит ощутимую пользу, им в том числе. Кстати, у меня проблемы с результатами. Я отслеживаю у себя тенденцию увлекаться действием, довольствуясь малым результатом. Там, где надо было бы дотянуть до огромного восклицательного знака в концовке, у меня зачастую возникает какая-то неопределенность, многоточие... Хотя, может быть, просто нет предела совершенству, и всегда кажется, что можно и нужно было сделать больше и лучше, чем сделано?

Конечно, бывают и откровенные проколы. Критика проколов для меня практически невыносима. Может, кто-нибудь слышал о каких-нибудь эффективных тренингах?

Ну, чтоб натренироваться до полного беспамятства, когда все критические замечания «об стенку горохом»? Критика сильно уязвляет мое самолюбие, это одно из явлений, которому я не нашла противоядие. Я сама знаю о своих недоработках и недочетах, о причинах каких-либо сбоев, я делаю из этого верные выводы, когда же идет указание на недостатки в моей работе или работе моих подчиненных, отдела, я словно с цепи срываюсь, я на всех парах рвусь в бой и почти себя не контролирую, поэтому сгоряча могу наговорить бог весть что. Ну это не касается высшего руководства (не потому, что я робею перед руководителем, упаси Бог меня заподозрить в страхе, я бесстрашный человек). Просто в этом случае закон субординации не позволяет мне перечить вышестоящему управленцу. Его право — указывать на недостатки. От этого процесс, естественно, не становится менее болезненным.

 

Я считаю себя уравновешенным человеком. Хотя моя жизнь полна стрессов и я практически живу на работе и живу работой, я не ощущаю душевного дискомфорта, поэтому всегда спокойно реагирую на происходящее, сколь бы форс-мажорным, напрягающим оно ни было.

Насчет работы. Мой рабочий день начинается в 7.00 и заканчивается в 22.00. плюс-минус 1,5 часа (чаще плюс, чем минус). Я работаю интенсивно, и мне это нравится. Даже для того, чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать! Я работаю и в выходные. Собственно, это уже не выходные, раз я работаю. Но я воспринимаю их так — по крайней мере, отдых заключается уже в том, что можно спокойно и размеренно поработать, никто не будет мешать. Я думаю, я могла бы жить и другой жизнью. Без фанатизма. Без напряга, форс-мажора, кипящих мозгов. Если бы у меня сложилась судьба «домохозяйки» — я думаю, я занялась бы наукой. Ведь именно форс-мажор, гонка, нехватка времени не позволяют мне глубже вникать в суть вещей, изучать их природу. Вполне вероятно, что, устав от этой мясорубки, я подамся «в горы». Но это время еще не пришло.

РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ (КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ АХЕТИПА НА СОЗНАНИЕ ИНДИВИДА)

 

Здесь и далее при ознакомлении с кратким описанием важно помнить следующее. Наиболее ярко все эти характеристики проявляются, если у человека актуализирован всего один архетип из нашей троицы. Если психический бюджет поделен между двумя или тремя архетипами, интенсивность проявлений каждого из них будет ниже, а разрушительные проявления архетипа могут быть скомпенсированы.

«Этот мир можно изменить, только наведя в нем порядок, предварительно подчинив его своей воле. Ведь люди в массе своей ленивы и безответственны!»

Мышление:

традиционализм и консерватизм;

четкое планирование;

ответственность;

принципиальность;

воля.

Эмоции:

сдержанность в эмоциональных проявлениях;

трудности в выражении чувств;

постоянное недовольство своими достижениями.

Поведение:

властность;

перфекционизм;

трудолюбие.

 

Глава 4 ЛАВКА ТОРГОВЦА

 

Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех!

Чертенок № 12

Лидер — продавец надежды.

Наполеон

Почему Лавка? Да потому что в ней все на продажу! Только предложите интересную цену, и любая штучка в этой лавке — ваша!

Кстати, чрезвычайно популярный и ненавидимый одновременно проект «Дом-2» — как раз типичная «лавка Торговца». Ребята готовы на все, лишь бы вызвать эмоции у телезрительской аудитории. Не важно, какие это будут эмоции, положительные или отрицательные, главное, чтобы поболь-
ше и посильнее.

Или, как сказала Мадонна, «Не важно, плохо о тебе говорят или хорошо, главное — чтобы о тебе говорили!»

Итак, мы в кабинете, то бишь, в «лавке». Давайте осмотримся.

На столе царит, мягко говоря, беспорядок, множество бумаг, тут же какие-то диски, визитки, журналы. Торговец любит спонтанность, не любит жесткого планирования и предпочитает заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Убирает на столе он очень редко.

В шкафу немного книг. Они или модные, или редкие. Полгода назад у одного из руководителей я увидел полное собрание сочинений В.И. Ленина. Он тут же на это отреагировал и начал цитировать Ленина.

 

Конечно, он сам ленинцем не является, Боже упаси, просто, у кого еще такое есть. Ведь больше ни у кого в наше время вы книг Ленина не встретите Точно так же и практически любая вещь, которая в кабинете Торговца находится, призвана производить впечатление на посетителей. То есть можно сказать, что все здесь продумано до мелочей. Кстати, если вы желанный гость, вам вполне могут предложить выпить и, разумеется, напиток будет дорогой и экзотический.

Торговец! Вот он перед нами. Посмотрите на него. Он настоящий «красавчик»! С ним всегда легко и весело. Он всегда весел, бодр и готов к приключениям. Он настоящий авантюрист и всегда находится в поисках приключений. Он никогда не сидит на месте. Противоположный пол от него просто без ума.

Фортуна и деньги постоянно на его стороне. Его появление нельзя не заметить. Говорит он громко и много. Так же много жестикулирует, а на лице его всегда улыбка.

Он легко находит общий язык с любым. Стоит ему захотеть, и уже через десять минут вам кажется, что он ваш лучший друг, товарищ и брат.

Каждый из нас хотел бы жить так же. Не так ли?!

А теперь, если вы действительно хотите так жить и готовы актуализировать стратегию Торговца, мы копнем глубже.

 

МОТИВАЦИЯ

Выгода!

Именно она заставляет Торговца двигаться вперед. Не видя личной выгоды, Торговец ничего делать не будет. А вот ради выгоды Торговец готов на все.

Выгоду он понимает только сиюминутную и не очень трудную в достижении. Торговец не будет работать в призрачной надежде, что через несколько лет он получит повышение, и уж тогда... Он живет сегодняшним днем, хочет всего и, очень желательно, сразу.

 

Торговец живет сегодняшним днем. Его девиз: «Прошлое уже прошло, будущее еще не наступило, так чего про это задумываться? Нужно жить сейчас!»

Однако это не значит, что прошлое и будущее его совсем не интересуют. Ему важно, чтобы окружающие верили, что он всегда был, есть и будет подлинным Красавчиком, и ради поддержания этого образа он готов посоревноваться хоть с самим бароном Мюнхгаузеном.

Впрочем, иногда стóит, если искажение или прояснение Прошлого либо преподнесение в определенной тональности Будущего чего-то стóит в Настоящем. Для Торговца мера всех вещей — он сам. Влияние этой стратегии практически освобождает человека от оглядки на общественное мнение. У него другая система измерения: выгодно для меня — значит, хоро-
шо, невыгодно для меня — значит, плохо.

Весь мир делится для него на два типа объектов:

1) те, что могут быть использованы Торговцем к своей выгоде, а значит, интересны ему;

2) те, что не могут принести выгоду, а значит, неинтересны.

Торговец авантюрист по сути. Он азартный игрок и не любит сидеть на одном месте. Он всегда в поиске места получше.

 

СТИЛЬ ЖИЗНИ

Торговец хочет быть самым красивым и желанным. Он хочет, чтобы его любили, хотели, вожделели, чтобы им восхищались, завидовали ему, наконец. И ради этого он готов на все. Только бы это восхищение и всенародная любовь никогда не заканчивались.

Собственно, здесь особо нет смысла расписывать его пожелания.

Гламур — вот воплощенная мечта Торговца. Пафос, понты и т. п. По сути то же самое, только другими словами, все это вотчина Торговца и ему здесь нет равных.

Он любит жить, во-первых, красиво, во-вторых комфортно.

Он обожает все то, что: эксклюзивно, спец., VIP, Limited Edition и т. п.

Кроме того, комфорт во всем — это основной принцип.

 

Если самолет — то первый класс, если гостиница — то номер люкс.

Любить — так королеву, красть — так миллион! К одежде те же требования; она должна, во-первых, быть комфортной, во-вторых, привлекать максимум внимания.

Поскольку он обожает быть в центре внимания, то и одевается броско и порой вызывающе. Лучшая иллюстрация стиля Торговца в одежде — стиль Евгения Чичваркина (бывший совладелец компании «Евросеть»).

Чувство стиля и вкус у Торговца есть, но иногда он явно перебарщивает.

Торговец обожает общение и никогда от него не устает. Он прирожденный тусовщик. Вечеринки и светские рауты — это его стихия. Для Торговца содержание общения имеет третьестепенное значение. Ведь для него главное — эмоции. Торговец может общаться часами с любыми людьми и на любые темы. Ну впрочем, не совсем на любые. На самом деле, только на те, которые так или иначе касаются его самого. То есть он может, конечно, поднапрячься и пару часов посвятить теме размножения сусликов в условиях сибирской тайги, но только в случае, если увидел в этой теме какой-то реальный «гешефт» для себя.

Потрясающий эгоцентризм Торговца проявляется через потрясающий пафос, с которым он относится ко всему тому, что он делает.

Иногда, например, Торговец пользуется следующим приемом — говорит о себе в третьем лице, как бы любуясь на себя со стороны (см. книги бизнес-тренера Александра» Деревицкого или американского миллионера Зига Зиглара), также вспоминается пресловутая фраза еще одного «широко
известного в узких кругах» Торговца: «Звезда — в шоке!»

Теперь нам необходимо поговорить о еще одном, пожалуй, самом потрясающем качестве Торговца — он может пpoизносить удивительно убедительные и мотивирующие речи!

Причем, что характерно, даже банальные до зубовного скрежета истины в его устах могу звучать как откровения, только что спустившиеся с небес.

Ежедневно сотни и тысячи человек читают книги, написанные Торговцем, ходят на тренинги и семинары, проводимые Торговцами, или смотрят их в записи (типа «Как стать

 

богатым, красивым и знаменитым» или «Как соблазнить любую женщину»).

И эффект всегда один и тот же: «Вот здорово, как же все просто! Как же я раньше об этом не догадался! Ну все, выйду отсюда — горы сверну!!!»

Человек выходит из ситуации — и... Все остается по-прежнему!

Дело как раз в том, что Торговец ничему не обучает, он не дает анализа и обратной связи, он только транслирует эмоции. Люди приходят к нему с эмоцией под названием «Надежда», вот с этой эмоцией он и работает. И работает, надо сказать, великолепно!

Ну это, собственно говоря, его специализация. За это ему и платят.

Вот мы и подошли к ключевой компетенции Торговца. Можно сказать, к его «конкурентному преимуществу».

Итак...

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо, эмоциональный интеллект — это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию человеком его собственных эмоций и эмоций окружающих. Эмоциональный интеллект рассматривается как подструктура социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями.

Если обычный интеллект (назовем его рациональным) оперирует понятиями и определениями, то эмоциональный интеллект оперирует эмоциями. Эмоциональный интеллект является, пожалуй, самой характерной чертой Торговца. Ни Мудрецу, ни Правителю он практически недоступен.

Если говорить просто, то можно сравнить эмоциональный интеллект Торговца со слегка кривым зеркалом.

То есть он просто ловит вашу эмоцию и отражает ее вам, слегка искажая эту самую эмоцию в нужном ему направлении.

 

Если же вы стоите истуканом и стараетесь не реагировать, то это самое «зеркало» начнет посылать вам в глаза солнечных зайчиков (то бишь, всячески провоцировать), чтобы заставить отреагировать и проявить свою суть. И все!

Никакой рефлексии, поисков смысла и прочих душевных терзаний.

Мне, честно говоря, непонятно, почему исследователи эмоционального интеллекта упорно пытаются механически склеить эмоциональный и рациональный компоненты человеческой психики,

На самом деле, проявления эмоционального интеллекта и самосознание по сути своей — антиподы, И это, кстати, легко проверить!

Просто спросите у отличного торговца: как именно он продает и из чего состоит процесс продаж?

Когда я работал в торговой компании, я проводил этот «эксперимент» много раз.

Эффект всегда был примерно один и тот же.

Человек серьезно задумывается и отвечает минимум через минуту, а то и через пять минут.

И даже если это происходит на тренинге продаж, где сама ситуация требует включения самосознания, даже там этот вопрос, заданный в лоб, вызывает серьезную мыслительную деятельность участников.

То есть люди отлично продают и при этом никогда толком не задумывались о том, как именно они это делают!

Это может показаться невозможным, но Торговец живет и мыслит в других категориях, и потому для него это нормальная ситуация. Он просто предпочитает не задумываться о всяческой подобной ерунде.

А теперь давайте вернемся к проблематике эмоционального интеллекта.

Конечно, мы все имеем и эмоциональную подоплеку поведения, и рациональную.

Но все же это разные (по сути, противоположные процессы), и вы можете всерьез делать в один момент времени только что-то одно.

 

То есть в один момент вы можете или что-то переживать, или о чем-то думать.

Одновременно вы это делать не сможете.

Личность, которая одинаково на хорошем уровне развивает и рациональный, и эмоциональный аспекты своей психики, принято называть гармоничной.

Стоит ли говорить, что таковых личностей чрезвычайно мало?

А люди со стратегией Торговца развивают прежде всего свой эмоциональный интеллект, а к развитию рационального интеллекта (то есть абстрактного мышления) относятся очень скептически.

По той простой причине, что не видят в абстрактном мышлении (а также знаниях, эрудированности и широте кругозора) никаких преимуществ и выгод.

Именно поэтому Торговцу всегда скучно учиться в школе или университете. То есть учиться стандартными для нашего общества средствами, посещая лекции, зазубривая билеты и защищая курсовые работы.

Ведь в процессе самого такого обучения (я имею в виду непосредственно учебный процесс, а не студенческие вечеринки и поездки в летние вузовские лагеря) развиваются сугубо рациональный интеллект и абстрактное мышление. А следовательно, свои ключевые навыки Торговец в это время не развивает никак.

Поэтому, если вы хотите определить, кто является Торговцами в вашем вузе, то искать их на лекциях бессмысленно, просто загляните пару раз в университетское кафе — и вы их всех там найдете.

Они там завсегдатаи.

И это правильный стиль обучения для Торговцев.

Дело в том, что эмоциональный интеллект развивается именно и только в непосредственном общении с другими людьми (и уж никак не на лекциях или семинарах).

И общаясь в кафе за чашкой чего-нибудь, Торговцы оттачивают свои на-выки эмоционального интеллекта, чтобы потом применить их, например, в общении с преподавателем при сдаче сессии.

 

А вот еще пример к слову о различиях между рациональном и эмоциональном аспектами интеллекта. Из дискуссии на сайте «вконтакте.ру»:

Могу привести пример — если надо на бытовом уровне. Я сержусь на ребенка (ему полтора года) и, ругая его, хлопаю рукой по дивану. Ребенок берет мою руку нежно прижимается к ней щекой и медленно поднимает на меня хитрющие глаза. Мой гнев проходит тут же. Поясню ситуацию — жест для меня абсолютно неожиданный, он его нигде не видел, сто процентов — его импровизация, и очень эффективная. Не думаю, что полуторагодовалый ребенок делает умственные выводы (он и говорить-то не умеет!), как повлиять на мое настроение, это именно эмоциональный интеллект — суметь так проявить свои ЧУВСТВА, чтоб повлиять на ситуацию в нужную сторону и изменить мои ЧУВСТВА.

http://vkontakte.ru/board.php?act=topic&tld=3357976

Мне, однако, непонятно, почему исследователи во главу угла в структуре эмоционального интеллекта ставят навыки рефлексии, которые в него, на мой взгляд, не входят вовсе.

Например, по мнению Гоулмана, в эту самую структуру входит самосознание. Вот что он пишет:

 

Как определить самосознание? Первое и самое главное: это качество проявляется в искренности и способности к реалистичной самооценке.

Дэниэл Гоулман «Лидерство, приносящее результаты».

 

Про искренность и реалистичную самооценку Торговца мы поговорим чуть позднее, но вот я искренне, искренне не понимаю, какое отношение все это имеет к эмоциональному интеллекту как способности распознавать эмоциональнее состояния других и реагировать на них собственными эмо-
циональными состояниями.

Дело в том, что эмоциональный интеллект, как уже было сказано, — это совокупность иррациональных навыков, и развивать его через рациональные техники, такие как

 

активное слушание, рефлексивные навыки и пр., не просто бессмысленно, но и бесполезно.

И в общем, пытаться обучать Торговца эмоциональному интеллекту, если вы при этом являетесь Мудрецом, по меньшей мере оригинально.

И как бы красиво вы ни рассказывали ему о том, что в структуру этого самого интеллекта входят самосознание, рефлексия и эмпатия, он все равно вам не поверит. Просто он знает структуру этого интеллекта гораздо лучше, чем вы. Ведь он всю жизнь в этом направлении тренируется, а вы только недавно узнали об этом из книг.

А рефлексия и эмпатия — орудие Мудреца, и о них мы поговорим в соответствующей главе.

На самом деле эмоциональный интеллект работает примерно так:

Какие эмоции сейчас я могу вызвать у нее? Могу я вызвать злость?

Интересно, как она отреагирует, если я сделаю это...

Что еще я могу заставить ее почувствовать?

Алекс Лесли

И в этом весь Торговец.

Он постоянно экспериментирует с людьми, вызывая в них разного рода эмоциональные реакции, в том числе и довольно неприятные.

Делает он это по следующим причинам:

Во-первых, таким образом он расширяет диапазон и арсенал своих при-емов.

Во-вторых, и в-главных, так он ищет ключик к конкретному человеку. Как только он найдет что-то, что вас «цепляет» и вызывает в вас сильную эмоцию, Торговец обязательно это заметит, запомнит и воспользуется этим в своих (разумеется, корыстных) целях. Он может сделать это сразу или при подходящем моменте, но уж сделает обязательно. После серии по-
добных экспериментов все ваши болевые точки уже нанесены «топографические карты» и вас начинают пользовать вовсю. В случае же, если «жертва» указывает Торговцу на недопустимость подобных экспериментов, то он обычно легко сдает

 

позиции и говорит Что-то вроде того, что это всего лишь игра, что он просто прикалывается, что он и не думал вас обидеть и т. д. и т. п.

Касаемо искренности и реалистичности самооценки (упоминаемой Гоулманом) лучше пообщайтесь со знакомым

Торговцем по этому поводу — и сами все увидите. Тут есть два существенных момента:

Ожидать искренности от Торговца по меньшей мере наивно. Нет, ну разумеется, если Торговец захочет произвести на вас впечатление, то вы легко убедитесь, что он самый искренний человек на Земле.

Но на самом деле он очень скрытен, и свой внутренний мир не показывает никогда и никому.

И у этой скрытности есть очень серьезная причина. Ведь если Торговец откроет перед кем-то все свои мечты и заветные грезы, все свои болевые точки, все свои страхи и сомнения, то тот Другой этим обязательно воспользуется.

И не надо тут рассказывать, что Другой необязательно этим воспользуется.

Ведь сам Торговец чужие страхи и сомнения пользует вовсю, а значит, и всякий другой человек действует точно также.

У Торговца самооценка всегда завышена. И в этом тоже есть очень глубокий смысл. Просто в продажах с адекватной, а уж тем более заниженной самооценкой вам делать нечего. Как сказал один мой знакомый, «залог успешной торговой карьеры — беззаветная и непререкаемая любовь к самому себе!».

Впрочем, Торговец всегда продает себя, и для этого ему необязательно связывать свою карьеру со сферой торговли. Людей со стратегией Торговца можно встретить в любой сфере деятельности.

Таким образом, завышенная самооценка — одно из важнейших свойств Торговца.

И наоборот, развитие самосознания и рефлексии губительны для него. Ведь они открывают дорогу для неуверенности и сомнений в своей правоте.

А как мы уже говорили, будешь сомневаться — не сможешь продавать.

 

То есть стоит человеку всерьез задуматься о том, такой ли уж он «Красавчик», и Торговец тут же покинет его сознание.

Поэтому самооценка — основной бастион Торговца. Он никогда не признается в ошибке и не признает своей вины, а до последнего будет доказывать, что виноват кто угодно, кроме него самого. Причем сам он в это свято верит.

Очень хорошая иллюстрация подобной стратегии — выступления В.В. Жириновского. Он также демонстрирует одну из характерных тактик Торговца: когда ему задают неудобный вопрос, он его пропускает, как будто не услышал, и продолжает говорить о том, о чем он хотел бы говорить.

Об этом способе защищать самооценку есть пословица: «Ему плюй в глаза, а он все — божья роса».

Ну или классика жанра:

Если вы меня не любите, значит, вы мне просто завидуете!

ТМ

Вы в любом случае увидите: тот, кто обладает эмоциональным интеллектом, имеет плохие навыки рефлексии (они ему просто не нужны) и не особо задумывается, что именно, как и зачем он делает. (Выгодно — вот и делаю, перестанет быть выгодно — тут же брошу и займусь чем-нибудь другим. О чем тут думать?) А тот, кто обладает потрясающим самоконтролем и искренностью (которые, по мнению многих авторов, входят в эмоциональный интеллект в качестве двух из пяти основных навыков), является «полным мужланом и бесчувственным сух







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.